Античная философия Древняя антикварная)):. Философия возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии и Греции Необходимые условия для возникновения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Advertisements

Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Этапы развития философской мысли Горбатов В.В.. Содержание Античная философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового Времени Философия.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Транксрипт:

Античная философия Древняя антикварная)):

Философия возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии и Греции Необходимые условия для возникновения философии (Др. Греция): 1. Уровень экономического развития. В полисе (город-государство) возникает разделение труда: ТРУД -- физический (рабы=говорящая вещь) и -- умственный (свободные граждане=приказ рабу, решение соц-полит проблем через обсуждение) (см. басни Эзопа). 2. Демо-кратия = («народ»+ «власть») Переход от иерархических соц. отношений к равным, симметричным отношениям, необходимость высказывать свое мнение. Человек = homo politicus (общественное животное) АГОРА-площадь для публичных обсуждений (Греция), ФОРУМ – (Рим) 3. Развитая система мифологии (мифы Др. Греции и Рима) 4. Абстрактные понятия понятные для всего общества, т.е. переход от чувственного образа и именного языка мифа к разуму и отвлеченному понятию, от воли к интеллекту. (математика, деньги) Проблема происхождения философии

Периоды античной философии 1. Ранняя греческая философия (философия досократиков). VII V вв. до н. э. ( Иония, Сицилия, Юж. Италия) 2. Классический период («Золотой век» - расцвет) 2-я пол. V -- конец IV вв. до н. э. ( Афины) 3. Эллинистически-римская философия («эллины»=греки*) конец IV - III вв. н. э. ( Александрия, Рим, Афины) 4. Позднеантичная философия III – VI вв. н.э. ( Александрия, Рим, Афины)

1 период античной философии. Ранне-греческая философия или досократики. Космоцентризм: 1. Судьба (=Ананке, Мойра) управляет космосом и формирует природу (греч. фюзис) всего сущего и каждому сущему дает свою долю, например, быть животным по природе, человеком или богом. Природа бога – бессмертен и все видит. Человек – есть существо сказывающее + смертен, всего не видит, поэтому задача: - осмысление всего с чем сталкиваешься, - постижение сущего так, как оно есть само по себе (что это такое? Что это есть по сути своей? =ОНТОЛОГИЯ) - поиск адекватного слова, опыт предельного выговаривания. Философия и поэзия = переименовывание реальности 2. Установка на созерцание. Задача пребывать в сфере ОТКРЫТОСТИ и НЕПОТАЕННОСТИ как боги (ИСТИНА = греч. «АЛЕТЕЙЯ»). Т.о. философия – поиск НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ, которая является единой, универсальной основой всех вещей. Это попытка познания истины как несокрытой и истинной ДЛЯ ВСЕХ реальности. Особенности ранней греческой философии: 1. исследование природы. Природа= («ФЮЗИС» - греч) =(natura - лат.), поэтому их называют: «физиологи или физики» или «натурфилософы» 2. Поиск начала мира, основы мира= «АРХЭ» (греч.)= ориентация мышления на символические образы высших гармоний

1. Милетская школа (г. Милет) Фалес ( гг. до н. э.) (архи=вода) – 7 мудрецов, астрономия- астрология (оливки) Анаксимандр ( гг. до н. э.) (архи=апейрон, т.е. Бесконечное, беспредельное) – о согласовании всего сущего: каждому существу по природе дана своя мера (доля) и преступание этих пределов ведет к утрате своей природы (мутация) – в этом трагедия человека. Анаксимен ( гг. до н. э.) (архи=бесконечный воздух) 2. Гераклит Эфесский (из г. Эфеса) (VI - V вв. до н. э.) (архи=огонь, Логос=Слово, двалектика) -- Огонь – физический – мировые пожары в космических циклах. -- Сталкиваемся с множеством вещей, но не знаем «всё как одно» (как боги). Логос=Огонь раскрывает скрытое во тьме и этим собирает все сущее. Логос взывает к осмыслению, согласованности, видеть все как ЕДИНЫЙ КОСМОС. Человек может сохранить свою природу (судьбу), если подчинит себя логосной природе вещей (единству мира). -- Диалектика (два=два). Мир как единство и борьба противоположностей (инь-ян). «Война (борьба) – отец всего сущего». 3. Пифагор и пифагорейский союз (суть мира - число) – существовать=существовать о-пределенным образом, в теле. Тело – измеримо, следовательно природа понимается как число. Символизм чисел. Пифагорейский союз – доказательство гармонии небесных сфер : движение\колебание – звук. Движение планет – музыка небесных сфер рождает музыку души (гармонизация внутреннего мира) и ведет к спасению. Математика только средство для доказательства мировой гармонии.

4. Элеатская школа (Элейская): Парменид : два пути познания - Путь истины(мысль ): бытие есть, небытия нет.+ мыслить и быть одно и то же. (гелиоцентризм, идея динозавра, число) - Путь мнения(чувства ): небытие есть, бытия нет. (геоцентризм, динозавр конкретный) - Бытие подобно шару – const., вечно, неизменно. - «Движения нет !в сфере мысли» (Диоген-против) Зенон («апория»=затруднительное положение): Дихотомия (весь путь- 1\2 пути– 1\4 пути и т.д.), стрела. 5. Демокрит (атомизм). 1. Бытие: неизменно (Парменид)+движется изменяется (Гераклит)= атомы (неизменны), но движутся. 2. Качества (огонь, вода, воздух, земля=Эмпедокл) – количество (Пифагор)= атомы разного качества (формы) и бесконечное количество. 3. Детерминизм (атом движется по закону – черепаха и лысый )

6. Софисты (=мудрецы, учителя мудрости) 1. Истина относительна (релятивизм), зависит от договоренности людей друг с другом. Объективной истины в человеческом мире не существует. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе – такова же она в свою очередь для тебя». 2. Истина зависит от субъекта познания (того, кто познает, от человека) =субъективизм. «сколько людей, столько и мнений» Софизмы: рога, пес

3. Невозможноо что-либо полностью познать (скептицизм) и выразить в словах (философия языка), т.к. вещи, мысли и слова – не находятся в необходимой связи друг с другом, они разной природы. Согласование их друг с другом требует специальной работы ума. Горгий: «1. Ничего не существует. 2. Если нечто существует, то непостижимо для человека. 3. Если нечто постижимо, оно невысказываемо, непередаваемо другим» Софизмы: куча, лысый Поэтому добродетель – не врожденная способность, а результат образования и воспитания: «Убегать от неприятеля – безобразно, а на стадионе от соперника – прекрасно. Друзей и граждан убивать – безобразно, а врагов –прекрасно». Протагор

2 период античной философии Классический («золотой век») 2-я пол. V -- конец IV вв. до н. э. (Афины)

Акрополь Оракул (Дельфы) Агора Амфитеатр

Сократ ( гг. до н. э.). Оракул: «Сократ самый мудрый».

