Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Advertisements

Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Методы и средства обучения.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения Егорова Г.И. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 101 с углубленным изучением.
Задача школы – Не только дать систему знаний о мире, обществе и человеке (П. Блонский: «Пустая голова не размышляет»), но и сформировать творческую личность.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Выполнила: Родионова Ю.В. Группа-ИЯ Новокузнецк, 2012.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Использование технологии проблемного обучения Выполнили: Артемьева М. Грищенко Д. Межевова И. Батков Н.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Транксрипт:

Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М. учитель истории МБОУ ООШ с. п. « Село Боктор »

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Важнейший критерий интеллектуально - умственного развития – широкий и активный перенос приемов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект.

Виды проблемного обучения (М.Н. Скаткин, 1971 г) 1. Проблемное изложение знаний. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. Исследовательский метод обучения.

Цели проблемного обучения: Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений ; Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении ; Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы ; Развитие профессионального проблемного мышления.

Виды проблем: Научная проблема представляет « белые пятна », неисследованные участки известных знаний, трудности, с которыми сталкивались исследователи, комплексы противоречий, окружающих « знание о незнании » и т. д. Учебную проблему предлагается понимать как « диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно »

Теоретическая проблема основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них. Практическая проблема она ставит перед учащимся некоторое « интеллектуальное » препятствие, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия.

Уровни проблемности 1- й уровень – характеризуется тем, что учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск решений 2- й уровень – отличается тем, что учитель вместе с учащимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, они самостоятельно формулируют задачу и решают ее. 3- й уровень –( самый высокий ) предполагает доведение до обучаемых проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно

Методы проблемного обучения: Проблемное изложение знаний ( учитель создает проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса ). Частично - поисковый ( учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, « открытию закона », правила и т. д.). Исследовательский ( учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности, самостоятельную постановку проблемы и ее решения, проверку решения и т. д.).

Основные приёмы проблемного обучения: Постановка проблемы ; Создание проблемной ситуации ; Разрешение проблемной ситуации ( поиск ); Анализ полученного решения ; Приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана, восприятие информации.

Типы уроков проблемного обучения: Проблемного изложения Эвристическая беседа Частично - поисковый Урок - исследование Формы проблемного урока: Урок сообщения новых знаний. Изложение учебного материала с постановкой проблемных вопросов. Урок решения познавательной задачи. Урок решения проблем. Урок - зачет « Мозговая атака ».

Оценка качества проблемного урока (И.Я. Лернер) 1- й уровень. Умение самостоятельно и доказательно делать один или несколько непосредственных выводов из одного какого - либо данного в условии задачи. 2- й уровень. Умение доказательно прийти к нескольким параллельным и изолированным друг от друга непосредственным выводам на основе нескольких различных данных условия задачи. 3- й уровень. Умение сделать доказательно один или несколько опосредованных выводов из одного или нескольких данных условия, но при этом все выводы изолированы друг от друга. 4- й уровень. Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между различными данными условия.

Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся. 1- й уровень. Усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания. 2- й уровень. Применение в аналогичной и сходной ситуации. 3- й уровень. Применение в новой ситуации, творческое.

Обучать ребенка – это значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир. П.П. Блонский