Учения Десницкого С.Е., Неволина К.А., Чичерина Б.И., Соловьева В.С. о государстве и праве ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ ЮРП-М-О-17-3 ГЛУХОВСКОЙ И.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Advertisements

Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Право Правовая культура – необходимый элемент общей культуры человека Правовая культура – необходимый элемент общей культуры человека Законопослушные граждане.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие выборов и избирательной системы. 2.Избирательное право. 3.Избирательный процесс. 4.Избирательная система.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
Правление Екатерины II гг.. Приход к власти В результате заговора( во главе которого стояли братья Орловы); В результате заговора( во главе.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
" Ф РАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ" Подготовила Крамаренко София.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
День молодого избирателя «Гражданин и выборы» ВЫБОРЫ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МБУ «Ивангородская центральная библиотека»
Понятие и принципы законности и правопорядка. Выполнил:Пашаев Иса ЭУ-326.
Транксрипт:

Учения Десницкого С.Е., Неволина К.А., Чичерина Б.И., Соловьева В.С. о государстве и праве ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ ЮРП-М-О-17-3 ГЛУХОВСКОЙ И.Г.

Основоположник русской юриспруденции, Семен Ефимович Десницкий происходил из мещан города Нежина. Родился в конце 30-х – начале 40-х годов XVIII века. Окончив Троицко-Лаврскую семинарию, он в 1759 году был направлен в гимназию при Московском университете. Десницкий был переведен в число студентов 26 апреля 1760 года. Скорее всего, он начал обучаться в ректорском классе. По указанию Шувалова И.И., Десницкий был командирован в Университет Глазго, где он изучал юриспруденцию, историю, математику, химию. В 1765 году он был удостоен степени магистра искусств, а в 1767 году получил звание доктора гражданского и церковного права. При этом С.Е. Десницкому были пожалованы привилегии английского гражданства, несмотря на то, что он оставался российский подданным. Вернувшись обратно в Россию и выдержав экзамен на право чтения лекций, С.Е. Десницкий занял должность профессора права в Московском университете, где сначала читал римское право, а потом первый начал разработку русского права и вообще преподавания права на русском языке.

Кругозор Десницкого был достаточно широким, а образование разносторонним. В Англии он изучал произведения многих западноевропейских мыслителей, политических писателей и философов» Теоретические положения своей доктрины он часто аргументировал ссылками на труды Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита и др. В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных состояний, хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательство дикорастущих плодов); вторым– скотоводство и пастушество; третьим– «хлебопашественное состояние» и последним, четвертым,– «коммерческое». В первых двух главенствует коллективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В «хлебопашественном состоянии» появляются жилища, каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает желание получить все это «во всегдашнее право собственности». Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Джона Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж. Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать. Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние «первой возникающие государства», соответствовавшие «хлебопашественному состоянию», государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его реализации. Однако Десницкий высказал предположение, что власть в обществе с самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством. Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную монархию.

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом – Сенатом, состоящим из 600–800 депутатов. Сенату дозволено «_с приказанием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать- и сверх того, пошлины в государстве налагать», войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать». Но «конечное повеление» принадлежит только монарху. Сам представительный орган «никаких узаконении без изволения и приказания монархов в России не предпринимать, не делать» не должен. Сенату также вручается еще и высшая судебная власть. В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллигенции («училищных») по избирательному праву с умеренным цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сенаторы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решения. Все сенаторы равноправны независимо от их сословной принадлежности. Для заседаний Сената и «жилья» сенаторов Десницкий рекомендует «построить в Москве и Санкт-Петербурге особливые здания». В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту. Низшая судебная инстанция определена в проекте Десницкого в виде всесословного судебного органа при местной административной власти. Таким образом, здесь он проявил определенную непоследовательность, не доведя до конца осуществление принципа независимости суда. Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления– коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату. У Десницкого есть еще и показательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает. В дополнение к показательной власти Десницкий присовокупляет еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом, с тем «чтоб одна власть не входила из своего предела в другую», так как от исполнения ими своих функций «зависят все почти чиноположения и все главные правления в государствах».

К крепостному праву Десницкий относился отрицательно, усматривая в нем основное препятствие для развития промышленности и земледелия. Не предлагая полной его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определенные ограничения осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права собственности на обрабатываемую землю и орудия труда. При этом, по его мнению, необходимо принять законы, запрещающие продажу крестьян без земли. В правовой сфере Десницкий также разработал ряд институтов. Он предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное. В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания характеру и составу преступления и т.д. При этом он считал необходимым пересмотреть существующую классификацию преступлений по видам, поставив на первое место преступления против личности и частной собственности. «Самыми первыми и святейшими законами» должны быть те, «которыми защищаются наше здравие и жизнь. Вторыми- те, которые берегут нашу собственность и владение-» Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, но возражал против «мучительских» способов ее исполнения, а также применения позорящих наказаний. Десницкий требовал строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни. В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговые отношения, которые будут препятствовать войнам. Рассматривая итоги наиболее крупных исторических войн, он характеризовал их результаты как отрицательные. Однако необходимость армии как средства «защищения от неприятельских нападений» Десницкий признавал и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества. Одновременно он предупреждал о том, что содержание большой армии дорого и опасно. «В государствах, в которых одна военная сила и военное чиноположение, свободные науки и художества не процветают». Обращаясь к вопросу об армии, Десницкий рассматривает и проблемы, связанные с ее формированием, содержанием, уровнем боеспособности. Десницкий выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию. «Российская монархия, – писал он, – самоеда приглашает быть участником законодательной власти». Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России, распространению которых способствовала и просветительская деятельность Десницкого. Так, он перевел труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских Судебниках и Соборном Уложении 1649 г. и других историко-юридических документах. В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России.

К.А.Неволин родился в 1806 г. в городе Орлове Вятской губернии в семье священника. Когда встал вопрос об образовании, выбор был сделан в пользу Вятской семинарии, по окончании которой в 1824 г. будущий ученый был переведен в Московскую духовную академию. Полный учебный курс академии Неволин успешно изучил всего за три с половиной года. Еще до сдачи магистерских экзаменов в 1828 г. по личному выбору митрополита Московского Филарета, по представлению М.М.Сперанского и «по высочайшему повелению» в числе трех лучших студентов он был рекомендован для правового обучения во II-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Обучение, проходившее под основным руководством Сперанского и непосредственным наблюдением М.А.Балугьянского (выдающегося кодификатора того времени, первого ректора Петербургского университета), должно было включать в себя не только изучение теории правовых наук, но и погружение в практические проблемы. С этой целью Сперанский составил план занятий таким образом, что помимо посещения лекций, во II-м отделении Канцелярии студенты активно привлекались к работе по составлению Свода законов Российской империи.

В киевский период творчества Неволина был опубликован его главный труд общетеоретического характера двухтомная «Энциклопедия законоведения» ( ). В 1851 г. в Санкт-Петербурге увидела свет другая его фундаментальная работа трехтомная «История российских гражданских законов», в которой разработаны основы российской научной цивилистики. Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т. е. всю юридическую науку в целом. Общий предмет законоведения законы. Различные науки законоведения (отдельные юридические науки) изучают этот общий предмет с разных сторон. С учетом этого Неволин выделяет в структуре юриспруденции различные «разряды» наук законоведения и составные части. Энциклопедия законоведения Неволина это «теория науки законов», согласно которой целостность юриспруденции и связь между отдельными юридическими науками «основывается на единстве их предмета». В концептуально сжатой форме она излагает всю теорию и методологию юриспруденции в целом и ее составных частей. Благодаря этому в процессе изучения юриспруденции энциклопедия законоведения выступает не только как вводная, но и как завершающая учебная дисциплина. Неволин постоянно подчеркивал необходимость энциклопедии законоведения «для начинающих и оканчивающих курс наук юридических». Учение Неволина о праве и государстве находится под заметным влиянием гегелевской философии права и ряда положений немецкой исторической школы права. Это влияние сочетается в учении Неволина с его стойкими религиозными взглядами (религиозное воспитание в семье священника, исходное богословское образование) и лояльным политическим отношением к тогдашней российской действительности (по образцу позитивно- реформаторской позиции его знаменитого наставника Сперанского). В целом можно сказать, что в условиях современной ему России Неволин был умеренным гегельянцем с историко-позитивистским подходом к российским реалиям. Общим предметом законоведения, по Неволину, являются законы. Сущность закона правда (справедливость): «Закон по существу своему есть вообще правда». Подлинный смысл правды (справедливости) можно выявить и уяснить лишь путем философского исследования. «Точным и твердым образом, подчеркивает Неволин, существо правды может быть определено только в философии». Согласно его концепции философии законодательства, понятие правды (справедливости) это проявление божественного начала в мире нравственном, где божество открывает себя при участии и посредстве людей. «Существа нравственные сознают идею правды Божественной и в своей воле осуществляют ее».