Сократ философствовал устно: через беседы с разными людьми, двалоги. Совместный поиск истины. Ничего не написал. Задавал вопросы не ради ответа, а ради помощи собеседнику сформировать свое мышление через обнаружения противоречий в своих мыслях. Подвергал сомнению традиции, стереотипы мысли. Изучение проблем человека, а не природы Тезисы «Познай самого себя» «я знаю, что ничего не знаю»: Настоящее Знание = не вещь, оно д.б. рождено человеком изнутри как осознание своего незнания себя и тех ценностей, которым подчинена твоя жизнь (почему именно им?). Знание того, что должно предпочитать и умение жить как подобает. Критический взгляд на свою жизнь- привычка. Два вида мышления: рефлекторное (=реакция на внешний мир- стереотипы) и ментальное (рефлексия)=мысль о мысли.

2) Критика софистов. Поиск общих определений (что такое красота, добро) –для восстановления общей космоцентрической направленности. - «Твоя философия=твоя жизнь»!!! Отличие философа от софиста (против релятивизма). Сократ ничего не написал… но жил, о нем знаем по двалогам Платона. - Истинное объективное знание, носящее всеобщий характер существует. (против субъективизма софистов как части пути к истине) - Индуктивно-двалектический метод (против скептицизма) - =индукция (от единичного ко всеобщему)+двалектика (двалог – два мнения противоречия преодоление в совместном-знании, преодолевая себя (эго) и возвышаясь до уровня всеобщности) - Методы - «майевтика» (ментальный акушер), «ирония» (прикид простаком).

Роль философии – заставлять других осознавать свое незнание. Что ценно? Сомнительные ценности – богатство, здоровье (смерть-плачем). Несомненные ценности – добродетель, благо, добрая воля, т.к. зависит от нашего выбора. «Для меня смерть – самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного о безбожного – это для меня самое важное» - Добродетель и знание едины (зная добро, человек не сможет совершить зло). Даймон (интуиция, совесть, внутренний бог) Сократа.

2. Платон ( гг. до н. э.) ученик Сократа, основатель школы Академии. написал: «Государство», «Апология Сократа», «Пир», «Парменид», «Федон», «Законы». Онтология. Объективный идеализм: объективный=не зависит от субъекта, идеализм=идея, «эйдос» (идеальное) первична. Всё: 1. Материалный мир: вещи+тени вещей (тело человека) –чувствуем. 2. Мировая душа (душа человека)- посредник 3. Ум - умопостигаемое (рассудок и разум) –мыслим 4. Единое=Благо=бог – основа всего

Гносеология. Знание как припоминание (эйдосы). Символ пещеры (иное направление взгляда – рефлексия). Тейория (что это? В чем суть вещей?) через созерцание. Учение о душе (волевое, чувственное, умственное начало) и о государстве: 4 типа извращенного гос. устройства: тимократия- олигархия-демократия-тирания. Идеальное государство (справедливое) – место в государстве согласно типу души (философы, ремесленники, войны, рабы).

3. Аристотель ( гг. до н. э.) ученик Платона, создал школу – Ликей, воспитатель Александра Македонского "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Поэтика". Систематизация наук Философия: 1) теоретическая (умозрительная)- (физическая, математическая, ПЕРВАЯ), 2) практическая (этика, политика), 3) творческая (поэтика). --Логика (аналитика)= подготовка мышления.

Правила рассуждения (логика): 1. подведение вещи под понятие (категории) (Категории (конкретизация бытия): сущность, качество, количество, место, отношение, время, состояние, обладание, действие, страдание). 2. {двух понятий = суждение (S-P): «Сократ-человек» 3. {двух суждений = умозаключение -- «Все люди – смертны» + -- «Сократ – человек» --=«Сократ смертен» 4. { умозаключений = доказательство

1. Учение о возможноости и действииельности как двух состояниях сущего (критика «идей» Платона)- вещи переходят из возможно. в действии. (брак – возм. дети, действииельно – Петя ) 2. Сфера возм.= материя (бесформенная, потенциал)-- 4 элемента: вода, земля, воздух, огонь – материал (дерево, железо) Материя домогается формы-- Сфера действии= композиция ФОРМЫ+МАТЕРИИ=Сущность=конкретная вещь (например, эти часы) = (статуя из дерева, человек – тело и душа)

Сущность (=вещь) стремится реализовать энергию (движущую силу материи), достичь ЦЕЛИ, занять место в мироздании (топос). Цель всего =стремлению к совершенству =Ум-Перводвигатель (Форма Форм) =бог Причины движения: материальная, формальная, движущая, целевая. Виды Душ: растительная, животная, человеческая (ум - бессмертен).

3. Эллинистически-римская философия (греко-римская философия) 1. Меняется представление о месте человека в мире. полис=сам разумом управляешь соц-полит. процессами мир понятен, управляем разумом. Кризис полиса Завоевания Александра Македонского-- империя = все зависит от прихоти императора. мир не понятен, страшен: все созданное разумом легко разрушимо. стремление найти точку опоры= мудрость, т.е. состояние совершенного спокойствия духа Философские школы = методы исцеления, обретения спокойствия, исцеление от тревог, страхов (страх смерти, перед могущественными людьми, перед собой). Причина страданий = не вещи, а неверные оценочные суждения, «сбитая» система ценностей. Надо помочь изменить оценочные суждения и выбрать подходящий образ жизни.

Эллинизация= знакомство с Востоком – смешение традиций (эклектика): Философия - популяризируется (снижается уровень требований к рациональному обоснованию мировоззрения), - акцент на практику, мудрость жизни, этику (как жить?). - отделение философии от частных наук

1. Кинизм (цинизм) (Антисфен, Диоген Синопский). Причина невежества и страданий – общественные условности. 1. Экспериментальная проверка на себе кинического образа жизни. вне социума- средство для достижения духовной свободы: крайний аскетизм, эпатаж, закалка как абсолютная защищенность от ударов судьбы. 2. Общественный эпатаж, скандал+усилие!! Жить не по законам общества, а по своим собственным. 3. Граждане мира (космополиты),

2. Стоицизм (Стоя=портик) (Зенон из Кития, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон) Причина невежества и страданий – стремление к наслаждению и эгоистические интересы. Основа – философия Аристотеля и Гераклита. Огонь-Логос (Разум) мира соответствует разуму человека (космический детерминизм). Подчинение судьбе, следование природе, аскетизм, должное (гражданский долг). Контроль внутренней речи.

3. Эпикуреизм (сад) (Эпикур) Причина невежества и страданий – погоня за ложными удовольствиями. Основа – философия Демокрита Атомизм (+свобода) – «когда я есть, смерти нет, когда есть смерть, меня уже нет». Следование истинным (долговременным) удовольствиям (беседа с друзьями), замкнутость «живи уединенно». Расслабляйтесь, думайте о хорошем.

