П РОВЕРИЛА : А ЛПЫСБАЕВА.К.К В ЫПОЛНИЛ : Ж УМАШ С.А К УРС : 2 Г РУППА : Ф УНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА Алматы 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авторы Самсунг Николай Параскевович Джон фон Нейман Наполеон Акшин Разульмаевич Гимназия 39.
Advertisements

Мозг и способности.. Мозг Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Именно они и «руководят» работой всего тела. При этом правое полушарие.
Теория асимметрии головного мозга…. Межполушарная асимметрия (греч. а- «без» и symmetria «соразмерность») одна из фундаментальных закономерностей организации.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
ро Кинезиология ( греч. ) + - возникло в 60-е годы 20 века - родоначальником стал американский исследователь Джордж Гудхарт - в Россию этот метод привезла.
Российский Государственный Социальный Университет Выполнила студентка 3-го курса, группы ПСИ-ДБ Горшкова Валерия Москва 2013.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. это комплекс движений позволяющих.
«….по одной капле воды … человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если.
Кинезиология, как способ активизации мыслительной деятельности учащихся Лындо Елена Геннадьевна.
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф Войно- Ясенецкого. Функциональная асимметрия больших полушарий головного.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
§ 5 Как человек познает мир. Сидорова О.В.. Психея – это душа Платон на фреске «Афинская школа»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ВЫПОЛНИЛА: РЯБУШКО ВЕРА ИВАНОВНА.
Асимметрия больших полушарий мозга и особенности развития способностей детей различающихся по латеральному профилю Исследовательская работа.
Этот левый правый мозг. Подготовили обучающиеся МАОУ «Гимназии им. А.С. Пушкина» г. Сыктывкара учитель: Жигалова Елена Васильевна.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Транксрипт:

П РОВЕРИЛА : А ЛПЫСБАЕВА.К.К В ЫПОЛНИЛ : Ж УМАШ С.А К УРС : 2 Г РУППА : Ф УНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА Алматы 2016

План. 1)Определение 2)Несимметричное распределение ролей между симметричными парными полушариями головного мозга 3)Открытие асимметрии 4)Наблюдения в ходе открытии 5)Виды взаимодействий между полушариями 6)Интересные факты 7)Завершение 2

АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria несоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями. 3

Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных. Первых больше в западных странах, вторых – на Востоке и в Африке. На планете как бы существуют два огромных народа, по-разному воспринимающие реальность и часто не понимающие друг друга. Ученые полагают, что эволюционный путь к человеку начался с появлением функционально различий полушарий. Впервые на «эволюционной лестнице» этот феномен отмечается у рыб. И чем выше стоит живое существо, тем ярче межполушарная асимметрия. Венец межполушарной асимметрии – Homo sapiens.

Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

Левое полушарие Оперирует понятиям и. Логическое, работает с абстрактными понятиями и словами. Вербальное, "говорящее". Понимает и воспроизводит речь, потому что оба этих центра речи (центр Вернике для понимания и центр Брока´ для говорения) находятся в нём. Правое полушарие Оперирует образами. Образное, работает с целостными конкретными образами(гештальтами). Плохо понимает и воспроизводит речь. Правда, у женщин есть дополнительные центры речи кроме левого ещё и в правом полушарии.

Левое полушарие Последовательная, поочерёдная обработка информации. Правое полушарие Параллельная, одновременная обработка информации.

Последовательная, поочерёдная обработка информации. Это позволяет левому полушарию управлять речью, потому что устная речь представляет собой последовательность фонем, из которых складываются слова. Слова тоже должны быть выстроены в определённой последовательности, чтобы получались предложения. В свою очередь предложения должны следовать одно за другим в определённом порядке, чтобы передавать смысл речевого сообщения. Таким образом "наведением порядка" в речи и соблюдением очерёдности успешно занимается именно левое полушарие.

Параллельная, одновременная обработка информации. Правое полушарие обрабатывает поступающие в него сигналы одновременно и "холистический", т.е. целостно.

Левое полушарие Анализ Правое полушарие Синтез

Анализ Аналитическая стратегия переработки информации. Детализация, "разложение по полочкам". Локальное восприятие. Индуктивное мышление, т.е. от частного к общему. При этом анализ предшествует синтезу. Рационально-логическая переработка информации. Обеспечивает формально-логическое мышление. Вербально-символические функции.

Синтез Синтетическая стратегия переработки информации. Объединение отдельных деталей в целое. Глобальное восприятие. Дедуктивное мышление, т.е. от общего к частному. Синтез в этом случае предшествует анализу. Пространственно-интуитивная обработка информации. Обеспечивает ассоциативно-эмпирическое мышление, или метафорическое.

Левое полушарие Хронологический порядок. Последовательнос ть событий во времени: различение прошлого, настоящего и будущего. Правое полушарие Текущий момент времени. Отсутствие ориентации во времени: всё происходит «здесь и сейчас».

