Проект на тему: «Детский и подростковые жаргонизмы в русском языке». РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ПОЛЯКОВ НИКИТА УЧЕНИК 9 «К» КЛАССА ГБОУ ШКОЛА 641 ИМ. С.ЕСЕНИНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История и современность русского жаргона.
Advertisements

Автор: Акбаева Анна Андреевна ученица 10 класса Руководитель: Чибышева М.Г., учитель русского языка.
Роль ненормативной лексики в речи школьников Реферат по русскому языку Выполнили учащиеся YIII класса МКОУ «Крутчанская ООШ» Липина Анастасия, Червона.
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
Мы в теме Задачи работы: - показать примеры различных форм молодёжного сленга; - проанализировать отношение молодёжи к различным пластам этого жаргона.
Особенности употребления жаргонизмов Составители: Юсупова С.С.,учитель русского языка Юсупова С.С.,учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 31» г.Магнитогорска,
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
Школьный сленг Мельникова Полина 7 Б класс 2008 Учитель Чернышов Н. И.
Чем опасна неформальная лексика?. Эпиграф Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст.
«Молодёжный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ»
Школьный сленг Тагиев Т., Птаховский А., Жигайлов И.
LOGO Лексика с точки зрения её употребления. Нейтральная лексика Книжная лексика Лексика устной речи Жаргонизмы Арготизмы Диалектизмы Профессионализмы.
Научно – исследовательская работа. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...
МОУ СОШ 59 г.Ярославль Мы говорим на разных языках?.. Творческая работа по русскому языку ученика 5 «В» класса Беляева Данилы.
Молодёжный сленг и культура речи Молодёжный сленг и культура речи Автор: Попов Сергей, учащийся 8б класса МКОУ Мокроусовская СОШ 1 Руководитель: Погадаева.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
Вступление. Цель работы. Место сленга в языке. Способы образования функциональных единиц сленга. Молодёжная лексика разных времён. Заключение.
СКАЖИ МНЕ, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ… 5 «А» класс 5 «А» класс.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Творческий проект по русскому языку Автор: Горбунов Иван Владимирович, ученик 11 класса МБОУ Свенская СОШ 1; Научный руководитель: Рашутина Елена Анатольевна,
Транксрипт:

Проект на тему: «Детский и подростковые жаргонизмы в русском языке». РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ПОЛЯКОВ НИКИТА УЧЕНИК 9 «К» КЛАССА ГБОУ ШКОЛА 641 ИМ. С.ЕСЕНИНА

Содержание: 1.Актуальность. слайд 3 2.Цели. Задачи слайд 4 3.Введение. слайд 5 4. Понятие жаргон. слайд Возникновение жаргонизмов. слайд 8 6. Виды молодежного жаргона. слайд Частиречная принадлежность. слайд Вывод. слайд 13

Актуальность: В настоящее время становится актуальной проблемой использование жаргонизмов в современном обществе. Каждый день миллионы людей обмениваются информацией, делятся своими мыслями и идеями. И это давно стало неотъемлемой частью жизни любого человека. Однако наша речь постепенно разрушается. Одни люди зачастую перестают понимать других или понимают не так, как следовало бы. Одна из причин – появление в русском языке так называемых жаргонизмов. Я решил поработать над этой темой и найти причины возникновения данной проблемы. Слайд 3-13

Цели: описать состав жаргонизмов, которые составляют специфику школьного жаргона Задачи: 1. Определить понятие «жаргон». 2. Проследить историю возникновения жаргона. 3. Установить группы жаргонизмов, входящих в школьный жаргон. 4. Определить частиречную принадлежность школьных жаргонизмов. Слайд 4-13

Введение ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ, Я ЧАСТО СЛЫШУ ТАКИЕ ФРАЗЫ «ПРИХОДИ КО МНЕ В КОМПИК РУБИТЬСЯ» ИЛИ «У МЕНЯ СЕГОДНЯ ДНЮХА,А УЧИЛКА ЗАДАЛА МНОГО ДОМАШКИ». САМ Я ТОЖЕ ЧАСТО ГОВОРЮ ИСКАЖЁННЫЕ ИЛИ СЛОВА СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ НАПРИМЕР, «ТРОЙБАН», «БЛИН». ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ЭТИ СЛОВА ВСЁ ЧАЩЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ В РЕЧИ У МЕНЯ И МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ И ПРОЧНО УТВЕРЖДАЮТСЯ В НЕЙ, ТЕМ САМЫМ, ВЫТЕСНЯЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, ДЕЛАЮ НАШУ РЕЧЬ НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНОЙ И ГРАМОТНОЙ. ИМЕННО ПОЭТОМУ Я РЕШИЛ УЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА И ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИХ УПОТРЕБЛЯЕМ. Слайд 5-13

Понятие жаргон: Так что же это за искажённые слова, которые я и мои сверстники так часто употребляем в своей речи? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я обратился прежде всего к различным толковым и энциклопедическим словарям и вот что я выяснил. 1. Современная энциклопедия Разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств называется ЖАРГОН (французское jargon). Иногда термин "жаргон" используется для обозначения искаженной, неправильной речи. 2. Материал из Википедии свободной энциклопедии гласит Жаргон (фр. jargon) социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами» Слайд 6-13

3. Словарь Ожегова Жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условий 4. Толковый словарь Ушакова Речь какой-либо социальной или профессиональной группы содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных. Учитывая различные трактовки жаргона, я понял, что к жаргону относятся те искажённые слова, которые я и мои одноклассники употребляют в речи при общении с друг с другом. Мне стало понятно, что любой жаргон представляет собой специфический лексикон. Этот лексикон или жаргон наиболее четко выражает интересы ребят, помогает выделиться. Слайд 7-13

Возникновение жаргонизмов Слово жаргон (фр. jargon) возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык». В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. На них говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных, шаповалов, жестянщиков, условные языки которых сохранялись и в конце XIX века, и даже в начале XX века. Из словаря офенского языка Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня (болтать по фене). Язык офеней - мелких торговцев - состоял из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Эти торговцы были отдельной кастой, которой для защиты себя и своих товаров был нужен особый уникальный язык. Другое предположение состоит в том, что жаргон своим появлением обязан древней нации афинян. Этот народ состоял из десятка этнических групп. Их зашифрованный язык передавался от родителей к детям веками. И он так понравился простым людям, что постепенно стал применяться абсолютно всеми. Слайд 8-13

Виды молодежного жаргона: Молодежный жаргон включает в себя жаргоны учащейся молодежи (школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов); жаргоны солдат и матросов срочной службы; жаргоны неформальных молодежных объединений (хиппи, панков, металлистов, фанатов); жаргон молодежи, объединенной общими интересами (компьютерные, спортивные интересы). Если лексика студентов, школьников, учащихся профессионально-технических училищ тесно связана с процессом учебы («шпора» – шпаргалка, «степа» – стипендия), то у солдат – с воинской службой («комод» – командир батальона, «дембель» – увольнение в запас). Жаргон неформальных молодежных группировок отличается своей специфичностью и нередко обозначает атрибуты определенной неформальной группировки (у металлистов «лопата» – гитара, у панков «дикобраз» – вид прически). Каждый из видов молодежных жаргонов не является замкнутой системой: наблюдается взаимопроникновение их элементов. Общемолодежным жаргоном пользуются все молодежные объединения и группировки. Он состоит из слов, не связанных с процессом учебы, труда, службы в армии. Его основа – экспрессивные эквиваленты разговорно-бытовой лексики («чувак» – парень, «локаторы» – уши, «бабки» – деньги). Слайд 9-13

Источником пополнения школьного сленга являются иностранные слова, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новыми источниками стали компьютерный язык и лексика наркоманов. А также в поисках новых эпатирующих слов и выражений подростки тянутся к самым заметным и ярким явлениям живого языка. И это, к сожалению, - лексика криминального мира. Например, «хата» - используется подростками в значение «дом», в то время, как по «словарю Московского арго» оно означает «притон». Слово - тусовка у тинэйджеров -«сборище людей», у Елистратова - «гулянка, драка». Шухер - «беспорядок», у Елистратова - «опасность, тревога». Кроме лексики криминального мира, источником молодежного жаргона также является «блатная музыка». Хотя иногда заимствованные слова подвергаются некоторой семантической мелиорация, т. е. «смягчению» смысла: пацан - «подросток», тырить - «брать без разрешения» (у блатных -«совершать кражи»), кореш - «друг» (у блатных - «соучастник»). Школьный жаргон можно рассматривать как часть молодежного жаргона, но в то же время у него есть своя предметная область - учеба, школа. К этой области относятся слова, понятные любому человеку в данном классе, а часто и всему учебному заведению. Например, "контроша» (контрольная работа), "шпора" (шпаргалка). В собранном нами материале из 100 школьных жаргонизмов : 12 относятся именно к школьной жизни: 5 из них обозначают людей (учителей: препод - преподаватель, химичка, химоза - учитель химии; родителей: предки, рудаки; одноклассников: ботаник - усердный ученик), 1-школьное помещение (столовка - столовая комната), 2-действие (скатать, передрать - списать), 4-общие понятия и предметы школьной жизни (контроша, домашка, шпора, трояк). Слайд 10-13

Частиречная принадлежность жаргонов С точки зрения части речной отнесенности следует отметить высокую частотность глагольной лексики. По нашему мнению, это связано с тем, что глаголы, как известно, выражают действие, придают речи динамичность. По семантике глаголы можно разделить на четыре группы: 1) глаголы состояния (плющит, заколебал) 2) глаголы движения (уматывай, замочить) 3) глаголы речи (трещать, подрывать) 4) глаголы с иной семантикой. Наиболее частотны в нашем материале глаголы состояния (10 единиц из 45). Наряду с глаголами, в школьном жаргоне широко представлены имена существительные (35 единиц), а также наречия (9 единиц), прилагательные (3 единицы) и сочетания фразеологического типа (7 единиц). Высокая частотность существительных объясняется, по нашему мнению, тем, что с их помощью обозначаются явления школьной жизни (люди, предметы и т. д.). К этой группе можно также отнести прозвища преподавателей. Обычно в них обыгрываются имена, отчества и фамилии учителей. Например: Николай Александрович - "Ник. Саныч.", "Ник Сан", Александр Анатольевич - "А2". Слайд 11-13

Кроме группы жаргонизмов - наименований реалий школьной жизни, выделяются еще несколько тематических групп. В их числе по степени частотности можно назвать следующие: 51-действия (кинуть - бросить, забыть; базарить - говорить; врываться – получать наслаждение); 13 - оценка (ништяк - здорово, восхитительно; параллельно - все равно; беспонтовый - плохой, неудачный); 9- наименования людей (лазер, дятел, тормоз - отстающие в развитии человек; растыка - неуклюжий человек); 6- наименования одежды, внешнего вида (штукатурка - макияж; гриндерсы - сапоги; шмотки, прикид - одежда; шухер - прическа); 4-наименования ситуаций (стрелка - заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой; косяк - неловкой положение; зехер- смешная ситуация; шмон - проверка); 3- наименования состояний (кайф- наслаждение; отстой - что-то плохое, неудачное; ботва - ерунда); 2- наименования частей тела (жбан - голова; культяпка - нога, рука); 2- наименования помещений (хата - дом; тусовка - место для развлечения). Слайд 12-13

Вывод В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ФЕНОМЕН. ПО СУТИ СВОЕЙ ЭТО КОДОВЫЙ ЯЗЫК, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧОМ К ПОНИМАНИЮ МИРА ПОДРОСТКОВ. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД, ОН СВЯЗАН С ПОСТОЯННЫМИ СТРЕССАМИ, ЗАЧАСТУЮ ПРИВОДЯЩИМИ К ЗАМКНУТОСТИ ИЛИ НАОБОРОТ АСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. ЭТОТ ВОЗРАСТ – ЭТАП, КОТОРЫЙ НУЖНО ПРОЙТИ, И ТО, КАК ОН БУДЕТ ПРЕОДОЛЕН, ПОВЛИЯЕТ НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ, А ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ГОВОРИТ РЕБЕНОК. РОДИТЕЛЬ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ПОДРОСТКОВОГО СЛЕНГА, МОЖЕТ ПРОПУСТИТЬ, «ПРОСЛУШАТЬ» ПЕРВЫЕ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ И НЕ ПРИНЯТЬ ВО ВРЕМЯ МЕРЫ. ИМЕННО ПОЭТОМУ ВЗРОСЛЫЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЗНАКОМЫМИ С ЭТИМ «ИНОПЛАНЕТНЫМ ЯЗЫКОМ», ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НА ИХ ПУТИ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ. ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВОГО СЛЕНГА НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ. ЭТО САМЫЙ ЖИВОЙ И ПОДВИЖНЫЙ ПЛАСТ СЛЕНГА. КАКИЕ-ТО СЛОВА ПОСТЕПЕННО ВЫХОДЯТ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ, И ВМЕСТО НИХ ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ. КАЖДОЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРИДУМЫВАЕТ СВОИ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИМ ПРЕДМЕТАМ. СЕЙЧАС УЖЕ РЕЖЕ ВСТРЕТИШЬ СЛОВО «ТАЩУСЬ», СКОРЕЕ СКАЖУТ «УГОРАЮ», «ПРУСЬ». РЕДКО КТО СКАЖЕТ «ГЕРЛА», «ОБЛОМ». СКОРЕЕ «ЧИКА», «ПЕЧАЛЬКА». МЕНЯЕТСЯ И САМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. КАКИХ-ТО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД НЕЧЕГО БЫЛО НАЗЫВАТЬ «КОМПОМ», «БУКОМ», ИЛИ «ЭМПЭТРИШНИКОМ». ЯЗЫК НУЖДАЕТСЯ В НАЗВАНИИ ДЛЯ НОВЫХ ПОНЯТИЙ, И ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ ЖИВО РЕАГИРУЕТ НА ПОТРЕБНОСТИ ЯЗЫКА, ПРИДУМЫВАЯ КОРОТКИЕ, НО ПОНЯТНЫЕ И ТОЧНЫЕ СЛОВА. ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОТРАЖАЕТСЯ В ИХ ЯЗЫКЕ – СЛЕНГЕ, ВПИТЫВАЮЩЕМ В СЕБЯ ВСЕ НОВОЕ, ВАЖНОЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ. Слайд 13

Литература: БЕРЕГОВСКАЯ, Э.М. МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ: ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ// ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, С ВАДЗИНСКИЙ Р.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ В СРЕДЕ EXСEL. БИБЛИОТЕКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. – СПБ.: ПИТЕР, С MOLODEZHNOGO-ZHARGONA MOLODEZHNOGO-ZHARGONA