КОСТЮМ «ОТ КУТЮР», ЛАБОРАТОРИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ОБЪЕМНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой.
Advertisements

Дизайн как средство моделирования предметной среды Понятие дизайна Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства,
МОУ СОШ 2, Бушуева Е.К. Тема урока : Выбор модели и описание внешнего вида изделия Цель урока – Выбрать модель для творческого проекта с помощью электронного.
Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА.
Пропорционирование формы костюма активный процесс, связанный с выражением объемно- пространственной структуры. Пропорционирование формы костюма Разные.
Презентация к уроку по МХК (9 класс) по теме: Дар созидания 9 класс
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 9 классов «ИСТОРИЯ КОСТЮМА РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Тема урока : « Ступеньки мастерства по изготовлению поясного изделия – юбки ». Тема урока : « Ступеньки мастерства по изготовлению поясного изделия – юбки.
Тема урока: «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде» Учитель технологии МОУ Наро-Фоминской сош 1 Новикова Т.Г.
Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта. Фартук 5 класс Учитель технологии МОУ Сергеевской СОШ Первомайского района Томской области.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДАР СОЗИДАНИЯ.
Воспитание как педагогический процесс.
Творческий проект: «Юбка. Конструирование». Выполнила Гимбатова Диана, ученица 6 «А» класса ГБОУ СОШ г.
Силуэт и стиль в одежде. Учитель технологии Рубцова С.Н.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
ИСКУССТВО СЛУЖИТ МИРУ Деловая игра «Дом моделей».
Транксрипт:

КОСТЮМ «ОТ КУТЮР», ЛАБОРАТОРИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ОБЪЕМНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО

1. Введение Часто встречаются термины haute couture (от кутюр) и pret-a-porter (прет-а- порте). На них стоит остановиться немного подробнее. «От кутюр» – швейное искусство высшего качества. Это также и отдельные уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента. «Прет-а-порте» означает «готовое для носки». Модели одежды, входящие в эту группу, производятся большими партиями и продаются в маленьких магазинах – boutique (бутик), принадлежащих салонам мод «высшей моды», а также крупным универсальным магазинам. Понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века, когда возникли первые Салоны мод в сегодняшнем понимании и появились модельеры, часто окруженные мистическим ореолом. Несомненно, что эти чародеи, создававшие шедевры из шелка, бархата, кружева и жемчуга, ориентировались прежде всего на высокопоставленных дам. Одной из самых ярких личностей эпохи кринолинов был англичанин Уорт, который покорил своими идеями парижское общество и даже Евгению, супругу Наполеона III. Благодаря своим бессчетным туалетам Евгения вошла в историю моды. Зарождение «высшей моды» связано с именем Уорта

Ч. Ф. Уорт

Евгения, жена НаполеонаIII, в платье Уорта

В начале XX века в декадентских салонах царствовал Пуаре. В его пламенных оранжевых и лиловых восточных эскизах проявлялись модернистская гибкость и драматизм.

Почти полвека угадывала желания женщин легендарная мадам Шанель. В 20-е годы она одевала женщин в обыкновенные серые, черные и бежевые платья-рубашки, в трикотажные пуловеры и кардиганы, украшала их фальшивыми драгоценностями, разрешала им носить платья из ситца, которые до этого носили лишь служанки. Она увековечила свое имя духами «Шанель N 5», а в 50-е годы подарила своим почитателям знаменитый костюм «Шанель»

2. Лаборатория тенденций объемного формообразования будущего. В середине ХХ века в искусстве и технике сформировалась четкая тенденция к обновлению существующих художественно-проектных парадигм, в первую очередь, функционализма. Дизайн позиционировался как принципиально новая сфера творчества, противопоставлял себя традиционно-художественной культуре, концентрируя внимание на таких качествах как возможность машинного производства изделий, рациональность, научность и унифицированность. Машинное производство и массовый потребитель – два важнейших фактора становления дизайна, по утверждению Козловой Т.В. Предпосылки возникновения в обществе новой художественной концепции были сформированы в середине ХХ века. Период после второй мировой войны был периодом перехода от строгости и аскетизма, который господствовал в военные годы, к новому новаторскому стилю, получившему название «современное искусство». Современное искусство характеризировалось применением новых материалов и развитием новых технологий для их оптимального и эффективного использования. Характерными чертами этого направления были рельефные формы, яркие цвета и практические решения для нужд повседневного быта. Толчком к развитию нового эстетического направления стала демонстрация 12 февраля 1947 новой коллекции одежды Кристиана Диора