4. Скептицизм (рассматривать, исследовать). (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик) Причина невежества и страданий – ложные мнения. Бесконечный поиск и воздержание от суждений, т.к. нет средств для отличия истины от лжи. Суждение=несчастье (утрата покоя, самообвинение). Задача – невозмутимость и безразличие (свинья). Поступать по традиции или по аффекту чувств. 10 тропов=способы аргументации, почему надо воздерживаться от суждений, троп относительности. «охота на медведя».

4 период. Поздняя античность Неоплатонизм. (Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Порфирий). Логос-о-пределение: Эманация (истечение):. Единое (неопред., неизречен.) ---- Ум (А=А) Душа мира (образ мира) Материальный мир (кувшин)

Итог : были заложены два направления в философии идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический материалистическое, в римский идеалистическое

Средневековая философия II-IV –- XIV-XV вв. («середина» между Античностью и Возрождением)

Особенности 1. Тео-центризм (Бог). Слово (догмат о боговоплощении) Слово откровения (истина дана) – истолковать = метод экзегезы (герменевтика, обращение к Св. Писанию). Иерархия способов познания Бога: апофатический (о непознаваемости) и катафатический (через мир). Проблема верного истолкования (ересь\\догма) – Вселенские Соборы (Никея, 325 г.). Догматы: - о единосущии (арианская ересь) - о троице (тринитарные споры) - о Боговоплощении (несторианская, монофизитская ересь). - О спасении

2. Креационизм = Бог мир творит из ничего. !Поступок (что делать?)- заповеди. Иерархия мира (логика авторитета). В. и Н. Завет. 3. Провиденциализм – всеми мировыми событиями управляет Бог (проблема свободы выбора и свободы воли). 4. Традиционализм – единая истина для всех. Проблема разума и веры. «Философия – служанка богословия» - помогает разрабатывать догмы и растолковывать суть христианства. Вопрос о времени. Линейное время (эсхатология). Теодицея (оправдание зла в мире). Взаимобезумие христиан и язычников.

Сравнение с античной философией: Средние века Античная философия Бытие как Слово Бытие как Природа (фюзис)Поступок – (Бог сотворил мир) Что делать? заповеди Созерцание Что есть сущее?, что это? (рефлексия, обращение взгляда) –Логос-определение (Тейория)(лошадность)истина дана (божественная мудрость)«философия- служанка богословия»поиск истины (алетейя) (человеческая мудрость)иерархия = логика авторитета В. и Н. Завет Равенство (демократия)Линейное время Время!! – нельзя перепоступить Циклическое времяатемпоральность

Этапы Средневековой философии 1. ПАТРИСТИКА (II – VIII вв.) (патрос=отец) = учения Отцов Церкви. 1) ранняя патристика (АПОЛОГЕТИКА=защита) - Тертуллиан («верую ибо абсурдно»), Ориген Гностицизм (ересь) 2) Зрелая патристика: Аврелий Августин «Исповедь», «О граде Божием» (личность, о предопределении, 2 града, о времени)

2. СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.) (схола=школа) 7 свободных искусств --университеты Боэций «Утешение философией» - проблема универсалий (номиналисты, концептуалисты, реалисты). И проблема свободы воли и Божественного всезнания. Ансельм Кентерберийский «верую дабы уразуметь» -(доказательства бытия Бога). Фома Аквинский: Бог=бытие, а не сущность – «тот кого не может не быть». Аверроистский кризис (теория двойственной истины). Номинализм У. Оккам и Д. Скот – универсалии=знаки. Схоластическое исследование бытия на основе анализа слов и значений – бессмысленно.

Найти отличия Икона Святой Троицы Андрея Рублева Современная икона Св. Троицы

Переход от Средневековой философии к философии эпохи Возрождения на примере живописи (икона и картина) ИКОНА 1300 г. – 1600 г. 1. обратная перспектива 2. изображаем так как знаем (обращение взгляда, сущностное видение) 3. универсальна, «зритель» внутри 4. «вертикальный человек» - принцип иерархического изображения КАРТИНА 1600 г г. 1. прямая перспектива 2. изображаем так видим, акцент на ситуацию восприятия 3. фрагментарна, держится взглядом зрителя 4. «горизонтальный человек» - основание точка зрения человека

Особенности эпохи Возрождения (Ренессанс) XIIIв. – секуляризация (освобождение от власти Церкви)= жажда жизни, плоти, праздник каждый день, анатомический театр. 1. Возвеличивание человеческой личности (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ): - человек рождается в своих гуманных качествах, а не сразу биологически. Т.о. выход за lim сиюминутного=идеал, смысл, цель – определяет жизнь человека. - человек=творец = осознанное самосозидание личности в собственном творчестве =!эстетика - человек - средоточие Вселенной (микрокосм-макрокосм). Марсилио Фичино: «условие человека – не иметь никаких условий» - магический культ человека (Фауст).- человек=маг, постигая ход вещей, создает новую книгу мироздания – исцеляет мир (алхимия)

2. Мир пронизан тайными силами симпатии (принцип универсальной симпатии) – их необходимо разгадать и тем самым раскрыть предназначение человека. Всплеск оккультных наук (occult=тайный) = магии, алхимии, астрологии. 3. Социальная магия – проекты идеального государства = утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла «Город Солнца») 1515 г. –Коперник гелиоцентризм: Земля благородная планета – надо устроить рай на Земле. 4. Проблема власти: - власть над временем –расчетливое отношение (первые часы на башне 1450 г.) - власть над обстоятельствами – рациональный образ человека, расчетливый. - политика - как особая реальность. Николо Макиавелли «Государь»

Основные направления философии эпохи Возрождения Титаны эпохи Возрождения Гуманистическое: Данте Алигьери « Божественная комедия », Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола ( «О величии человека») Неоплатоническое: Николай Кузанский Симпатическая натурфилософия : Парацельс, Агриппа Неттесгеймский (термин « оккультизм » ), Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей Реформационное: Мартин Лютер ( «О рабстве воли»), Жан Кальвин, Эразм Роттердамский ( «Похвала глупости», «О свободе воли»), Мишель Монтень («Опыты») Политическое и утопическо-социалистическое : Николо Макиавелли ( « Государь » ), Томас Мор, Томмазо Кампанелла ( « Город Солнца » )

Эпоха Нового времени (modern)

Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел., жив., раст.) у каждого сущего есть своя природа, каждое сущее стремится реализовать свою природу, найти свое место в мироздании согласно своей природе важно знать природу вещей (фюзис (греч), натура (лат). Средневековая философия (теоцентризм) Бытие = СЛОВО Бог Словом творит мир Эпоха Возрождения и Нового времени, Просвещение (антропоцентризм) Бытие = СОЗНАНИЕ (з-н Ньютона «всякое тело движется равномерно прямолинейно …», Галлилей «В пустоте все тела движутся...») Постклассическая философия (XIX – XX вв.) (антропоцентризм) Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр «Мир как воля и представление»)

Становление буржуазных отношений, научная революция XVII века. Формирование механико-математической картины мира (И. Ньютон). Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности "субъект - объект" в философии Нового времени. Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически- инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология. Разум=инструмент познания истины=естествоиспытание + технологическое применение = обустройство и комфорт человека Своеобразие и фундаментальные основания новоевропейской философии.

