Учебные цели 1 Раскрыть содержание предельной полезности товара, показать ее отличие от общей полезности и сформулировать закон убывающей предельной полезности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Advertisements

Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Поведение потребителя в рыночной экономике Цель : изучить поведение потребителя в рыночной экономике.
2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Транксрипт:

Учебные цели 1 Раскрыть содержание предельной полезности товара, показать ее отличие от общей полезности и сформулировать закон убывающей предельной полезности. 2 Уяснить правило максимизации полезности. 3 Изучить кривые безразличия и дать их характеристику, а также разобраться в карте безразличия и установить, чем отличаются друг от друга различные кривые, расположенные на карте. 4 Обратить внимание на предельную норму замещения продуктов и показать, что лежит в основе изменения ее величины. 5 Раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике.

Полезность блага ( utility of good ) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности ( total utility ) – TU (см. рис. 5.1 а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность ( marginal utility ) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.5 1.б).

TU max 0 A B Q (a ) (б) Рис Общая (а) и предельная (б) полезность МU 0 A B Q

Функция полезности. Представителями австрийской школы К. Менгером, Е. Бем-Баверком, Ф. Визе была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 5.2). TU 0 q 1 q 2 q 3 q n Рис Зависимость общей полезности блага и его количества.

Излишек потребителя P S P2 D Общие затраты 0 Q 2 Q Излишек потребителя P S P 2 D Общие затраты 0 Q 1 Q а) вода б)алмаз Рис Парадокс воды и алмаза

Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах: 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2.Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. 4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Блага Предельная полезность Цена руб. Взвешенная предельная полезность (MU)(P)(P)(MU/P) А10010 В80420 С45315 Условия равновесия потребителя. Предельная полезность и цена благ Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Блага Предельная полезность Цена руб. Взвешенная предельная полезность (MU)(P)(P)(MU/P) А В60415 С45315 Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории) MU 1 /P 1 = MU 2 /P 2 = … = MU n /P n Таблица 5.2

Потребительский выбор– это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов. Действительно, если MU 1 /P 1 = MU 2 /P 2 = …= MU n /P n, то и MU 1 /MU 2 = P 1 /P 2 ; …MU 1 /MU n = P 1 /P n и т.д. Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть MU 1 : MU 2 : …: MU n = P 1 : P 2 : … P n. (5.3) Обозначим взвешенную предельную полезность через: MU 1 /P 1 = MU 2 /P 2 = … = MU n /Pn = λ, где λ - предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так: MU i =P i λ..

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС Функциональный Нефункциональный Социальны Спекулятивный Нерациональный Эффект Эффект Эффект присоединения сноба Веблена к большинству Рис Классификация потребительского спроса (по Х. Лейбенстайну)

K Z L U 2 U 1 R 1 R 2 Y X R 1 R 2 K L T 1 H 2 T 2 H 1 0 Рис Кривая безразличия в трехмерном пространстве. Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага Х представлена кривой U 1, блага У – U 2. Проекция K 1 R 1 R 2 L 1 кривой KR 1 R 2 L на плоскость У0Х сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка R 1 1 ), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка R 1 2 ) (см. рис. 5.6). Рис Кривая безразличия в двухмерном пространстве Y K R 1 T 1 R 2 T 2 0 H 1 H 2 L X

U 4 U 3 U 2 U 1 Х Рис Карта кривых безразличия Y

Зона замещения. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Рассмотрим кривую безразличия (рис.5.8). Y Зона субституций N R S M 0 T H X Рис Зона замещения (субституции)

Предельная норма замещения. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Y I Δy II y – Δy Δ x 0 x x + Δx X Рис Предельная норма субституции

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение – ΔУ/ΔХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х (рис. 5.9). MRS xy = - Δy/Δx,(5.4) или для непрерывного случая MRS xy = - dy/dx,(5.5) где MRS xy – предельная норма замещения у на х. Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривы безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I - доход потребителя, P x - цена блага X, P y - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = P x X + P Y Y или в более привычном виде: Y = I/P y – P x /P y X где –P x /P y – угловой коэффициент бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. При X = 0, Y = I/P y, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделить доход на цену этого блага. При Y = 0, X = I/P x, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене (рис. 5.10)

Y I / P y P x P y X I/P x Рис Бюджетное ограничение Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис показаны несколько кривых безразличия – U 1, U 2, U 3. Кривая U 1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. Y N C D U 3 U 2 (P x /P y ) U 1 0 M X Рис Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности )

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз. С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В 1, В 2, В 3, …, В n. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К 1, К 2, К 3, К 4,…, К n показывает последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 5.12). Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. W Y 4 K 4 Y 3 K 3 Y 2 K 2 K 1 Y 1 B 1 B 2 B 3 B 4 0 X 1 X 2 X 3 X 4 X Рис Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) Y

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис Высококачественные товары и услуги Промышленные товарs стандартного потребительского качества Продовольственные товары Рис Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р х 1 >Р х 2 > Р х 3 >Р х 4 и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 руб, а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX 2 в положение NX 3 (рис а). Y N R 1 R 2 R 3 R 4 U 1 U 2 U 3 U 4 D 0 X 1 X 2 X 3 X 4 X 5 X P x P 1 x P 2 x P 3 x P 4 x 0 X 1 X 2 X 3 X 4 X б) a) Рис Кривая «цена – потребление (а) и построение кривой спроса (б) X

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX 4, NX 5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U 1, U 2, U 3, U 4, с бюджетными ограничениями точками R 1, R 2, R 3, R 4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(Р х ), а на оси абсцисс – количество блага Х. Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага Х снижается с Р х 1 до Р х 2, а цена на благо У остается неизменной (Р у = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е 0 в точку Е 1 (рис. 5.15). Y N 2 E 1 U 2 N 1 E 0 E 2 U 1 R GR 2 R 1 G 2 G 1 X Эффект дохода Эффект замещения Рис Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ (при понижении цены Р х )

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. Некачественные блага. Парадокс Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен. Мы знаем, что если цена на товар повышается с Р 1 до Р 2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q 1 до Q 2 (рис.5.16). P D N 2 P 2 N 1 D 2 P 1 D 1 0 Q 2 Q 1 Q 3 Q Рис Парадокс Гиффена

Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р 2 с Q 1 до Q 3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D 1 в состояние D 2. Если соединить точки N 1, N 2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон. Малоценный или низкокачественный товар – благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении. Таблица 5.3. Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены товара Х (Р х ) Эффект Эффект замещения дохода 1. Нормальный (стандартный) товар Общий эффект Эффект замещения 2. Низкокачественный товар Эффект дохода Общий эффект Эффект замещения 3. Товар Гиффена Эффект дохода Общий эффект

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен). Y N E 1 N 1 U 2 E 0 Нормальное E 2 благо U 1 0 X 1 X 2 G G 2 G 1 X X Эффект дохода Товар Гиффена Эффект замещения Рис Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис Y C U 3 U 2 D U 1 0 X Рис Относительная взаимодополняемость

Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности E D xy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо: E D xy = (dQ x /Q x )/(dP y /P y ),(5.7) Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (E D xy < 0) означает, что спрос на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности E D xy = -. это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. Взаимодополняемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

Y U 2 U 1 0 X Рис Относительная взаимозаменяемость Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е D xy (см. формулу 5.7). Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е D xy > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е D xy = +. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ. Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.