Левое полушарие Чтение карт, схем. Экстраполяция, транспонирование. Запоминание имен, дат, символов. Речевая активность, понимание смысла. Правое полушарие Конкретное пространство. Запоминание образов, узнавание, запоминание конкретных событий. Понимание эмоционально го состояния.

Левое полушарие Детальное восприятие по-отдельности. Позитивное. Контроль позитивных эмоций, веселое и радостное восприятие мира (оптимизм). Правое полушарие Целостное восприятие "в целом". Негативное. Конт роль негативных эмоций, мрачное восприятие мира (пессимизм).

Левое полушарие Восприятие ритма в музыке. Правое полушарие Восприятие и сочинение музыки контролируется правым полушарием. Именно оно обеспечивает восприятие мелодии в музыке. Музыкальные мелодии лучше распознаются, если прослушиваются левым ухом, т.е. воспринимаются правым полушарием.

Левое полушарие Вербальный интеллект (особенно ценится при обучении в школе и в вузе, а также в точных и технических науках). Правое полушарие Невербальный интеллект (в творческих профессиях, конструировании, дизайне).

Левое полушарие Содержит план строения только контралатеральной стороны тела, т.е. правой, противоположной. Тесно связано с активирующим и системами ствола мозга. Правое полушарие Содержит план построения обеих половин тела. Тесно связано с диэнцефальным отделом, т.е. средним мозгом.

Левое полушарие Активность левого полушарие поддерживает связь с реальностью и сознательной деятельностью. Правое полушарие Активация правого полушария связана с гипнотическими и трансовыми состояниями, оно в большей степени, чем левое, поддерживает бессознательную деятельность мозга.

Левое полушарие Кора левого полушария контролирует количество и активность Т- лимфоцитов, обеспечивающих клеточный иммунитет. Правое полушарие Кора правого полушария антагонист и чески влияет на иммунную регуляцию, осу ществляемую левым полушарием.

В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии. Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности. В основе таких распространенных судорог лежит принцип порочного круга: патологическая (эпилептическая) электрическая активность, возникнув в одном полушарии мозга, распространяется на другое полушарие по многочисленным нервным связям, которые эти полушария соединяют.

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Операция по рассечению «мозолистого тела» была произведена на нескольких больных, она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 году Нобелевской премии.

Что же произошло после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых

Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции… Один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение; в то время, как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача; в то время, как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина. Правая рука управляется левым полушарием, а левая правым. Однако на первом этапе исследования этому наблюдению не придали должного значения.

Когда же простое наблюдение за поведением испытуемых сменилось систематическим изучением их психических функций, исследователи были просто поражены. Очень многое из того, что для человека с сохранным мозолистым телом не составляет никакого труда, для пациентов с рассеченными связями оказалось недоступным. Правая рука, на которую большинство из нас привыкло полагаться во всех случаях жизни, подводила при самых простых задачах: она не могла перерисовать элементарные геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого тела правши обычно не пишут левой рукой.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, также функция речи. Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью сохранно. Зато правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части, в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах. С функциями правого полушария было связано понимание метафор и восприятие юмора.

Виды взаимодействий между полушариями: 1. Сотрудничество - распределение нагрузки между обоими полушариями. 2. Интеграция - объединение и сравнение информации, полученной разными полушариями. 3. Метаконтроль - контроль определённого полушария над процессом переработки информации. При этом более активным может быть не контролирующее полушарие. 4. Суммация - наблюдается при перцептивных переносах. 5. Межполушарный перенос. 6.Интерференция. 7. Взаимное торможение (реципрокное)

Интересно, что мозолистое тело, соединяющее нервными связями оба полушария, примерно на 11% больше у леворуких людей и амбидекстров. Это предполагает повышенную эффективность межполушарной передачи информации у этих категорий людей. Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Левши до сих пор считаются группой повышенного риска. К примеру, они в 2,5 раза чаще болеют иммунными заболеваниями.

Самые характерные представители левополушарного мира – европейские культуры (левшей там не более 12% от всего населения). Особенно германская, где рациональность и логика столетиями являются основой существования нации. Исключение составляют Британские острова. Вообще, у островных народов – англичан, ирландцев или японцев – правополушарных людей всегда много. Американская цивилизация оказалась более терпимой к левшам. Может, сказалась генетическая связь с Англией, а может, молодая культура подсознательно понимала важность включения в социальное пространство «других людей». Доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее

Как определить доминирующее полушарие? Для этого есть несколько простых тестов. Сложите ладони в «замок», и если сверху окажется большой палец правой руки, скорее всего, вы правша. То же самое можно проделать с «позой Наполеона» – скрестите руки на груди. Если правая рука окажется над левой, вы точно правша. В случае доминирования правого полушария выше должна оказаться левая рука.

Заключение Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Пишут они правой рукой. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Как вы уже, наверное, догадались, в их число попадают пишущие левой рукой. Но не только они, потому что, сколько природного левшу ни переучивай писать правой рукой, его правое полушарие все равно останется доминирующим. Асимметричная организация мозга прослеживаются на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Природный левша никогда не превратится в правшу и наоборот – так решила сама природа. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий.