Частное образовательное учреждение высшего образования Южный Институт Менеджмента (ЧОУ ВО ЮИМ) Факультет очного отделения юриспруденция Презентация По.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Методика социологического исследования.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
ГОБОУ ЦПМСС МО Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса в образовательных организациях Учитель-дефектолог: Ященко Е. Н.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Методы сбора социологической информации
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Транксрипт:

Частное образовательное учреждение высшего образования Южный Институт Менеджмента (ЧОУ ВО ЮИМ) Факультет очного отделения юриспруденция Презентация По дисциплине Социология трудового коллектива в профессиональной деятельности юриста На тему: принципы составления прикладного социального исследования. Выполнил: Студент 1 курса Очной формы обучения Юридического факультета Группы 17Б-Ю1 Бабаян Титал Проверил: К.С.Н Доцент Маркин А.В Краснодар 2017

Что такое программа прикладного социологического исследования? Программа – это документ, содержащий теоретическое и методическое и организационно- техническое обоснование научного исследования Модель деятельности исследователя, содержащая описание предпосылок и этапов деятельности

Структура программы Теоретический (методологический раздел) 1. Описание проблемной ситуации 2. Формулировка основной проблемы или проблем 3. Определение цели 4. Задачи исследования 5. Объект изучения 6. Предмет исследования 7. Интерпретация базовых понятий 8. Гипотезы исследования Методический раздел 1. Обоснование выборки 2. Обоснование методов сбора и анализа информации Организационный раздел 1.План-график работы по проекту 2. Бюджет проекта

Теоретический раздел программы Проблемная ситуация – противоречия, возникающие в процессе функционирования социального объекта Формулировка проблемы – научное отображение проблемной ситуации Объект – социальные общности людей, их деятельность и условия в которых эта деятельность осуществляется Предмет – стороны и свойства объекта, которые изучаются в рамках данного конкретного исследования Цель – модель ожидаемого конечного результата Задачи – этапы реализации цели Интерпретация базовых понятий – теоретическое уточнение основных понятий, создание модели объекта, а также операционализация понятий – их разложение на систему эмпирических индикаторов, описывающих их содержание Гипотеза – научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки

Методический раздел программы. Обоснование выборки Генеральная совокупность – объект исследования, локализованный во времени и пространстве Выборочная совокупность (выборка) – микромодель генеральной совокупности, определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу Репрезентативность – свойство выборки отображать основные характеристики генеральной совокупности, допустимая погрешность, отклонение от параметров генеральной совокупности в пределах 5% Объем выборки – обычно для общероссийских опросов; 1000 для региональных опросов. Рассчитывается на основе базовых показателей генеральной совокупности

Виды выборок Вероятностная (случайная) 1. Механическая Шаг = V ген. Совок./ V выборки 2. Многоступенчатая На первом этапе отбираются населенные пункты, затем – организации и подразделения, на последнем этапе проводится сплошной опрос респондентов Целенаправленная 1. Квотная выборка опирается на базовую статистику генеральной совокупности, в соответствии с которой рассчитываются доли различных групп в выборке 2. Метод основного массива – опрашивается 2/3 или ¾ респондентов, входящих в генеральную совокупность

Структура анкеты Вводная часть 1. Информация об организации, которая проводит исследование 2. Обращение к респонденту (Дорогие россияне!) 3.Тема, цель исследования 4. Инструкция по заполнению анкеты 5. Гарантии анонимности 6. Благодарность за участие в опросе 7. Место и дата проведения опроса

Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов 1. По степени стандартизации Открытые Не содержат вариантов ответов Закрытые Предполагают выбор из готовых вариантов ответов Полузакрытые Возможен как выбор готового варианта, так и свой вариант ответа в строке «другое» 2. По конструктивным особенностям Дихотомические Требуют жесткого согласия или несогласия – «да» или «нет» Альтернативные Предполагают выбор только одного ответа из трех и более вариантов Поливариантные Допускают выбор нескольких вариантов ответа 3. По функциям Фильтры Выделяют группу респондентов с нужным признаком и позволяют адресовать ей специальные вопросы Контрольные Проверяют искренность и устойчивость позиции респондента, предполагают минимум два вопроса на одну и ту же тему с разной формулировкой Ловушки Вопросы с заведомо неверными вариантами ответов, проверяют искренность и компетентность респондента

Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респонденте Характеристики респондента Общие: Пол Возраст Образование Место жительства Специальные: Среднедушевой доход Должность Социальный статус Национальность и т.д. Выбор характеристик респондента должен быть ориентирован на возможность проверки основных гипотез, выявление отличий между группами входящими в генеральную совокупность

Принципы конструирования анкеты Стремление к полноте реализации исследовательских задач Учет специфики респондента (анкета должна быть понятна неспециалисту) Нейтральные формулировки вопросов Однозначность интерпретации вопросов Учет психологических факторов (анкета должна начинаться и заканчиваться более простыми вопросами)

Описательное Исследование – Более Сложный Вид Социологического Анализа. По Своим Целям И Задачам Оно Предполагает Получение Эмпирических Сведений, Дающих Относительно Целостное Представление Об Изучаемом Явлении, Его Структурных Элементах. Описательное Исследование Проводится По Полной, Достаточно Подробно Разработанной Программе И На Базе Методически Апробированного Инструментария. Его Надежная Методологическая Оснащенность Делает Возможным Группировку И Классификацию Элементов Исследуемого Объекта По Тем Характеристикам, Которые Выделены В Качестве Существенных В Связи С Изучаемой Проблемой. Описательное Исследование Обычно Применяется Тогда, Когда Объект Анализа – Относительно Большая Общность Людей, Отличающаяся Разнообразными

Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное) – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Данное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбором весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает, особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании

Подготовительный этап.На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально- техническим обеспечением исследования. Полевой этап связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога – получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и др. Она собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса,наблюдения, анализа документов. Этап подготовки и обработки информации. Информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива, включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Анализ информации и подготовка итоговых документов. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования.

Социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе. К настоящему времени прикладные социологические исследования все более активно применяются при разрешении разного рода общественных противоречий, изучении социальных фактов, явлений, проблем. Основой этого изучения является поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Эта работа производится в соответствии с определенной программой социологического исследования, на основании методологии с использованием определенной методики, техники и соответствующих процедур. Задачи социологического исследования – это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели. Предметом социологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению. В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательного разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.

Обычно в прикладном социологическом исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью, чаще всего называемое методом «фокус-групп».

Большое Спасибо за внимание!

Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа – 204 с. Актуальные проблемы национальной безопасности России. Учебное пособие / Под общей редакцией В.Ф. Ницевича, В.А. Труханова. Саратов: СВИРХБЗ – 325 с. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч; Общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, – С Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», – 608 с. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Тетра Системс, – 288 с. Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 191 с. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. М.: Высшее Образование и Наука, с.