Начало философии Нового времени ЭМПИРИЗМ (опыт !) Фрэнсис Бэкон ( ) РАЦИОНАЛИЗМ (разум!) Рене Декарт ( )

Фрэнсис Бэкон Проект преобразования науки. Путь муравья, паука и пчелы: эксперимент, учение об индукции как исследовании форм, табличный характер знания. Разработка индуктивной методологии науки. Тождество знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании: идолы рода, пещеры, рынка (площади), театра. Рене Декарт «Мыслю – есмь» (cogito ergo sum) картезианское сомнение МЫСЛЯЩАЯ СУБСТАНЦИЯ. Проблема и правила метода. Учение о врожденных идеях, интуиция и дедукция, ясность как критерий истины. Дуализм (проблема субстанции). См схему далее Свобода воли и проблема источника заблуждений. Материя и движение (механицизм).

Р. Декарт. Гносеология (познание) Классическое понимание истины (Аристотель): соотношение реальной вещи и моего представления об этой вещи – если совпадает, то истинное знание. Например: я полагаю, что у рыб (по природе) 10 глаз созерцаем рыбу (эйдос рыбы, «рыбность») и понимаем, что мое представление не истинно. Проблема истины у Декарта: сравнивать рыбу и представление о ней – нельзя, т.к. мысль и материя не сопоставимы (как пятерка и яблоко), поэтому мысль о рыбе не сравнима с реальной материальной рыбой. Можно говорить достоверно только: это нечто я воспринимаю как рыбу, а не «это есть рыба» (а может это мне только кажется, может я – сумасшедший, это мираж, Бог меня обманывает и проч.). Несомненно только: «я являюсь воспринимающим это нечто как ….». «Я воспринимаю огонь как тепло, но я не знаю самому огню тепло или нет».

Картезианское сомнение: 1. все подвергаю сомнению 2. но несомненен сам акт сомнения 3. во мне существует нечто сомневающееся (т.е. Мыслящее) как непосредственная данность 4. существует душа как носитель мысли= МЫСЛЯЩАЯ СУБСТАНЦИЯ выводится и Бог и мир. 2. Постулируются 2 СУБСТАНЦИИ (=то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом): МЫСЛЯЩАЯ (не протяженная) и МАТЕРИАЛЬНАЯ (телесная и протяженная) = ДУАЛИЗМ «Мыслю – есмь» (cogito ergo sum) – исходное метафизическое первоначало (РАЦИОНАЛИЗМ). (опровергнет Т. Гоббс – нет духовной субстанции, иначе: прогулка – субстанция прогуливания) (сомнение здесь не скептицизм, а ради поиска общего основания для науки – всеобщего и необходимого). БЫТИЕ = СОЗНАНИЕ

Метод Декарта 1. интеллектуальная интуиция (что ясно и очевидно) Что находим в сознании через интеллектуальную ИНТУИЦИЮ? – врожденные идеи (Бога, души, аксиомы матем.)=исходные принципы человеческого знания. Осознаем заложенное в нас Богом. (опровергнет Дж. Локк – tabula rasa=чистая доска и идеи в уме от опыта) 2. дедукция (выведение из общего частное, из одного – многое) + «Правила для руководства ума». Врожденные идеи выводы 3. полученные выводы «просеиваем» через «решето» опыта. Итак процесс познания (рационалистический метод): Осознание врожденных идей через интуицию – выведение логически выводов (дедукция) – просеивание через опыт

Откуда ошибки в познании? Человек: разум + воля. Разум=истина (от Бога) проблема в свободе воли и т.к. воля сильнее разума, то человеку свойственно заблуждаться. Материя и движение (механицизм).

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Бенедикт (Барух) Спиноза ( ) («Этика») Пантеизм=все+Бог Бог=Природа=Субстанция (всего только ОДНА СУБСТАНЦИЯ = МОНИЗМ) Атрибуты (нам доступны только протяженность и мышление) и модусы (проявления субстанции - единичные вещи) субстанции. Универсальный детерминизм: Свобода как осознанная необходимость: (Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости. путь к свободе это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю: для этого надо 1. максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) внешней причины всего сущего (суть в рассмотрении вещей с позиции подлинной перспективы – божественной субстанции, с точки зрения вечности) 2. освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".

Готфрид Лейбниц. («Монадология») Простая субстанция как монада – духовные атомы с индивидуальной внутренней силой, структурой и проч., как сжатая вселенная. Монад (субстанций) бесчисленное множество =ПЛЮРАЛИЗМ Принцип тождества (истина разума) и закон достаточного основания (истина факта): Бог – достаточное основание для мира – наш мир = лучший из миров, т.к. наибольшее многообразие и наивысший порядок, оптимальный. Понятие предустановленной гармонии –Бог при творении скоординировал все: и монады животных и людей, Бог – уникальная монада. (наблюдаем город с башни с разных сторон).

Эволюция английского эмпиризма. Томас Гоббс ( ). «О гражданиние», «Левиафан» - теория общества и государства Естественное состояние человечества = «война всех против всех», «человек человеку волк» (изначально злая природа) через искусственные «знаки» (слова) в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все» искусственное состояние= государство непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище- "Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" сила, которой невозможноо противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости.

Джон Локк ( ) Идеи в уме от опыта чувств: в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (сознание – это tabula rasa "чистая доска", на которой записывается опыт) Либерализм Локка: в естественном состоянии – естественные законы (война=только частный случай) – общественный договор – государство. Обоснование власти народа, ограниченного законом, идея разделения властей, у народа есть право на восстание.

S (субъект=кто воспринимает) – O (объект=воспринимаемое) Субъективное- зависит от восприятия субъектом (дальтоник и светофор) Субъективное- зависит от восприятия субъектом (дальтоник и светофор) Объективное – не зависит от восприятия субъектом (закон всемирного тяготения) Объективное – не зависит от восприятия субъектом (закон всемирного тяготения) Основной вопрос философии = Основной вопрос философии = об отношении мышления к бытию – материализм ( первична материя) и -- идеализм (первичен дух) Направления в философии: субъективный идеализм и объективный идеализм

Эволюция английского эмпиризма Джордж Беркли: Субъективный идеализм = «быть, значит быть воспринимаемым». S нельзя отмыслить от O. Дэвид Юм (1711 – 1776). !! Огромное влияние на И. Канта «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии». Радикальный гносеологический скептицизм: чел. знание = составление идей, комбинирование по принципу сходства и ассоциаций (перенос прошлого на будущее, привычки), а в ПРИЧИНЕ – нет возможноости удостовериться. «Я» = куча восприятий (перцепций) – нет единого и целостного «я» -- не доступна истина

Философия эпохи Просвещения XVIII в.