Расцвет от-кутюр в 1950-е годы сменился расцветом прет-а-порте в 60-е как направлением промышленного изготовления одежды. Характерным для этого периода является то, что модельеры определенной степени подверглись этим тенденциям, но более взвешенно и рафинированно. В 1960-х годах направление от-кутюр все еще было популярно, но удовлетворяло потребности в элитарных и эксклюзивных нарядах лишь узкого круга собственной клиентуры, оставляя без внимания массового потребителя, который требовал качественной и доступной одежды. К наиболее характерным формотворческим приемам можно отнести использование каркасов юбок; корсетов, формировавших тонкую талию; различные драпировки; сборки; подрезы; асимметричные членения формы; складки; объемные накладные элементы; объемный декор; коническое и параллельное расширение; материалы с выраженными формообразующим свойствами. Композиционно-конструктивное направление в меньшей степени проявилось в моделях от-кутюр этого периода, но зато достаточно хорошо представлено в структурах формы костюма – геометрической и новой футляроподобной. Соответственно, приемы формообразования использовались характерные для концепции формообразования функциональной конструкции – конструктивного моделирования различных видов; уплощенной конструкции; плоского накладного декора; членений, построенных на четких геометрических фигурах и т.д. Дизайнерам, продолжающим работать в направлении от- кутюр, пришлось приспосабливаться к новой реальности и совмещать в своем творчестве «...принципы искусства моделирования от-кутюр со спецификой массового производства»

3. Анализ законов формообразования в процессе художественного проектирования костюма. В настоящее время проблема формообразования является основной в профессии дизайнера, а овладение языком художественного проектирования, знание законов его развития и грамматики дают возможность правильно ставить и решать программные задачи формотворчества. Формообразование современного костюма складывается из целого ряда концепций. Под концептуальным проектированием следует понимать определенным образом структурированную идею, смысловую направленность целей, задач и средств проектирования на уровне как конкретно! о изделия, так и самой проектировочной деятельности. Концепция на уровне проектирования имеет научно-теоретический характер и рассматривается как предмет исследования и как объект моделирования. Ключевым моментом создания художественного объекта в зависимости от его назначения (функции), конструкции материала и технологии изготовления проектирования промышленных изделий является вопрос формообразования. В процессе проектирования выявляется своеобразное мышление дизайнеров, способных совершать переходы от образных представлений о структурной организации объекта к соответствующим инженерным конструкциям. Одним из важнейших условий современного инженерного и художественного проектирования изделий промышленного производства является системный подход. Это значит, что при проектировании необходимо учитывать всю совокупность требований к проектируемому изделию, оптимизировать проектное решение, т.е. выбрать наилучшее решение из возможных вариантов с учетом всех требований и ограничений.

Процесс художественного проектирования костюма состоит из трех основных этапов: I этап - формирование проектного задания; II этап - художественное конструирование; III этап - выполнение проекта в материале. На этапе формирования проектного задания собирается и анализируется вся информация по комплексу требований, условий и ограничений применительно к разрабатываемому изделию. Определяются основные цели и задачи проекта (социальный адрес изделия, доминирующие функции, назначение и т.д.), возможности использования сырья и оборудования, технологические и экономические требования к выполнению проекта. Процесса художественного проектирования костюма всевозможных вариантов нахождения формы. Результат выражается в серии графических эскизных зарисовок изделия или в построенных геометрических структурах костюма, которые на плоскости имеют вид структурной графической зарисовки, а в объемной композиции – вид макета, выполненного в бумаге или макетной ткани. При этом творческая мысль движется не традиционно – от идеи через эскиз к материалу, а в обратном направлении, когда геометрическая структура посредством новых художественных качеств и свойств вносит коррективы в форму изделия, а совокупность всех факторов складывается в концепцию проекта. Третий этап – выполнение объекта в материале – характеризуется выбором материалов и разработкой технологического процесса изготовления образца. Далее на базе изготовленного образца составляется проектно-конструкторская документация, на основании которой изготовляется промышленный образец, после чего изделие внедряют в производство.

4. Понятие «костюм». Одежда – это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от зубов и когтей диких животных; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ. Одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму). Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье.

Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя: а) драпированная (некроеная, несшитая) – одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело; б) накладная – одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой– в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов – тип туники или рубахи); в) распашная – кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или сшитая европейского типа одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.). В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, по способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.). С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм».

Костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции: а) магическую; б) возрастную – обозначает или маскирует возраст человека. Традиционный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, например, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, часто возраст маскируется; в) социально-половую – практически в любом традиционном костюме четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму; г) сословную (групповую) – костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека; д) профессиональную – костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»; региональную – костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона,образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Региональная функция связана с национальной функцией – по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», стирающий все национальные особенности;

е) религиозную – костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в Англии – сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше. В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция многозначной, хотя он сохраняет следующие функции; ж) эстетическую – в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Кутюрье – создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах (более под Дизайнер (это название связано с англоязычной традицией, во французской и итальянской традиции оно соответствует понятию стилист) – именно так чаще всего называют модельера, что связано с переменами в области производства и методов создания одежды, а также с возникновением новой творческой деятельности.

Спасибо за внимание