Понятие гражданского общества Неволин определяет следующим образом: «Совокупность лиц самостоятельных, соединенных в одно общество для удовлетворения их частных потребностей общими силами, или совокупность лиц, соединенных между собой общими нуждами и общими усилиями для удовлетворения их, есть гражданское общество». При этом Неволин, в отличие от Гегеля, под гражданским обществом имеет в виду все исторические формы общества на разных этапах его возникновения и развития, а не только буржуазное общество (т. е. исторически наиболее развитую в ту эпоху форму общества). Вместе с тем в своем определении гражданского общества Неволин использует ряд характеристик, которые по существу относятся к буржуазному гражданскому обществу в гегелевском понимании и толковании. Так, субъектами гражданского общества у Неволина, как и у Гегеля, выступают самостоятельные (т. е. независимые) лица, которые в условиях разделения труда и товарно-денежных отношений преследуют свои особенные частные интересы и удовлетворяют их собственными средствами произведениями собственного труда. Характеризуя члена гражданского общества, Неволин подчеркивает, что «во всех своих действиях он прямо и непосредственно имеет в виду свое частное благо». Вопрос о «происхождении государства из гражданского общества» Неволин трактует по гегелевской схеме восхождения от абстрактного к конкретному: «гражданское общество переходит к государству». Государство при этом выступает как истинное основание бытия и нравственно всеобщая, неограниченная, бесконечная цель для особенных и ограниченных целей членов гражданского общества. Определение понятия государства у Неволина звучит так: «Союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятельности еще цель нравственно-всеобщую совокупность всех высших целей человеческого духа, есть государство». В государстве особенные цели индивидов получают дальнейшее всестороннее развитие, при этом цель деятельности члена государства «не свое особенное благо, но всеобщее благо, благо целого». В числе государственных органов Неволин выделяет верховную государственную власть и различные подчиненные власти, предназначенные для исполнения велений верховной власти.

В своем правовом учении Неволин, различая естественные законы (естественное право) и положительные законы (позитивное право), отмечает, что «первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые случайную и ограниченную, первые, взятые в их совокупности, образуют идею законодательств, которые служат ее проявлением». Соотношение естественного закона (т. е. идеи закона) и положительного закона (т. е. формы внешнего проявления и выражения идеи закона в законодательствах разных государств) Неволин трактует как взаимосвязь двух составных частей «во всяком законодательстве». При этом естественные законы (идея законодательств) это та часть «всякого законодательства», которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления, а положительные законы (как формы проявления идеи законодательств) та часть «во всяком законодательстве», которая познается только из самого законодательства, действующего в государстве, и имеет обязательную силу только потому, что она установлена государством. «В действительности ни одна из поименованных частей не может существовать отдельно от другой и без другой: первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как особенное) без первой (как своего всеобщего) есть только хаотическое смешение разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменного достоинства». По поводу политически острой во все времена проблемы несоответствия позитивных законов «идее законодательств» (т. е. фактически о произвольных, правонарушающих законах) Неволин философски отстраненно и деликатно замечает: «Случайное отношение между ними, т. е. не основанное на необходимости вещи, может состоять в противоречии их друг с другом». Возможность противоречия позитивных законов «идее законодательств», таким образом, признается, но критически не исследуется. Так, впрочем, обстоит дело и в гегелевской философии права, которой здесь, да и во многих других местах своего учения Неволин следует, правда, с постоянной оглядкой на исторически менее развитую российскую действительность (по сравнению с немецкими реалиями времен Гегеля).

