Презентация к практическому занятию на тему: «Трудные случаи пунктуации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
Advertisements

Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
Лингвистическая минутка Лингвистическая минутка Какое отношение «вводные слова» имеют к «воде» и «подводным камням»?Какое отношение «вводные слова» имеют.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Проблемный вопрос: В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в каких тире? В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Отличия вводных слов от членов предложения.. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения. Он, может.
Транксрипт:

ФГКОУ ПО Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации Презентация к практическому занятию на тему: «Трудные случаи пунктуации» Подготовлена старшим преподавателем кафедры русского языка Т.В. Шмелевой Волгоград 2017 год 1

План практического занятия. Пунктуация и функции знаков препинания. Тире между подлежащим и сказуемым Прямая и косвенная речь. Знаки препинания. Однородные и обобщающие слова, знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты в юридических документах знаки препинания. Тема: «Трудные случаи пунктуации» 2

Пунктуация (от лат. точка punctum ср.-в. лат. punctuatio ) это система знаков препинания, имеющаяся в письменности всякого языка, а также совокупность правил их расстановки при письме. Пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, выделяет как члены предложений, так и отдельные предложения, облегчая тем самым устное чтение. 3

В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «]. 4

Все знаки препинания делятся на конечные и внутренние знаки: конечные знаки - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. внутренние знаки препинания - точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, скобки, кавычки Самый востребованный конечный знак – точка. Среди внутренних знаков наиболее «сильный» знак – точка с запятой. 5

Случаи постановки знаков препинания, наиболее употребительные в судебных документах. Точка. 1) если в конце предложения находится графическое сокращение, еще одна точка не ставится: Совместно с Черновой А.М. и Клюшкиной Р.К. она пыталась остановить Константинова А.В. 2) если после предложения следует информация, заключенная в скобки, точка, как правило, ставится после скобок: Все содеянное Ковалевым он расценивает как действия «одной цепи» на почве ревности (л.д. 18). 6

Случаи постановки знаков препинания, наиболее употребительные в судебных документах. Точка с запятой. По общему правилу «если стоящие после обобщающего слова однородные члены предложения сильно распространены и особенно если внутри них имеются запятые, то они разделяются не запятой, а точкой с запятой ». 7

Например: Из решения следует, что судья, указав в описательной части решения о предъявлении инспекцией требований о взыскании штрафа, данные требования не разрешил; в мотивировочной части отсутствует анализ доказательств, их оценка по данным требованиям; резолютивная часть решения не содержит выводов суда об удовлетворении названных требований либо отказе в их удовлетворении. 8

Наиболее характерна для современного употребления точка с запятой при перечислении после двоеточия, которое отграничивает обобщающую часть текста. Именно такое построение предложений преобладает в большинстве кодексов российского законодательства. п.1 ст.88 Уголовного кодекса Российской Федерации 1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок. 9

Сочетания знаков препинания 1. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Это не вода плещет, меня не обманешь, это его длинные весла (Л.). 2. При встрече вопросительного и восклицательного знаков сначала ставится вопросительный знак, как основной, поскольку вопросительное предложение, подобно повествовательному и побудительному, тоже может быть восклицательным, например: Да как он смеет так поступать?! 10

3. При встрече кавычек с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: а) перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после кавычек, например: Хватит с меня ваших «но», я ими сыт по горло; По словам Белинского, «Евгений Онегин» это энциклопедия русской жизни эпохи ее написания; б) вопросительный и восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся к словам, заключенным в кавычки, например: Вопрос «кем быть?» со всей актуальностью встает перед каждым юношей и девушкой, вступающими в жизнь; «Почему же...» готова была она возразить, но так и не решалась. 11

4. При встрече скобок с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Я был на Кавказе три раза (все три раза летом): в 1968, в 1972 и в 1987 годах; Вся эта область (это недавно установили ученые) дно моря в прошлом. 12

Тире в предложении. 1. Осмотр места происшествия - неотложное следственное действие. оба главных члена выражены существительными в именительном падеже 2. Ученого учить – только портить (пословица). Укрывательство преступника - предоставить ему убежище. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами) 13

3. Пятью три – пятнадцать. Если оба главных члена выражены числительными 4. Ржа железо ест, а печаль – сердце. Любовь богата радостями, а ревность – муками. Ставится на месте пропуска членов предложения или их частей. 5. Шаблон – это зло во всяком творчестве. Понять – значит простить. Перед словами ЭТО, ВОТ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЭТО ЕСТЬ 14

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ Старость не радость (посл.). Время совершения преступления не единственная составляющая алиби. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, ВРОДЕ). 15

Подозреваемый ему брат. Николаев, кажется врач. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица Вы истица, он ответчик. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое –именем существительным в именительном падеже. Эта книга моя. Если сказуемое выражено прилагательным, причастием, местоимением. 16

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)? 1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету. 2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму. 4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли. 17

Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обособить. 1. В черном полушубке, с засученными рукавами, в валенках и шапке она похожа на маленького мужичка. 2. Между тем показался третий овраг пошире и поглубже первого. 3. Второй мальчик и постарше и повыше ростом стоял рядом. 4. Серые, задумчивые они смотрели на все окружающее удивительно ласково. 5. Комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину дома. 18

В каком предложении на месте пропуска ставится тире? 1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку. 2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок. 3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба? 4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого. Укажите номера предложений, в которых в указанных местах нужно поставить запятую. 1. Все__ сказанное отцом было для меня важно. 2. Подавленный тоской, подгоняемый ветром__ я бессильно брел по улицам. 3. И текла вдоль по коре смола__ прозрачнее стекла. 4. Сажусь на берегу и__ думы полный гляжу на голубые волны. 5. Нагретая солнцем__ пашня щедро отдавала тепло. 19

Укажите номера предложений, в которых в указанных местах нужна запятая Дорога припыленная на взгорьях__ и прохладная в низинах часто поворачивала то вправо, то влево. 2. Я вижу траву скошенную, но еще не высохшую__ и старый наш дом. 3. Снежок выпавший ночью__ и тающий у нас на глазах делает склон еще более скользким. 4. На этой улице были дома крытые черепицей__ и выложенные плиткой тротуары. 5. Проснулся он на рассвете бодрый и__ очарованный вышел на улицу.

Выберите предложение с правильной постановкой знаков препинания: 1. а) В магазин привезли много продуктов: хлебо-булочные изделия, колбасные изделия, молочные продукты. б) В магазин привезли много продуктов хлебо-булочные изделия, колбасные изделия, молочные продукты. 2. а) Приветствую вас, мой почтенный, господин! б) Приветствую вас, мой почтенный господин! 3. а) Мне нравится наблюдать за падающими листьями, крутящимися от ветра. б) Мне нравится наблюдать за падающими листьями крутящимися от ветра. 21

5. а) Мой идеал верный, честный и преданный человек. б) Мой идеал – верный, честный и преданный человек. 6. а) Какое у тебя красивое яркое платье! б) Какое у тебя красивое, яркое платье! 7. а) Ваня это мой друг, Петя! б) Ваня, это мой друг Петя! 8. а) Стараясь не смотреть на картинку, Вера пыталась нарисовать все детали по памяти. б) Стараясь не смотреть на картинку Вера пыталась нарисовать все детали по памяти. 4. а) Он уехал в деревню, недалеко от его родного города, чтобы провести там лето. б) Он уехал в деревню недалеко от его родного города, чтобы провести там лето. 22

Прямая речь высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). высказывание Косвенная речь – это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения Подошедший милиционер сказал Иванову: «Нельзя так долго стоять на мосту». Подошедший милиционер сказал Иванову, что нельзя так долго стоять на мосту. 23

Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи Прямая речь внутри слов автора «П!» а. «П?» а. «П», а. А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». «П, а. П». «П, а, п». А: «П», а. А: «П (?!...)» а. 24

Прочитайте, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений. 1. «Душевно рад, - начал он (Николай Петрович), - и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - воскликнул Николай Петрович. 3. «А это впереди, кажется, наш лес?» – спросил Аркадий. 4. «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. 5. «Да, да, я знаю вас, Базаров, - повторила она (Кукшина). – Хотите сигару?» 6. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь». 7. «Пойдемте гулять завтра поутру, - сказала Анна Сергеевна Базарову, - я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 8. «Спустите штору и сядьте, - промолвила Одинцова, - мне хочется поболтать с вами перед вашим отъездом». 25

9. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 10. «Душевно рад знакомству, - проговорил Василий Иванович, - только уж вы не взыщите: у меня здесь все по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие? Господин гость должен осудить тебя…» 26

Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены): 1) Михаил сказал что людей там очень много. 2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец. 3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание. 4) Котик братец помоги говорит Волк. 27

Не являются прямой речью Цитата Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего. Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).Белинский Судьям хорошо известно, «кто есть кто», и обмануть их не удастся.кто есть кто 28

Обращение это слово или словосочетание, называющее лицо (реже предмет), к которому обращена речь Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета. Эй, в шляпе, вы крайний? …если вы, читатель, любите осень… Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса… Прощай же, пора, моя радость! 29

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным. 1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. 2) Свет Родионовна, забуду ли тебя? 3) Ты хочешь меду, сын? Так жала не страшись. 4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая! 30

2. С чем нельзя согласиться? 1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа. 2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения. 3) Обращение может стоять в любой части предложения. 4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания. 31

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его. 1) Обращение это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь. 2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта. 3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами. 4) В предложении обращения обычно являются подлежащими. 32

В официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определенных ситуациях: уважаемый господин, гражданин, дамы и господа и др. 1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например: Дорогая, сядем рядом (Ес.); Я так боялась потерять вас, Алексей (Леон.). Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, например: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (П.). 2. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него: О безумец! Остановись! 33

Междометие 1. Междометия обычно отделяются или выделяются запятыми, восклицательным знаком: Ох, сердце не на месте (П.); О, шутить не люблю (Г.); Ах, кабы ночь поскорее! (Остр.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Шол.); Ух, как жутко и весело! (Кат.) Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так (Г.); У всех повыспрошу, однако, чур! секрет (Гр.). 2. Частицы о, ну, ах, ох и другие, употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий не отделяются запятыми. Частица о чаще всего употребляется в восклицательном предложении. 34

Утвердительные, отрицательные и вопросительно - восклицательные слова 1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой или восклицательным знаком (в последнем случае они произносятся с восклицательной интонацией): Да, были люди в наше время! (Л.); Нет, никогда я зависти не знал (П.); Я с этим согласен, да, да! (H.O.). Утвердительное слово да следует отличать от союза да (соединительного, противительного, присоединительного) и от побудительной частицы да; Кожа да кости; хорошо, да не очень; поздно туда идти, да и незачем; да сбудутся наши желания! 35

Отрицательное слово нет следует отличать от слова нет, употребляемого в роли сказуемого, ср.: нет воды, в графине. 2. Запятыми отделяются слова что, что ж, что же, как же, выражающие вопрос, подтверждение, восклицание, например: Что, если сделать по-другому?; Что ж, я согласен; Как же, знаю. 36

37 Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения, они выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, указывают на источник сообщения, на способ оформления мысли и т.д. Следует запомнить слова и словосочетания, которые всегда являются вводными: во-первых…; во-вторых…; впрочем, итак, например, по-видимому, пожалуйста, следовательно, собственно говоря, по правде говоря и др.

38

8. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным. 1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице. 2) Правда глаза колет. 3) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 4) Деньги смогут много, а правда все. 39

40 Вводные слова, словосочетания и предложения выделяются знаками препинания Не выделяются знаками препинания запятыми: Действительно, у Юрия Краснова все получалось аккуратно и четко; не являются вводными: вот, будто, как будто; только, вряд ли, едва ли; ведь, даже, именно, столько; почти, непременно; как раз, обязательно; авось, всё-таки, вдруг: Можно было как будто прорваться внутрь вагона (Н.П. Кан); Следующим летом вряд ли удастся побывать в Крыму. тире или скобками, если содержат добавочные замечания или пояснения: Где-то очень близко – мне показалось, что над самой моей головой, – робко чирикнула птичка. (А. Куприн); Одна из книг (кажется, та, совсем потрёпанная) была библиотечной. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

41 Вставные конструкции выделяются (выражают добавочные, попутные замечания и, в отличие от вводных, не употребляются в начале предложения!) скобками: Между тем «талант», т.е. «одаренность», происходит от греческого слова, обозначающего меру веса (видимо, серебра), т.е. деньги (Т. Толстая); Условия воспитания, страсти и нравственные потрясения (т.е. единственные двигатели в убийстве Байрашевского) отнюдь нельзя смешивать с душевными болезнями (П.Н. Обнинский). тире: Каким-то чудом оно (семя жизни Прасковьи Качки – Т. В.) дало – и зачем дало? – росток, но к этому ростку не было приложено заботы и любви (Ф.Н. Плевако). запятыми: Но, как уже было сказано, милые бранятся – только тешатся. Знаки препинания при вставных конструкциях

42 Словоявляется вводным словом и выделяется на письме запятыми, если является членом предложения, не выделяется на письме, если Наконецуказывает на связь мыслей, порядок изложения (в значении «и еще»): Наконец, третье свойство – отказ от полноты в пользу целостности (Р. Баранцев). имеет значение «в результате, после всего»; обычно обстоятельство; можно присоединить частицу -то (наконец-то): Мы изучали эту сложную науку в течение года и наконец достигли определенных результатов. Однакостоит в середине или в конце предложения: Основная мысль, однако, была выражена ясно (П. Сергеич) стоит в начале предложения или части сложного предложения, употребляется как противительный союз, синонимичный «но»: Однако далеко не каждое дело демонстрирует собою именно такую тенденцию, отнюдь не каждое следственное дело дает такую процессуальную модель Способы разграничения вводных слов и членов предложения

43 Вообщеуказывает на приемы и способы оформления мыслей, в значении «вообще говоря» в значении «обычно, всегда, совсем»: Вообще они не улыбались, и видно было, что не сдерживались, а им не хотелось, их не манило улыбнуться (В. Розанов) Значитуказывает на связь мыслей, порядок изложения и синонимично слову «следовательно» синонимично слову «означает»: Информирован – значит вооружен. Возмож но выражает оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (возможность), синонимично словам «предположительно», «может быть» употреблено в значении «можно что-то сделать», «стало возможным»

44 Конечновыражает оценку говорящим степени достоверности (уверенность): Законодательство, под влиянием временных ослеплений, может, конечно, отступать назад и возвращаться к устарелым и отжившим учреждениям (А. Кони) выступает в роли частицы: Конечно же все завершилось благополучно.

45 вводные предложения я знаю, я думаю и др. выделяются запятыми, реже тире: Я знаю, поступать нужно по совести. в начале и в конце обособленного уточняющего члена предложения вводные слова, связанные с ним по смыслу: На берегу, очевидно недалеко от спасательной станции, были слышны крики о помощи. Ср.: Среди участников группы, очевидно, не было неформального лидера. Пунктуация при сочетании «союз а + вводная конструкция»: запятая после союза ставится, если вводное слово можно опустить, не нарушая смысла всего предложения: Не одно десятилетие, а, может быть, два, три продлится экономический кризис. Но если союз и вводная конструкция образуют единое целое, то запятая между ними не ставится: Во-первых, благодарим за своевременный ответ; а во-вторых, высылаем приглашение посетить выставку научных достижений.

Упражнение 6. Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы почтенные старые тени которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! 2. Дорогая моя, хорошая чистая будьте моей женой! 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов. 4. Спящий в гробе мирно спи жизнью пользуйся живущий. 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы. 6. Кто волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! 7. Не зови меня ты, воля, не зови в поля! 8. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай умереть не увидев тебя! 9. Вставай творящий чудеса! Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый, отчизны вечная краса! 10. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси. 46

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз. Она ушла, не закрыв за собой дверь. Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей. Гусь, увидя детей, улетел. Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить. Причастный оборот – это синтаксическая конструкция, которая состоит из причастия и зависимого ему слова. Для того чтобы лучше понимать суть причастного оборота, давайте вспомним, что такое причастие. Причастие – это часть речи, которая указывает признак предмета на основе его действия. Картинка, висящая на белой стене, упала. 47

Упражнение 7. Выделенные конструкции замените деепричастиями или деепричастными оборотами. При осуществлении надзора прокурор использует те правовые средства, которые ему предоставлены законом. При падении девушка ударилась о выступ карниза. При назначении наказания суд обязан учитывать обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность. Упражнение 8. Из двух предложений сделайте одно с помощью деепричастного оборота. Выделите и объясните случаи, где такая перестройка невозможна и найдите другой способ объединения предложений. Я сдал все экзамены на пять. Меня приняли в университет. Больной прошел курс физиотерапии. Он почувствовал себя значительно лучше. Редактор прочитал рукопись. Она показалась ему очень интересной. Редактор внимательно прочитал рукопись. У него возникли сомнения в возможности ее публикации. 48

