ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное Бюджетное Учреждение Культуры города Москвы «Централизованная библиотечная система Северо-Западного административного округа Библиотека 232, совместно с подразделением Тушинский аэродром в годы Великой Отечественной войны Москва Составитель Любимова Т. А.
«Погибшие в небе за Родину, становятся небом над ней»
Родился 2 февраля 1904 года. С 1924 служил в истребительной авиации, с 1930 – летчик - испытатель (опробовал более 70 типов самолетов, разработал новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку). В июле 1936 с Г. Ф. Байдуковым и. В. Беляковым совершил беспосадочный перелет Москва – Петропавловск - на - Камчатке. Через год с тем же экипажем совершил рекордный перелет Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс. Чтобы понять масштабность в те времена такого перелета, приводят пример, что, когда наших летчиков пригласили в Белый Дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом с инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому. 28 декабря 1938 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР Тушинскому аэроклубу присвоено имя В. П. Чкалова. Чкалов Валерий Павлович
Яковлев Александр Сергеевич Яковлев Александр Сергеевич один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Он один из первых создателей реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные боевые самолеты, создал школу проектирования, для которой характерна широта творческого диапазона – самолеты боевые, пасс и учебно-спортивные. А. С. Яковлев «Цель жизни», М.: Издательство политической литературы, 1987.
В годах комсомольцы Москвы развернули строительство Тушинского аэродрома и аэроклуба, получившего затем имя выдающегося летчика В.П. Чкалова. Здесь были подготовлены тысячи летчиков, сражавшихся в годах на фронтах Великой Отечественной Войны. В годы Великой Отечественной войны с него взлетала военная авиация, в том числе истребители и бомбардировщики. Официально аэродром использовался ПВО до середины 1960-х годов в целях взлёта парадной и командной авиации под руководством генерал- майора Покрышкина. Не остались в стороне от большого и важного дела подготовки кадров для фронта и инструкторы-общественники Центрального аэроклуба.
Во время Великой Отечественной войны здесь базировались боевые самолеты. Официально аэродром использовался силами ПВО до середины 1960-х годов. Тушинский аэродром сделали базой санитарной авиации. Здесь испытывали "изделия" многих известных авиаконструкторов. Так, создатель знаменитых Ми Гов Артем Иванович Микоян первое свое детище - авиетку "Октябренок" - запустил в небо именно в Тушине. Маленький самолет «Октябренок»
В первый месяц Великой Отечественной войны наряду с призывниками ушли в армию сотни добровольцев, несмотря на бронь, которую давали тушинские оборонные предприятия. Одной из добровольцев была Герой Советского Союза летчица Клавдия Яковлевна Фомичева, в честь которой носит имя улицы в Северном Тушино. В х годах прошлого века на аэродроме проводились авиационные парады и испытания новой авиатехники. Неудачное испытание П-190 на тушинском аэродроме февраль 1941 года Клавдия Яковлевна Фомичева
Наржимский Владимир Александрович С Тушинского аэродрома впервые взлетел и Герой Советского Союза Владимир Наржимский. С первого и до последнего дня войны он сражается в составе гвардейского дважды Краснознаменного Севастопольского авиационного полка. Грозой для фашистских воздушных пиратов был истребитель ЛаГГ-3 В.Наржимского. В августе 1942 года авиация противника беспрерывно совершала налеты на наши корабли, морские базы и приморские города, и Севастопольский авиаполк вел ожесточенные бои. Его летчики совершали по нескольку вылетов за день: Наржимский только за две недели сбил девять немецких бомбардировщиков, а его звено уничтожило за 45 дней 25 вражеских машин, не потеряв при этом ни одной своей.
Герой Советского Союза Чечнева М. П. В книге «Небо остается нашим» герой Советского Союза М. Чечнева вспоминает о жизни Центрального аэроклуба им. В.П. Чкалова. «Жили одной мыслью, писала она, сделать все для победы! На аэродроме собралось много известных и неизвестных летчиков-спортсменов и планеристов. Здесь я встретилась с Валерией Хомяковой, Марией Кузнецовой, Ольгой Шаховой... Вновь собралась дружная семья авиаторов, и это помогало в работе. Чувство товарищества, сознание, что в любую минуту у друзей можно найти совет и помощь, вселяли уверенность, прибавляли сил...»
Хомякова Валерия Дмитриевна и Шахова Ольга штатные инструкторы ЦАК и. Чкалова Валерия Хомякова стала первой летчицей, сбившей самолет врага в ночном бою. 24 сентября 1942 года несколько бомбардировщиков Ю-88, прорвавшись сквозь заградительный огонь артиллерии, летели бомбить Саратов. Старший лейтенант В. Хомякова встретила врага в ночном небе. Первая атака в хвост самолета противника не удалась. Фашист открыл сильный ответный огонь. Летчица отвернула вправо и повела свою машину на второй заход. Враг был уничтожен. Инструктор-летчик Центрального аэроклуба в мирные дни, командир эскадрильи в дни войны, В. Хомякова не дожила до Победы.
Еще одно славное имя, связанное с историей ЦАК. Инструктор летчик – парашютист Н. Остряков герой боев в Испании, воевал в составе интернациональной бригады против войск генерала Франко. В одном из полетов над Средиземным морем у берегов Испании он атаковал и вывел из строя немецкий линкор. По воспоминаниям людей, его знавших, это был человек талантливый, увлеченный и преданный делу патриот. Николай Остряков погиб в 1942 году при налете фашистской авиации на Севастополь. Остряков Николай Алексеевич
Героическая страница вписана в историю Великой Отечественной войны спортсменами- планеристами. Многие из них пересели за штурвалы боевых самолетов, громили врага в воздухе и на земле. Свой вклад в победу над врагом внесли С. Анохин, Г. Малиновский, П. Савцов, В. Выгонов, И. Борисов и другие, водившие в тыл врага десантные планеры. Боевые вылеты планеристов в тыл врага это смертельный риск. В ночном полете на хрупкой безмоторной машине и сверху и снизу тебе угрожает опасность, планер нагружен взрывчаткой и практически ничем не защищен ни от самолетов, ни от зениток врага.