Здравоохранение в рыночных отношениях. Караганда – 2017 г. Подготовила: Масалыкина Т гр. КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Advertisements

Министерство здравоохранения Украины Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос и предложение. 1.Спрос и предложение как факторы рыночной экономики Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос,
ЗАКОН СПРОСА ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Подготовили презентацию ученики 10 «А» класса Крупко Роман и Пономарев Михаил.
Рынок 1.Рынок и его место в системе экономических отношений 2.Свободное развитие рынка и его регулирование 3.Законы рынка.
РЫНОК Сфера товарного обмена, где проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями Сфера товарного обмена, где проявляются экономические.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Транксрипт:

Здравоохранение в рыночных отношениях. Караганда – 2017 г. Подготовила: Масалыкина Т гр. КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СРСП Кафедра общественного здравоохранения и сестринского дело

План лекции 1. Медицинская услуга как товар. 2. Рынок медицинских услуг. Предпосылки возникновения, механизм функционирования особенности. 3. Предпринимательство в здравоохранении.

Медицинская услуга Медицинская услуга - результат медицинского труда, аналогичный категории товара. Обладает двумя свойствами товара: потребительная стоимость; стоимость.

Медицинская услуга потребительная стоимость – способность удовлетворять человеческую потребность, полезность - заключается в удовлетворении жизненно-важной человеческой потребности - потребности в здоровье. стоимость (меновая стоимость) – стоимость воплощает в себе общественный труд медицинских работников и отражает общественно необходимые затраты на оказание медицинской услуги.

Медицинская услуга Медицинская услуга - как результат труда (товар) вступает в обмен на другие товары по определенному стоимостному эквиваленту. Здравоохранение развивается по экономическим законам товарного производства, например, по закону стоимости, где четко выступают главные участники рыночных отношений: продавец (доктор) и покупатель (пациент).

Медицинская услуга Покупателем может выступать: Государство Страховщик Частное лицо Производитель – продавец Покупатель – потребитель

Медицинская услуга Покупателем в условиях бесплатной медицины выступает государство (оплачивая медицинские услуги). В этом случае - одна сторона оказывает медицинские услуги, другая - возмещает их стоимость (пациент в оплате непосредственно не участвует).

Формы реализации медицинских услуг Товарная форма – типичный товар индивидуального потребления Нетоварная форма – общественные товары или блага

Особенности медицинских услуг, реализуемых как общественное благо Являются объектами коллективного потребления (потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества). Нет принципов исключения кого-либо из потребления (эффект транспортного зайца - люди получают блага, но не платят за них). Потребительский эффект распространяется на лиц, не участвующих в получении услуги (внешний эффект - полезность для третьих сторон).

Ограничение рыночных отношений в здравоохранении отсутствие предпринимательского интереса (в условиях бесплатного здравоохранения) – отсутствие механизма удовлетворения общественной потребности на основе платежеспособного спроса недостаточная информированность потребителя (не обладает знаниями, производитель определяет объем необходимых благ);

Ограничение рыночных отношений в здравоохранении противоречия между локальной и структурной эффективностью; особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи и как следствие проблема нерационального потребительского поведения; сложности в определении стоимости каждой медицинской услуги, учитывающей все затраты лечебных учреждений

Предпосылки возникновения и функционирования рынка медицинских услуг Наличие многообразия форм собственности и видов хозяйствования Равный и свободный доступ на рынок (неограниченное число участников конкуренции) Равный допуск производителей медицинских услуг к необходимым ресурсам Наличие полного объема рыночной информации

Структура рынка в сфере здравоохранения Рынок общественного здоровья Рынки медицинских услуг: – по видам помощи (стационарных, поликлинических) – по цели (диагностических, лечебных, профилактических) Ресурсные рынки: – лекарственных препаратов – медицинского труда – медицинского оборудования – научно-медицинских разработок и т.д. Рынок медицинского образования и т.д.

Регулирование рынка Организационно-экономические методы – регулирование здравоохранения через формирование и использование бюджетных средств на цели подготовки медицинских кадров и отдельные виды медицинского обеспечения (судебная, транспортная медицина и т.д.) Правовые методы – разработка, принятие и реализация законов, других нормативных документов, устанавливающих порядок экономической деятельности в здравоохранении

Механизм рынка услуг здравоохранения Рынок услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех основных параметров: спроса, предложения и цены.

Спрос Экономическое содержание категории спрос – это количество медицинских услуг, которое желают и могут получить пациенты за определенный период времени по определенной цене.

Спрос Закон спроса: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во- первых, при снижении цены на услуги пациент желает приобрести больше услуг (эффект дохода); во- вторых, услуга при снижении цены на нее дешевеет относительно других услуг, и приобретать ее становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Детерминанты спроса Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможностей получать медицинские услуги) Изменения вкусов (предпочтений) пациентов – моды (мода на пластические операции привела к большому спросу на них)

Детерминанты спроса Изменения в структуре населения, численности населения и т.д. (старение населения: рост числа пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание ) «Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (диагнозы и рекомендации)

Кривая спроса Кривая спроса показывает объем спроса на медицинские услуги при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса.

Предложение Предложение – количество медицинских услуг, которые отрасль здравоохранения может оказать за определенный период времени при определенном финансировании

Предложение Закон предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают пациентам большее количество услуг, а по мере их падения - меньшее.

Детерминанты предложения Количество врачей: чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг. Стоимость медицинского оборудования: повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования сокращает предложение медицинских услуг.

Детерминанты предложения Совершенствование медицинского оборудования: если вводится более совершенное медицинское оборудование, то снижаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество медицинских услуг.

Детерминанты предложения Налоги: повышение налогового бремени снижает предложение. Выход на рынок медицинских услуг новых конкурентов вне зависимости от цен увеличит предложение.

Кривая предложения Кривая графика показывает количество предлагаемых медицинских услуг при каждом значении цен, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются неизменными

Цена Цена как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, то есть пациента и производителя услуг (врача). Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. Результатом этой рыночной операции является получение ПРИБЫЛИ.

Цена спроса Экономический интерес носителя спроса - пациента заключается в получении медицинской услуги по ценам ограниченным определенным объемом совокупного денежного дохода, предназначенного для получения медицинских услуг. ЦЕНА СПРОСА - предельная максимальная цена, за которую пациенты согласны получать услуги. Выше нее рыночная цена подняться не может - у пациентов больше нет денег для оплаты услуги.

Цена предложения Носитель предложения – производитель медицинских услуг собирается оказывать услуги по ценам, интересующим его. ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предельная минимальная цена, по которой производители еще готовы оказывать услуги пациентам. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения на медицинские услуги должна окупать затраты на проведение операций и приносить прибыль.

Равновесная цена В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается РЫНОЧНАЯ ЦЕНА. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка (Т) называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в этой точке цена одновременно устраивает и производителя медицинских услуг, и потребителя.

Механизм рынка услуг здравоохранения спрос Цена (финансирование) предложение Равновесная рыночная цена Цена предложения Цена спроса

Равновесная цена При этом действуют следующие ЗАКОНЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: 1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение цена снизится.

Особенности рынка медицинских услуг Это рынок с несовершенной конкуренцией Ограниченное число продавцов (наличие монополистов по оказанию части медицинских услуг) Преобладание государственных или частных бесприбыльных организаций Несовершенство информированности покупателя (потребителя) – информационная асимметрия рынка Неоднородность и стоимостные несоответствия медицинских услуг Сложности при установлении цены и качества медицинской услуги

Особенности предпринимательства СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности в здравоохранении ОГРАНИЧЕНА соображениями морально-этического порядка, периодически возникающими противоречиями между сутью деятельности врача и рыночными условиями.

Особенности предпринимательства 1. Противоречие между источниками финансирования отрасли и свободой использования средств учреждением здравоохранения. Здравоохранение находится в зависимости от финансирующих организаций, что проявляется в регулировании цен на медицинские услуги, в изъятии значительной части прибыли, иначе говоря, кто финансирует, тот и диктует условия.

Особенности предпринимательства 2. Ориентиром коммерческой деятельности является прибыль, как конечный результат и эффект, что не в полной мере соответствует цели и задачам медицинской деятельности и объективно подчеркивает невозможность полной коммерциализации медицины.

Особенности предпринимательства 3. Ограничения использования рыночной цены. Цена медицинской услуги не может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка, тогда как обычный производитель может удешевить свой товар за счет снижения качества, за счет сужения спектра дополнительных услуг, что невозможно в здравоохранении, где существуют стандарты качества медицинской помощи.

Особенности предпринимательства 4. У рыночного механизма отсутствует так называемая "встроенная социальная ориентация". Значит, проблемы социальной сферы, в том числе здравоохранения, в значительной степени должно решать государство. Часть медицинской помощи является, предметом "коллективного "потребления (возникновение эпидемий и др.). Значит, возникает необходимость стабильной финансовой помощи государства.

Особенности предпринимательства 5. Определенные границы развитию бизнеса в здравоохранении ставит недостаток медицинских знаний пациента, что уменьшает возможности его "рыночной самонастройки". Просветительская деятельность врача работает на активизацию пациента как потребителя медицинских услуг, является фактором увеличения доходов отрасли.

Виды предпринимательства Индивидуальное предпринимательство, занятие медицинской (фармацевтической) деятельностью без образования юридического лица; Коллективное предпринимательство (АО, ООО); Предпринимательская деятельность некоммерческих медицинских организаций – оказание платных медицинских услуг.