Особенности Создание программ социальных преобразований и формирование нового идеала человека: Разум=инструмент познания -- применительно к природе – техника (НТР) -- применительно к обществу – разум-бог, судья, отметаем все неразумное (религию, деспотизм, невежество) социальная революция (Великая Французская революция) Франция = «витрина» европейского Просвещения

1. Натурализм – можем объяснить природу исходя из нее самой (а не через Бога) 2. Сенсуализм (материализм) – источник знаний = ощущения 3. Систематизация человеческого знания (создание энциклопедий) «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств, ремесел» Д.Дидро 4. Критика наличной социальной действииельности: негативное отношение к религии, деспотизму, предрассудкам и невежеству необходимость реформы = абсолютная просвещенная монархия (просветим монарха и он не будет деспотом) – переписка Вольтера с монархами. Концепция общественного прогресса. 5. Воспитание – установка на «естественный свет разума»

Представители Французское Просвещение: Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк, К. Гельвеций. Немецкое: Вольф, Якоби, Лессинг, Гете, Гердер Шотландское: Д. Юм, А. Смит

Основные направления деистическое (отвергали идею личного Бога; видели в Боге первоначало, причину всего сущего, отвергали возможноость вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения) Бог – «часовщик». (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк) атеистическо-материалистическое (отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) утопическо-социалистическое (коммунистическое) - проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен- Симон).

Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел., жив., раст.) у каждого сущего есть своя природа, каждое сущее стремится реализовать свою природу, найти свое место в мироздании согласно своей природе важно знать природу вещей (фюзис (греч), натура (лат). Средневековая философия (теоцентризм) Бытие = СЛОВО Бог Словом творит мир Эпоха Возрождения и Нового времени, Просвещение, Немецкая классическая философия (антропоцентризм) Бытие = СОЗНАНИЕ Постклассическая философия (XIX – XX вв.) (антропоцентризм) Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр «Мир как воля и представление»)

Классическая немецкая философия Немецкий классический идеализм Иммануил Кант ( ) Иоганн Готтлиб Фихте ( ) Фридрих Шеллинг ( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) субъективный идеализм (Кант, Фихте)

Классическая немецкая философия = Немецкий классический идеализм Классическая: - первоначально = образец, идеал, высшее в своем роде - типологически = классическая философия – Платон, Аристотель и от Декарта до Гегеля. (частичное воплощение, ноты - музыка) - здесь = философия, которая выстраивается на своих собственных основаниях, не заимствуя их из других областей знания, т.е. авто-номная (само-законная). Сама себе диктующая закон, а не заимствующая извне, реализует собственное законодательство. Немецкая = Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Идеализм = мышление первично, а не материя, т.е. в основе мира – нечто духовное, идеальное, а не материальное.

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии НКФ - завершение (как свершение, достройка и как преодоление) всей новоевропейской философской классики, поэтому проблемы НКФ проистекают из предшествовавшей философии. 1. Дуализм, онтологическая разнородность, противопоставление S (субъекта, Я) и O (объекта, мира)\\ мышления и бытия: мир противостоит субъекту и представлен в нашем сознании как картина мира (Декарт). Требование монизма, объединения двух разнородных субстанций (SO), доказывают, что субъект и объект – тождественны, S и O - одно и то же.

2. Субъективный принцип в познании: исходим из данности субъекта (несомненное существование мыслящего Я = основа, самосознание Декарта) и вся действииельность познается только как представленная в сознании субъекта. Вся реальность может быть нам дана только как представление: 1. как мир противопоставленный субъекту 2. как существующий для меня только в форме моих представлений, в моем сознании. Мир опосредован через мое сознание, нам дано только наше сознание, замкнутость сознания на само себя. Истина существует только в нашем сознании, у нас нет возможноости сравнить с реальностью, т.к. для нас реальность как таковая не дана, а мы познаем ее только через призму наших представлений. Можем сравнивать не представления с вещами, а одни представления с другими, к вещам – не пробиться. Истина – фикция.

Т.о. истина помещена в сознание субъекта и нет возможноости раскрыть истину как соответствие представлений вещам. надо выйти из замкнутости собственного сознания, чтобы убедиться в том, что: 1. мыслям и представлениям сознания что-то соответствует в реальности 2. что представления адекватны миру.

3. Результаты полемики рационализма и эмпиризма. Эмпиризм (источник знаний – опыт) – но опыт ограничен, ничтожен и не может дать необходимого и всеобщего знания. Рационализм (источник знаний – мышление) – предпосылка: то, что необходимо мыслится, должно и необходимо существовать необходимость все время делать скачек: от абстрактных сущностей и понятий к утверждению реального бытия этих объектов (критика Беркли и Юмом). Т.е. переход от мысли к реальности – проблематичен. Т.о. оказалось, что никакое знание не может претендовать ни на то, что ему что-то соответствует (рационализм), ни на то, что оно есть всеобщее и необходимое (эмпиризм).

Задача НКФ: необходимо обосновать, что хоть какое-то знание может претендовать на истину, может быть необходимым, объективным и всеобщим знанием, т.е. надо оправдать статус науки, научного знания как всеобщего и необходимого. (Кант – «как возможноа наука?»)

4. Уроки Просвещения Просветители возвели разум на некий пьедестал, на недосягаемую высоту. Автономный свободный человеческий разум был представлен как судья над всем сущим – над историей, природой, обществом. И разум должен был удостоверить их право на существование и все неразумное, иллюзии, заблуждения, т.е. все, что разум-судья отверг – должно быть отброшено. Разум в Просвещении – предпосылка, рычаг, точка опоры. Т.о. вся действииельность выводилась из головы (из разума). Бытие=сознание. Гегель «мир стоял на голове» (идеализм) К. Маркс «мир поставить на ноги» (материализм) Критики (НКФ) обнаружили, что этот разум-судья на самом деле – ничтожен: субъективный, ограниченный историей, культурой, традициями. Т.е. выбили опору из под ног Просвещения. («а король-то голый»). Критика разума как исследование возможноостей и границ разума (!!! не как опровержение)

Главная задача НКФ S O Я Мир Мышление Бытие это тождество было обосновано субъективно (Кант и Фихте) объективно (Шеллинг и Гегель) Великая Французская революция – социально- политический взрыв, но нет революции в идеях, философии. НКФ = революция, переворот в философии (науке) за 50 лет (1781 – 1831 гг.), хотя по социально-политическим взглядам – консерваторы. Например, Гегель – оправдание существующего политического строя.

Иммануил Кант (1724 – 1804) Кёнигсберг (Калининград)

Периоды творчества 1. Докритический 1) естественно-научные труды: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.)- первая космогоническая гипотеза – Земля, Солнечная система произошли из туманности, т.е. впервые ввел историческое измерение в представление о Солнечной системе. (теория Канта-Лапласа) 2) философские труды. Диссертация «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» (1770 г.) - пространство и время – не реалии, которые существую вне человека, а это свойства чувственного восприятия человека.