Чичерин Борис Николаевич ( ), юрист, историк, философ. Образование получил в Московском университете, по окончании которого занимал кафедру государственного права до Избранный московским городским головой, он вынужден был оставить этот пост в 1884 и выехал в деревню, где проживал до своей кончины. Последователь либеральных доктринеров, Чичерин отличался узостью и прямолинейностью научных и политических воззрений, но вызывали всеобщее уважение стойкость его убеждений и благородство поведения. Из работ Чичерина следует выделить «Опыты по истории русского права» и «Очерки Англии и Франции», первое на русском языке систематическое описание государственного устройства этих стран.

Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность дей­ствий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из тре­бования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает тре­бование свободы внешней: действия людей необходимо разграни­чить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбеж­ных при совместном существовании. Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. Субъективное право это законная свобода челове­ка что-либо делать или требовать; объективное право закон (со­вокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий пра­ва и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы "источник права не в законе, а в свободе". Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утверждавших, что "право минимум нравственности" (Еллинек, Соловьев). Пра­во, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку та­кое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтоже­нию свободы, к насильственному осуществлению нравственных на­чал.

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чи­черин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство, по его учению, "есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага". Основными элементами государства, по Чичерину, являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Он писал, что идея государства и его цель гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага. Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различ­ные начала общежития приводятся к идеальному единству: "Мо­нарх представляет начало власти, народ и его представители начало свободы, аристократическое собрание постоянство зако­на, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действо­вать согласно для достижения общей цели". Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядка­ми самодержавной России, о которых он не раз отзывался крити­чески: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной за­коном и обставленной независимыми учреждениями". Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию опреде­лялось и тем, что в его реакционной политике он видел нечто, чреватое революцией: "Там, где господствует упорная притеснитель­ная система, не дающая места движению и развитию, там рево­люция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории". Чичерин был противником ре­волюции, но сторонником реформ. Он призывал правительство "не потакать проискам Чернышевского, Добролюбова", считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России само­ограничение абсолютной власти.

Чичерин утверждал, что земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость сильной монархической власти: "В отличие от Запада, где общественное устройство сложи­лось само собой, в России монархия сделалась исходною точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни". Чичерин был современником реформ и контрреформ в периоды царствования Александра II и Александра III. Перспективы раз­вития государственного и правового строя России по- разному ста­вились и обсуждались в газетах того времени, в различных обще­ствах и кружках. Чичерина тревожило то, что "либерализм", по-разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда новомодных "либералов" расходились с его представлениями о сво­боде. Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма. Он отвергает либерализм "уличный" и "либе­рализм оппозиционный", которые все порицают и критикуют, ниче­го реального не предлагая взамен. Позитивный смысл свободе мо­жет придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охрани­тельный, сущность которого состоит "в примирении начала свободы с началом власти и закона". В политической жизни лозунг охрани­тельного либерализма означает: "Либеральные меры и сильная власть, либеральные меры, предоставляющие обществу самосто­ятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, силь­ная власть, блюстительница государственного единства, связую­щая и сдерживающая общество, охраняющая порядок; строго над­зирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверен­ность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила".

В.С. Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева Отец отличался строгостью и непререкаемым авторитетом Со стороны матери Поликсены Владимировны Соловьев принадлежал к украино-польской фамилии, приходился родственником мыслителю Григорию Сковороде Философ гордился своим пращуром, считал, что унаследовал от него свою духовность Всего в семье Соловьевых было двенадцать детей В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру "Я никогда потом не встречал материалиста столь страстно убежденного Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель.

В своем философском учении о праве В. С. Соловьев ( ) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы". Естественное право как нечто умозрительное - это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права. "Таким образом, - писал Соловьев, - под естественным, или рациональным, правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права как только логического prius [Предшествующее, первичное ( лат.). ] права положительного, не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего праву положительному". В основе права лежит "свобода как характеристический признак личности". Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. "Таким образом, - писал он, - моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства ". Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение смысла естественного права.

В ц елом определение права в его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла". Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости. Как "воплощенное право" и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве" с тремя различными властями - законодательной, исполнительной и судебной. В контексте христианских идеалов нравственной солидарности человечества Соловьев подчеркивает "нравственную необходимость государства" и определяет его "как собирательно-организованную жалость". Связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о " христианском государстве" и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы государство "как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей". Таким образом, у Соловьева речь по существу идет не только о правовом, но и о социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке)