Знакомство детей дошкольного возраста с особенностями сказочного жанра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария.
Advertisements

«Сказка - ложь, да в ней намек...» ( долгосрочный 1.01 по 1.04)
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Педагог-психолог Молоднякова А.В. Г.Нижний Тагил.
Выполнила Скрибка С.А.. Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности,
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Сказкотерапия как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Шуткина Ирина Сергеевна, старший воспитатель д/с 169.
«Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с литературой» Воспитатель: Гришина М.В. Портал «О детстве» Конкурс.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Сказка… Удивительный мир детей, в котором возможно все, в котором добро всегда побеждает зло, сильный защищает слабого, деревья разговаривают, а курочка.
Т ЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КНИГА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ». Вторая младшая группа 10 Муращенко Татьяна Григорьевна – воспитатель II квалификационной категории.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Разработал: Дашдиев В.А.. Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее.
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие по сказке «Колобок» Автор: Кузнецов В.В., музыкальный руководитель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.
«Детская книга в речевом развитии ребёнка-дошкольника» МБДОУ ЦРР – ДС 51 «Росинка» г. Смоленск Селютина Наталья Юрьевна учитель-логопед.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Выполнила Фаррахова Э.Р.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Транксрипт:

Знакомство детей дошкольного возраста с особенностями сказочного жанра

Введение Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Велика её роль и в плане эстетического развития личности. Исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами показали, что сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка.

Знакомство детей дошкольного возраста с особенностями сказочного жанра Знакомство детей дошкольного возраста с особенностями сказочного жанра У всех детей есть определенный багаж знакомства со сказкой. Некоторые знают и особенности сказочного жанра. Чем они отличаются от стихов, рассказов. Каковы же особенности сказочного жанра? В сказках животные разговаривают, в некоторых сказках происходят волшебные превращения и т.д. Есть характерные слова и речевые обороты (присказки), своеобразный сюжет. Говоря об особенностях сказочного жанра все сказки можно объединить в несколько групп: Сказки о животных («Кот, петух и лиса») Волшебные сказки («Морозко», «Золушка») Бытовые сказки («Каша из топора») Народные сказки Авторские сказки (А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)

Например, в старшей группе дети более подробно знакомятся детей с волшебными сказками. После прочтения нескольких волшебных сказок, вместе с детьми педагог выделяет характерные особенности волшебных: Происходят волшебные превращения; Есть волшебные предметы; Есть добрые и злые герои, которые вредят и мешают главному герою; Все сказки заканчиваются победой добра над злом; Отмечают особенности сказочной речи: Начало (зачин): Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве… Середина (присказка): И покатился Колобок дальше., закинул старик невод… Конец (умозаключение, вывод, или устойчивое выражение): Стали жить – поживать и добра наживать) После того, как дети освоят жанровые особенности волшебных сказок воспитатель предлагает им разнообразные задания: Придумать другой конец знакомой сказки; Ввести в сказку другого героя; Поместить знакомого героя в другую сказку; Придумать волшебный предмет и ввести в сказку для превращения. Когда дети научились сочинять сказки, переходят к продуктивным видам деятельности. Дети лепят, выполняют поделки из природного материала, рисуют сказочных героев, вырезают сказочных героев из журналов.

Методика работы со сказками в детском саду Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Принципы работы со сказками Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка - деревянная длинная скамейка, скалочка - деревянная каталочка, которой раскатывают тесто (в сказке "Лисичка со скалочкой") и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру - не подумав, бранится - ругается, насилу нашел - долго искал (сказка "Лиса и козел"; кинулась туда - сюда - в разные стороны; кликала - звала ("Гуси - лебеди"). После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею. В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, на занятии по сказке "Хаврошечка" воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: "Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его?" Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: " О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?". С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой "Снегурочка" можно начать с беседы. "Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. - Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка". Затем педагог задает детям следующие вопросы: " Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?".

В своей работе воспитатели используют разнообразные методы и приёмы работы со сказкой: кроме образовательной деятельности, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П. И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой. Проблемные ситуации – это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Игровые задания. При выполнении игровых заданий опираются на изобразительные умения детей Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют и т.п.