Подготовила студентка 4 курса группа 432-З Абрамович Вероника Сергеевна По дисциплине «Маркетинг услуг»
1. Определение сегментирования рынка. Определение основных признаков сегментирования. 2. Специфическая система сегментирования рынка услуг. 3. Параметры оценки привлекательности сегмента в сфере услуг.
Определение сегментирования рынка. Определение основных признаков сегментирования.
Сегментирование рынка – это разделение рынка на группы однородных потребителей, которые различаются своими требованиями к товарам. Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
Удовлетворение потребностей покупателю в разных товарах. Оптимизация затрат предприятия на разработку, выпуск и реализацию товаров. Концентрация сил предприятия на наиболее перспективных для него сегментов.
Географический признак Демографический признак Поведенческий признак Личностный (психологический) признак Национальный (культурный) признак
Специфическая система сегментирования рынка услуг.
Географический признак характеризует группы потребителей с однородными потребительскими предпочтениями, определяющиеся проживанием их на определенной территории. В качестве географического сегмента рассматриваются: Целые страны (Республика Беларусь, Российская Федерация). Группы стран имеющих общую историческую, этническую, религиозную историю (СНГ). Целые континенты (Австралия, Евразия).
Демографический признак сегментирования самый важный, он включает в себя: Пол (мужчина, женщина). Возраст. Семейное положение. Размер семьи. Этапы жизненного цикла семьи: Этап холостой семьи. Этап молодожены без семьи. Молодая семья с детьми до 6 лет. Молодые супруги с детьми старше 6 лет. «Пустое гнездо», когда дети взрослые. Пожилые люди. Одинокие люди. Образование. Уровень материального дохода. Социальный статус.
Поведенческий признак : Нормы потребления (потребитель не пользуется данным товаром вообще; пользуется много, средне или мало). Мотивы покупок (потому, что статус; экономия; надежность). Эмоциональное отношение к товару (положительное, безразличное, отрицательное, враждебное). Чувствительность к рекламе, цене, обслуживанию (безразлично, чувствительно к небольшой рекламе, чувствительно к большой рекламе). Степень готовности купить товар (не желающий покупать вообще; неготовый купить в настоящее время; недостаточно информации, чтобы купить).
Личностный признак – комплекс характеризует покупателя и его образ жизни (консерванты, эстеты, жизнелюбы). Признаки: Подверженные моде. Подверженные мнению окружающих. Авторитарные. Честолюбивые.
Национальный или культурный признак характеризуется различием языковых, культурных, религиозных ценностей (различие цвета; цифровой символики; участие женщин в рекламе (мусульмане)).
страна прибытия туриста въездной, выездной, внутренний туризм; географическая цель тура туризм по странам, регионам, отдельным тур центрам.
Признаки:Значения: Возраст До 4 лет, 4-7 лет, 8-12 лет, лет, года, лет, года, 65 лет и старше Пол Мужской, женский Состав семьи 1-2 человека, 3-4 человека, 5 и более человек Жизненный цикл семьи Молодежь - одинокие; молодежь - семейные без детей; молодежь - семейные с маленькими детьми; семейные - пожилые, имеющие детей, семейные - пожилые, не имеющих детей; пожилые - одинокие т.д. Род занятий Работники, служащие, предприниматели, ученые, студенты, безработные, домохозяйки и др. Национальность Немцы, французы, японцы, итальянцы, поляки, украинские, грузины, татары, евреи и др. Религия Католицизм, православие, ислам и т.д. Раса Азиатская, европейская т.д.
Параметры оценки привлекательности сегмента в сфере услуг.
емкость сегмента; доступность сегмента; перспективность сегмента; прибыльность сегмента; защищенность сегмента от конкурентов; эффективность работы на выбранном сегменте рынка.
Ёмкость сегмента - совокупный максимально возможный объем продаж определенной товарной группы представителям всем представителям данного сегмента за определенный период времени. Емкость может измеряться в натуральных показателя или денежных, также иногда емкость сегмента могут обозначать в процентах от общей емкости рынка. Обычно емкость определяется через произведение количества представителей целевого сегмента на удельное потребление, либо максимальный бюджет (годовой, месячный) выделяемый в среднем потребителями на данную товарную группу.
Доступность сегмента - определяется тем, насколько реально для компании наладить каналы сбыта продукции для данного сегмента, физическая возможность и стоимость поставок товаров (их складирования и хранения) или оказания услуг в географических районах, характерных для целевого сегмента. Доступность зависит от наличия достаточного количества заинтересованных посредников или собственных точек продаж, чтобы обеспечить доступность продукта в необходимых количествах представителям целевого сегмента.
Перспективность сегмента. Выбранный в качестве целевого сегмент рынка должен не только иметь необходимую емкость, но и перспективы роста. Выбор целевого сегмента является стратегическим решением и в первую очередь должны учитываться долгосрочные перспективы работы на этом сегменте. Необходимо выполнить прогноз факторов, которые влияют на численность представителей сегмента и их удельное потребление, чтобы определить тенденции изменения емкости сегмента в будущем.
Прибыльность сегмента. Для оценки определяется возможная цена продукта при работе на этом сегменте рынка и его себестоимость (включая логистические издержки), учитывая адаптацию продукта для этого сегмента. Для оценки может использоваться один или совокупность стандартных финансовых показателей: выручка, рентабельность продаж, рентабельность инвестиций, прибыль в абсолютном выражении, капитализация компании, рентабельность активов и т.п. в зависимости от специфики компании и ее стратегических приоритетов.
Защищенность сегмента от конкурентов – оценка уровня конкуренции в сегменте аналогична оценке уровня конкуренции в отрасли. От уровня конкуренции зависят потенциальные позиции компании в этом сегменте, объем потенциальных продаж и уровень рентабельности.
Эффективность работы на выбранном сегменте рынка - речь идет о наличии у компании опыта работы на выбранном сегменте рынка, соответствие продуктов, технологического потенциала и позиционирования бренда компании специфике сегмента, достаточность ресурсов для работы на данном сегменте рынка.
Сегментирование рынка – это разделение рынка на группы однородных потребителей, которые различаются своими требованиями к товарам. Основные признаки сегментирования: географический, демографический, поведенческий, личностный, национальный. Для проведения оценки привлекательности сегмента рассматриваются следующие параметры: емкость сегмента; доступность сегмента; перспективность сегмента; прибыльность сегмента; защищенность сегмента от конкурентов; эффективность работы на выбранном сегменте рынка.