2. Критический : 1 часть 1 часть об условиях и возможноостях познавательных способностей: 1) « Критика чистого разума » (1781 г.) = метафизика продолжил Гегель 2) « Критика практического разума » (1788 г.) = нравственная, моральная философия (этика) продолжил Фихте 3) « Критика способности суждения » (1790 г.) = эстетика продолжил Шеллинг 2 часть 2 часть доктринальная философия о самих объектах, которые можем познавать и отдельные работы: «Метафизика нравов», «Религия в пределах только разума», «Ответ на вопрос «что такое Просвещение?»», «Антропология с прагматической точки зрения», «Метафизические начала естествознания» и др.

Основные принципы философии И. Канта 1. Коперниканский переворот в философии 1. Коперниканский переворот в философии – в координальной смене предмета и задач философии : Предмет философии (до Канта) – мир, существующий сам по себе. Проблема познания мира: - догматизм (возможноо познать мир таким, какой он есть) - скептицизм (не можем познать адекватно) Но оба направления сходны в одной установке: мы познаем мир таким как он существует, познаем существующее само по себе. Предмет критической философии И. Канта: познавательные способности И. Кант - !! прежде чем познавать что-либо, надо выяснить условия и возможноости нашего познания, что мы вообще способны познавать. КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Критика (=различать, оценивать, устанавливать критерии – греч.) - КРИТИКА Канта = исследование условий возможноостей и границ познавательных способностей. И только потом мы можем прилагать это к объектам мира (доктринальная часть). - Исследует познавательные способности КОГО ? не конкретного человека - Васи, Пети, а Васи, Пети во всеобщих универсальных характеристиках, способности homo - универсального в каждом из нас, т.е. как вообще все разумные существа что- либо познают = «трансцендентальный субъект»

- Исследуются условия познания не из опыта (опыт у каждого уникален, индивидуален), а предшествующее всякому опыту = априорное (т.е. до- опытное) познание. Т.е. универсальная (одинаковая) способность оформлять уникальный (у каждого свой) опыт. Поэтому врожденное-априорное = гарант всеобщего и необходимого. - (пример, алфавитная система каталога в библиотеке (одинаковая, априорная) и сами книги, которые туда ставим (у каждого разный набор книг, уникальный опыт жизни)).

«Критика чистого разума» вопрос 1. Как возможноа наука? Проблема: опыт (О) (S)??? истина=закон (всеобщее и необходимое знание) источник всеобщности и необходимости Где источник всеобщности и необходимости, ведь опыт (внешний мир) этого не дает? Значит источник не в опыте (объекте), а за пределами опыта. Где, именно? – В субъекте (в нас). В душе Где в нашем теле или душе? – В душе.

Вопрос 2. О суждениях любой закон (мысль) выражается в суждениях = логических формах мысли: «S (субъект) – есть -- P (предикат)» Роза – красная Таракан – насекомое Стол – предмет мебели Сила тока в проводнике --- прямо пропорциональна напряжению между концами проводника, если при прохождении тока свойства проводника не изменяются.

Суждения бывают 1. аналитические (пояснительные) опыт не нужен= априорное+ не дают нового знания S=P (у треугольника – три угла) (у стула есть ножки) 2. синтетические (расширительные) опыт нужен апостериорное+ дают новое знание S – (из опыта) -- Р (Медведев – президент) Наука = всеобщее и необходимое (априорное) + новое знание Как возможноы априорные синтетические суждения? В математике, в естествознании, в метафизике (философии)

Наука = всеобщее и необходимое (априорное, т.е. из души) + новое знание (из опыта) Как возможноы априорные синтетические суждения? «Человек может познать то, что сделал сам» (принцип совпадения истинного и сделанного). И. Кант максимально универсализировал этот принцип и обобщил, применив ко всей познавательной деятельности человека.

Итог: универсальные формы (априорное) из души (трансцендентальный субъект) + опыт (мир) = всеобщее необходимое знание Субъект может познавать только то, что создал сам, т.о. теперь предмет нашего познания = мир, который мы сами же и создали, т.е. оформили. Теперь S=О

тесто + формочка булочка хаос F, E, волн + формы (S) стол и стул ….. мир сам по себе (=вещь-в-себе) + априорные (из души) формы чувственности, рассудка, разума воспринимаемый человеком мир (явления или феномены) А-гностицизм (не-познаваемость) Канта = никогда не сможем выйти и заглянуть за пределы своего восприятия и познать мир как вещь-в-себе

мир как вещь-в-себе (ноумен), то есть вне деятельности формирования сознания (источник ощущений) априорные формы чувственности = пространство и время материя постигается нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез априорные формы рассудка априорные формы рассудка = категории (количества, качества, отношения, модальности) рассудочный синтез – связывает созерцания

априорные формы рассудка априорные формы рассудка = категории (количества, качества, отношения, модальности) рассудочный синтез – связывает созерцания синтез чувств и рассудка= трансцендентальное единство апперцепции понятия рассудка подводятся под представления через воображение и рассудочный категориальный схематизм т.е. «Я» чувствую и рассуждаю знание мира как явления (феномена), оформленного мной

Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействия

Категории модальности Возможность и невозможноость Существование и несуществование Предопределённость и случайность Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

идеи разума= стремится выйти за пределы опыта (мысли о Боге, душе, мире в целом) впадает в противоречия (антиномии) limit разума разум надо ограничить в претензии познания метафизической реальности, т.к. она не доступна познанию (нет в опыте) и ее содержание = предмет веры «Критика практического разума»

антиномии Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.\\ Мир не имеет начала во времени и безграничен. Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. \\ В мире нет ничего простого. Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.\\ Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. \\ Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

1. Этика Канта основана на принципе «как если бы»: Бога и свободу невозможноо доказать, но надо жить как если бы они были. 2. Человек как явление и как вещь-в-себе: «Критика чистого разума» - Мир нам не дан как вещь-в- себе (ноумен), а дан как явление (феномен) – в силу познавательных способностей человека. Т.е. всегда открыта только часть мира. Значит, и человек так же всегда знает только часть себя, как сам себе и другим является – как существо природное (через пространство и время.. как феномен, явление), а не как свободное (вещь-в-себе, ноумен). Моральная философия И. Канта. «Критика практического разума»

Практический разум – определяет правила поведения людей в тех или иных конкретных ситуациях, общую стратегию их поступков. Поведение человека определяется: максимами (субъективно значимое правило) и законами (объективный принцип, равносильный для каждого разумного существа).

