Выполнил судент 3 курса группы : ФБ Сайфутдинов Рафаиль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
Advertisements

Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Подготовила: магистрантка 553 М группы Южакова М.Э.
Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Содержание специального (коррекционного) образования детей с нарушенным слухом детей с нарушенным слухом в современных условиях в современных условиях.
Взаимосвязь интеграции и инклюзивного образования детей с нарушением слуха в различных условиях обучения Леонгард Эмилия Ивановна, методист окружного ресурсного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Условия зачисления в ДОУ Дети в возрасте от 2 до 7 лет, страдающие рефракционной и дисбинокулярной амблиопией (острота зрения.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. ПЛАН ЛЕКЦИИ Причины нарушений слуха 2 Образование детей с нарушениями слуха 4 Определение понятия «слух». Строение.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 89 «Крепыш» Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 47 «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» г. Северодвинск Архангельской области.
Работу выполнила студентка 2 курса 211 группы Редечкина Евдокия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Транксрипт:

Выполнил студент 3 курса группы : ФБ Сайфутдинов Рафаиль

Сурдопедагогика отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин « сурдопедагогика » произошел от слова «surdus», что в переводе с латинского означает - « глухота ».

изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология, социология и др. разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха ; разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих ; осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха ; усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т. д.

Рау Фёдор Андреевич (1868 – 1957) Рау Наталия Александровна (1870 – 1947) Зыков Сергей Александрович (1907 – 1974) Леонгард Эмилия Ивановна

В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию ( Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989). К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Вторую группу составляют факторы эндо – или экзогенного воздействия на орган слуха плода ( при отсутствии наследственно отягощенного фона ), обуславливающие появление врожденной тугоухости. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.

Слухопротезирование – подбор врачом - сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого - педагогического обследования. Индивидуальные слуховые аппараты Карманные аппараты Заушные аппараты Внутриушные аппараты Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.

Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Выделяют три степени тугоухости : 1- я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ ; 2- я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ ; 3- я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью ( спонтанное формирование речи ) оказывается невозможным. Выделяют четыре группы глухих : 1- я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц ; 2- я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц ; 3- я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц ; 4- я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е Гц и выше.

Выделяются две основные группы детей с недостатками слуха : глухие и слабослышащие. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи ( без специального обучения ). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т. е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи ( до двух лет ), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.

Предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает : в роддомах выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте ; в детских поликлиниках по месту жительства обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг - методике с использованием звукореакто - теста ( ЗРТ ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет ( центр, отделение ); в сурдологических кабинетах проведение комплексного медико - педагогического обследования с целью установления диагноза ( или снятия подозрения на снижение слуха ) и организации дальнейшей коррекционной помощи.

Различали два метода обучения глухих – « жестовый » и « чистый устный » методы. Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка и дактилологии С помощью чистого устного метода глухих учили говорить « без рук », используя только устную и письменную речь ( методика Э. И. Леонгард ). Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. Верботональная методика, разработанная специалистами центра « Суваг » ( Загреб, Хорватия ). Коррекционно - реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно - вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения

Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей ( принимают глухих и слабослышащих детей с полутора - двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад ( с двух или трех лет ) рассчитан на пять лет или на че ­ тыре года ) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха Детские сады ( группы ) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с учителем - дефектологом ( сурдопедагогом, логопедом ), педагогом - психологом Дошкольные группы, отделения в специальных ( коррекционных ) школах, школах - интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей ( рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста ) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста « начальная школа детский сад » компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей ( в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей ) Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого - медико - педагогической реабилитации и коррекции.

временная интеграция : объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий ; частичная интеграция : включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы ; комбинированная интеграция : 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя - дефектолога ; полная интеграция : ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь

ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и / или поле зрения менее 15 угловых градуса. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию ( катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость и так далее ). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены. Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.

Психика слепых детей имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля над деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушение зрения затрудняет ориентировочно - поисковую деятельность, развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности.

Отсутствие или глубокое поражение зрения в раннем возрасте наносит ребёнку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьёзное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребёнка с глубокими нарушениями зрения выражается в значительно меньшем объёме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений за произносимыми словами, в менее развитых и некоординированных движениях и слабой ориентировке и мобильности в пространстве.

Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у слабовидящих детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность. В связи с этим возникают трудности в формировании целостного синтетического образа.

Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у слабовидящих детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность. В связи с этим возникают трудности в формировании целостного синтетического образа.

Трудности совместной деятельности и предметного общения характерны для детей с нарушением зрения. Для них свойственна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Таким образом, у ребёнка с глубоким нарушением или отсутствием зрения формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребёнка.