МАСТЕР КЛАСС. Что такое « сочинение на лингвистическую тему?» Сочинение-рассуждение- это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Advertisements

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Донец, 2013 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
ГИА – 9 класс Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Транксрипт:

МАСТЕР_КЛАСС

Что такое « сочинение на лингвистическую тему?» Сочинение-рассуждение- это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами из текста

ТЕОРИЯ Лексика- словарный состав языка Грамматика- раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения. ( МОРФОЛОГИЯ+ СИНТАКСИС)

Лексические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Фразеологизмы

Грамматические понятия Части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.)

Как должно быть построено сочинение Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление – тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод

Лексическое значение Названия людей, предметов, явлений природы, действий, признаков и т.д. Грамматическое значение Формы слова ( род, число, падеж, разряд, время, наклонение, лицо, вид, склонение, спряжение, неизменяемость)

План сочинения 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример 1; б) аргумент-пример Вывод.

« Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –как они думают» Г. Степанов

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: · о богатстве, выразительности, точности русской речи; · о средствах выражения мыслей; · о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; · о взаимосвязи лексики и грамматики; · о роли синтаксиса в человеческом общении; · о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: · автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает; считает, что… и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: · действительно · на самом деле · не могу не согласиться с автором высказывания · я полностью согласен с... · вынужден согласиться с... · я разделяю точку зрения автора высказывания · я поддерживаю мнение автора · бесспорно мнение автора о том, что...

вступление

Как перейти к основной части Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста... Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения Предложение …подтверждает мысль о том, что…

Как оформлять примеры в сочинении Во-первых, помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2 ; примеры должны быть из указанного текста ; примеры должны подтверждать разные аргументы ; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. 2) в некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 3) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

аргументы Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танчека" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чек-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

О чём писать в заключении? Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Итак,... Следовательно,... В итоге можно прийти к такому выводу:... В заключение можно сказать, что... Таким образом,... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное,... Из этого следует, что...

вывод Рассмотрим несколько образцов заключения: 1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». 2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым. 3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова. 4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. 5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность. 6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое. 7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек. 8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.

Языковые средства, связывающие части рассуждения Языковые средства, связывающие тезис и доказательства Языковые средства, связывающие доказательства и примеры Языковые средства, связывающие доказательства и вывод 1. Глаголы 1-го лица мн. числа: докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др. 1. Союзы и союзные слова: так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др. 3. Синтаксические конструкции: Это подтверждается тем, что… Это обусловлено тем, что… Причина состоит в том, что… Отсюда вытекает… Из этого следует то, что… Из этого вытекает, что… Это позволяет предположить то, что… 1. Вводные слова: во-первых, … во-вторых, … наконец,… 2. Синтаксические конструкции: Я Я согласен с автором в том, что… Я разделяю точку зрения автора, потому что… Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет. 1..Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим 2. Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в том, что… В заключение сделаем вывод. Подытожим вышесказанное. В итоге мы пришли к выводу. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Образцы сочинений-рассуждений Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева. Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте). Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это. Прежде всего, мальчик в рассказе Б.Васильева, вероятно, любит читать, так как в его лексикон входит книжное слово «почин» (предложение 5). Кроме того, этот же герой нарушает грамматические нормы, неправильно строит предложения. Например, он соединяет категорическое требование «должны передать» и вежливое обращение «пожалуйста» (предложение 19, 20). На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Суждение лингвиста Г.Степанова вполне понятно, потому что лексика и грамматика связаны друг с другом. В тексте Б.Васильева мы видим как богатство лексики, так и разнообразие грамматики. Докажем это. Прежде всего, чтобы передать свое отношение к героине, автор использует разного рода синонимы «разговор… обеспокоил ее, удивил и обидел» (33), «она ждала…, вся была сосредоточена на этом скрипе» (40), «горечь и… обида скоро оставили Анну Федотовну» (44), «он угас, погиб, умер вторично» (52). Кроме того, описывая душевное состояние героини, автор использует сложные синтаксические конструкции. Например, сложноподчиненные предложения (14, 24, 30, 32). Таким образом, лексика и грамматика текста Б.Васильева - показатель художественного мастерства известного писателя.

СКОЛЬКО АБЗАЦЕВ ДОЛЖНО БЫТЬ В СОЧИНЕНИИ? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 3-х абзацев: 1 абзац – тезис 2 абзац – аргументы с примерами 3 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ? Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать. Слова, которые пишутся через дефис, считаются одним словом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!