В человеке как феномене есть: 1. чувственность (ХОЧУ, способность желания) как низшая способность всегда направлена на всякое определенное желание, на что-либо существующее в пространстве и времени. достигли (удовольствие) \ не достигли (не удовольствие) – итог вообще стремление к счастью = задает максиму. Человеку как существу природному, конечному (феномену) навязана проблема быть счастливым, стремиться к удовольствию. 2. разум - задает (закон) ИМПЕРАТИВ (НАДО, долженствование, объективное принуждение к поступку). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Гипотетический императив предписания умений, средство для достижения целей (соответствует природному закону причинности).

В человеке как ноумене есть: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ безусловные и всеобщие предписания, не зависят от материи желаний, исходят из свободной ноуменальной части человека. гедонизм = 1. 90% \\ 2. 10% высокое основоположение = 1. 10% \\ 2. 90%

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ 1) «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом» (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; 2) «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству». Поведение человека-как-явления (природного) определяется исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Человека-как- вещи-в-себе (свободного) высшему априорному моральному принципу (категорическому императиву). Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами.

Георг Вильгельм Гегель

Абсолютный объективный идеализм Основные сочинения: Феноменология духа (1807) Наука логики (1816) Энциклопедия философских наук (1817) Философия права (1821)

1. Идеализм «положение о том, что конечное – идеально, составляет идеализм. Философский идеализм состоит в том, что конечное не признается истинно сущим». все конечные вещи (селедка) – не есть истина, т.к. возникаютумирают. В их основании лежит нечто иное, чем они, «объективация чего-то другого». 2. Объективный реальность сама по себе (не зависимо от человека, от S субъекта) внутри себя имеет некое идеальное, духовное начало (не можем мыслить о единичных вещах – общее=мысль). Понятие «человек» = во всех конкретных людях - существует само.

3. Абсолютный ничего в мире кроме Абсолютной идеи и ее явлений не существует. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух (идея=сам процесс мысли), который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя – это главная цель. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве это природа; самораскрытие во времени история. Т.о. проявляясь и самопознавая Абсолютная идея отчуждает себя и создает человека – субъективный дух, общество и историю – объективный дух, культуру, философию – Абсолютный дух.Абсолютный Духприродаистория Итог: Абсолютная Идея – самопознание и саморазвитие. Порождает природу, человека, общество, культуру и через человека познает себя (возвращается).

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека частица Абсолютного духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Абсолютный дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека Абсолютный дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Метод Гегеля Гегелем им впервые было четко сформулировано понятие двалектики. Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Абсолютного духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл двалектики в том, что: все - Абсолютный дух, "конечный дух«(т.е. человек), предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

данные начала (стороны единого бытия и Абсолютного духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; они проходят три стадии: тезис антитезис синтез (неопосредственное тождество противоположность, отрицание разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). единство и борьба противоположностей основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Категории в системе двалектической логики Слово kathgoria сложено из kata (=взгляд сверху на что-то внизу) и agoreuein (=публичное собрание людей) kategorein, соответственно, значит: сделать общедоступным, открыто объявить при намеренном вглядывании во что-то, что именно оно есть, особенным образом выставляющее называние в смысле обвинения, при этом в качестве основного значения слышится открывающее, обнаруживающее называние.

Основным предметом своей "Логики" Гегель считает необходимые определения мысли или чистые понятия, которые он вслед за Аристотелем и Кантом называет категориями. Однако, в отличие от них, он стремится представить их в виде завершенной, логически связанной системы. Абсолютная идея, является одновременно и субъектом, и объектом развития. Ее развитие осуществляется в процессе последовательного развертывания системы категорий, которые представляют собой не просто формы мышления, противостоящие миру природы (как это было у Канта), а всеобщие формы и бытия, и мышления одновременно. Таким образом, в учении о двалектическом саморазвитии категорий реализуется основополагающий принцип гегелевской философии - тождество бытия и мышления:

Поясним это, рассмотрев два акта: 1) акт опредмечивания идеи, т.е. превращение заданного в предмет 2) акт распредмечивания предмета, т.е. превращение предмета в мысль. А в принципе, это одно и тоже, это две формы бытия одного и того же. Бытие и мышление – это не разные объекты, а это две формы бытия/явленности одного и того же.

1. тезис – качество антитезис – количество синтез – мера тезис- сущность 2. антитезис - явление 3. синтезом явления и сущности становится понятие действииельности.

Философия истории Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа.национальными духами Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей. Германская эра современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал двалектический момент антитезис. Войны Важную роль в развитии истории играют герои воплощения национальных духов. Герой это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа.Герой

Постклассическая философия XIX - начала XX вв.

Философия Людвига Фейербаха ( ) критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом ( ) и Фридрихом Энгельсом ( ) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму. Философия марксизма.

" Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; "Капитал" К. Маркса; "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Диалектика природы" Ф. Энгельса; "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса; "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса; "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов двалектического материализма и исторического материализма Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно- экономические формации первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);

феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

2). Позитивизм в XIX – нач. XX в. (и эмпириокритицизм). Программа "позитивной философии" О.Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Эволюционизм Г.Спенсера. Органическая теория общества Спенсера. Кризис позитивизма XIX века и возникновение эмпириокритицизма («второго позитивизма»): Р.Авенариус, Э. Мах. 3). Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской "вещи в себе" и логика науки (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер). Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт)

4). Иррационализм и философия жизни (XIX – нач. XX веков). Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм в XIX веке. Экзистенциальная двалектика С.Кьеркегора: учение о "стадиях жизни", "моральная двалектика" как средство самоопределения человека. Философия Ф.Ницше. "Рождение трагедии из духа музыки": "аполлоническое" и "дионисийское" начала. Программа "переоценки всех ценностей". "Имморализм" и критика морали. Ницше и нигилизм. "Воля к власти" и идеал "сверхчеловека". Идея "вечного возвращения". В. Дильтей о жизни и «исторической жизни». Психологизация исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера («Закат Европы»). Интуитивизм А.Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в "Творческой эволюции".

Философия в XX веке 1). Современный западный марксизм (неомарксизм). Становление западного марксизма: Д.Лукач и А.Грамши). Марксизм во Франции и Италии: Гальвано делла Вольпе, Черрони, Сарт, Альтюссер, Фуко. Фрейдомарксизм. 2). Аналитическая философия. Становление и источники: Дж.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма («третьего позитивизма») и ее кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах). "Постпозитивизм" и философия науки (К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).

3) Философия науки. Проблема методологического идеала и нормативности научного знания (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль). Проблема осмысления основоположений науки (Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн). Программа анализа языка науки в классическом неопозитивизме (Венский кружок и Берлинская группа). Логицизм, историцизм, неорационализм в философии науки (Т.Кун, М.Полани, П.Фейерабенд). Критика фундаментализма, идея единства научного знания, проблема разделения науки и ненауки. Анализ понятий парадигмы, научно- исследовательской программы, тематического контекста, неявного знания и оснований научного знания (К.Поппер, П. Фейерабенд, Г.Башляр).

4). Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З.Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма (неофрейдизм). Фрейдомарксизм: В.Рейх, Г. Маркузе. «Экзистенциальный психоанализ»: Ж.- П.Сартр, Э.Фромм. «Психоаналитическая герменевтика»: А.Лоренц, Ю.Хабермас. «Структурный психоанализ»: К.Леви-Стросс, Ж.Лакан. 5). Феноменология. Э.Гуссерль: программа философии как "строгой науки". Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.

6). Экзистенциальная философия. Социально- исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. М.Хайдеггер и "преодоление" метафизики. Ж.-П.Сартр о свободе и "проекте". 7). Философская антропология. Идеи философской антропологии М.Шелера. 8). Философская герменевтика. Философская герменевтика Г.Гадамера. 9). Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Стросса.

10). Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс (Джемса), Д.Дьюи. 11). Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм) и протестантская ("двалектическая теология") философия. "Интеграционный гуманизм" Ж.Маритена. Религиозно-философская система (эволюционизм) П.Тейяра де Шардена. Иудейский экзистенциализм М.Бубера. Персонализм Э.Мунье. 12). Философский постмодернизм. Власть, знание и субъективность у М.Фуко. Желание, шизоанализ Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Симулякр и гиперреальность (Бодрийяр). Распространение Ж.Ф.Лиотаром дискуссии о постмодерне на область философии; «ситуация постмодерна» в философии. Отрицание абсолютности классической парадигмы понимания, идея деконструкции «метафизики присутствия» (Ж.Деррида). Выход из лингвистик- семантической плоскости в плоскость «событийности» и «телесности», принцип самодостаточности события (Ж.Батай, М.Бланшо, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Ф.Лиотар). Ю.Хабермас как критик постмодерна.

История русской философии Русская философия XVIII века: 1). Философия русского Просвещения. М. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие просвещения в России. А.Н.Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия XIX-XX веков: 2). Западничество (либерализм): П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Религиозная историософия. «Русский гегелизм» (Н.В.Станкевич). Философия истории Т.Н.Грановского: «польза истории», «естественная необходимость» как выражение географической детерминации. В.Г.Белинский: гегелизм и примирение с действииельностью, обоснование философии реализма, социализм как дальняя цель общественного развития, проблема личности. А.И.Герцен: разработка двалектического метода, преодоление объективного идеализма на почве реализма, критика идеи разумности истории, "русский социализм". Б.Н.Чичерин: неогегельянская антропология, теория «врожденного естественного права», свобода и государственность. К.Д.Кавелин (позитивистское направление в философии либерализма): история как воплощение «личного начала», обоснование этического идеализма.

3). Славянофильство и религиозное реформаторство 2-й пол. XIX века. Философия культуры: «иранский» и «кушитский» путь развития цивилизации (А.С.Хомяков). Критика рационалистической культуры Запада и «самобытно-русская» философия (И.В.Киреевский). Земство и государство в социологии (К.С.Аксаков). Ф.М. Достоевский: от утопического социализма к православному мистицизму. Этико-философский смысл Легенды о Великом инквизиторе. Осмысление истории и назначение России. Л.Н.Толстой: отрицание церковного христианства. Учение о Христе. Принцип «непротивления злу насилием». Критика государственности и цивилизации.

4). Русский консерватизм (неославянофильство). Н.Я.Данилевский: таория культурно-исторических типов, «охранительно-консервативное» значение православия, критика русского «европейничания», борьба с Западом и создание «федерации независимых славянских народов». Н.К.Леонтьев: от славянофильства к русофильству, идеал византизма, формула триединого процесса развития (первоначальная простота – цветущая сложность – вторичное смесительное упрощение), русско- азиатская цивилизация. К.П.Победоносцев: социальная философия русского консерватизма. 5). Народничество: Революционно-демократическое народничество. Н.Добролюбов. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.Чернышевского. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. Либеральное народничество: П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К.Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности.

6). Философия всеединства. Философия В.С.Соловьева как теоретический источник нового религиозного сознания. Метафизика В.С.Соловьева; учение об Абсолюте и теория Богочеловечества; Душа мира (София); этика добра. Софиологическое направление. С.Н.Булгаков: от идеализма к православию, универсализация религии как предпосылки объективного и субъективного мира; учение о Софии. П.А.Флоренский: осмысление Софии как Богоматери и церкви; аскетизм и «мистика сердца»; укрощение «рассудочной деятельности»; антиномии веры. Эволюция философии всеединства (Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин) и православно- церковная оппозиция. Споры о Софии в русском зарубежье (В.Н.Лосский).

7). Экзистенциально-религиозная философия. Экзистенциальная двалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея". Н.А.Бердяев: новое откровение о человеке, свобода как добытийственная основа мира. Л.И.Шестов: смерть как трагедия, главенство случая в человеческой жизни. В.Розанов: христианство и философия пола. 8). Космизм. Истоки философии русского космизма: Н.Ф.Федоров ("Философия общего дела", проблема смерти и победы над ней). К.Э.Циолковский о соотношении материализма и панпсихизма, космическая этика. В.И.Вернадский: учение о босфере, человечество как новая геологическая сила планеты, возникновение ноосферы. В.Н.Муравьев: «новое планетарное мышление», культура как овладение временем. А.Л.Чижевский: принцип гелиотераксии и космическая онтология.

9). Философия интуитивизма. Н.О.Лосский: метафизика иерархического персонализма; теория непосредственного знания; понятие гносеологического обладания. С.Л.Франк: синтез интуитивизма и трансцендентализма; проблема металогического и возможноости «живого знания». Интуитивизм в работах по истории философии (Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин). 10). Марксистская философия. Основные философские труды и проблематика. Г.В.Плеханов («ортодоксальный марксизм»): от народничества к революционному марксизму; проблема культурно-исторического процесса; роль личности в истории; социальные и экономические предпосылки русской революции. Б.П.Струве («легальный марксизм»): критика народничества; социализм как этический идеал; неокантианская методология познания. Русский «ревизионизм» в философии марксизма: А.А.Богданов, А.В.Луначарский. В.И.Ленин («радикальный марксизм»): интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. "Материализм и эмпириокритицизм": понятие материи, проблемы истины. Концепция ленинизма в интерпретации Л.Д.Троцкого.

11). Философская антропология. А.А.Ухтомский: учение о доминанте как основе поведения и миросозерцания человека; этика любви как идеализация «другого». М.М.Бахтин: двалогизм как способ самореализации личности; принцип открытости, «вненаходимости» человека;аксеология личности: ценностное различение «Я» и «Другого»; незавершенность бытия и свобода. 12). Философия языка. Основные направления: формалистическое (К.А.Аксаков, Ф.Ф.Фортунатов, Н.П.Некрасов); психологическое (А.А.Потебня); онтологическое (В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков). Слово как архетип культуры в феноменологии Г.Г.Шпета. Имясловие П.А.Флоренского. Смысл как бытие: философия тождества реальности и именования А.Ф.Лосева.