Упражнение 9. Найдите и устраните ошибки в предложениях с причастным оборотом. 1. Напомним хронологию преступления, чуть не приведшего к кризису. 2. Достигнута договоренность о ряде мер, открывающими новые перспективы в строительной индустрии. 3. На заседании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, отсутствующих по уважительной причине. 4. Требования к составлению процессуальных документов предписывают использовать языковые клише, характерными в каждом конкретном варианте. 5. Составы наносятся на поверхности конструкций, очищенных от пыли и грязи. 49

50 Поставьте, где нужно, запятые между двумя союзами в сложных предложениях. Объясните постановку запятых. Уфимцев утверждает, что поскольку сверхурочные работы фактически проводились и оплачивались из «черной» кассы, то материального ущерба государству не причинено (А.Г. Задеря). Подсудимый Лапшин показал, что когда они перелезли через ограду, откуда-то появились двое неизвестных мужчин (О.В. Дервиз). Ему казалось, что если он будет откровенен, если скажет всю правду, то она подумает, что он считает ее не заслуживающей быть его женой. Она начинает говорить так только наедине с ним, но это становится привычкой, и если при посторонних нечаянно прорвется это неосторожное «ты», то оно имеет многозначительное значение (Ф.Н. Плевако). Багрянцева составляла расчетные платежные ведомости, а Лесина по ним выплачивала зарплату; и когда возникало какое-либо недоразумение (а они ведь неизбежны), то Надежда Сергеевна и Ева Михайловна… дружно их устраняли (Я.С. Киселев).

51 Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания в сложных предложениях. Напишите, исправляя ошибки в постановке запятых, поставьте недостающие запятые. При назначении наказания при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений учитываются характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства в силу, которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.

52 Напишите предложения, расставляя знаки препинания. Обоснуйте правильность их постановки. Нельзя недооценивать общепредупредительного значения раскрытия преступлений поскольку сам факт раскрытия действует как предостерегающий сигнал для неустойчивых граждан которым об этом стало известно. Процесс раскрытия преступлений «по горячим следам» протекает в специфических условиях которые накладывают особый отпечаток на деятельность органов внутренних дел. Очень важно понимать что означает раскрыть преступление кто его раскрывает и в процессе какой деятельности. Достаточно отметить что словосочетание «раскрытие преступления» давно и прочно вошло в терминологию правоохранительной деятельности и юридический язык. Можно отметить что слово «раскрытие» в различных толковых словарях представлено практически одинаково: раскрыть – обнаружить или сделать известным что-либо тайное, неизвестное (А.Н. Москаленко).

53 Из материалов протоколов, иных документов: Прибыв на место происшествия, произвел осмотр места преступления, где была совершена кража из магазина с участием понятых. Лицо, ударившее его в лицо, Д. может опознать его по лицу. У двери следы сапог, оставленных босым ногами. Гражданин Лернер, управляя автомобилем ЗАЗ, столкнулся с автомобилем БЕЛАЗ.

Женитьба – это роскошь, которую я могу позволить себе не более одного раза в три года. Большинство из нас работают хорошо, а большинство – плохо. Быть бы беде, если бы и машинист допустил такую же беспечность. Но, к сожалению, ее не случилось: тепловоз остановился в десяти шагах от трактора. Действительно, эта корова была моей. Опознал ее по масти, она сильно исхудала. Петров предупредил Савельева, сказав: «Ложись, стрелять буду»! Пистолет он держал в обнаженном состоянии в руке. 54

Соседи ему говорили, что часто видели ее на вокзале с лицами бродячего вида. Почему желание женщины – это закон, а желание мужчины – это статья в Уголовном Кодексе. Гражданин Сидоров, будучи в пьяном виде, лежал напротив своего дома в луже, принадлежащей ему на правах собственности. Бросив загнатую в кювет машину, сам Кюрин отправился продолжать преступление. Гришин задержан за вид, оскорбляющий достоинство человека, без определенного места жительства и работы. 55

56