Тема: Тема: Глаз и его Глаз и его оптическая система оптическая система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Гимназия 2» Интегрированный урок физики и биологии «Глаз и его оптическая система.» Автор: Афанасьева З.Р учитель биологии, высшей категории, Оборудование:
Advertisements

Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
М. Миннарт писал:»Изучение природы должно включать в себя также изучение чувств человека. Чтобы добиться точности в наших наблюдениях света и цвета, мы.
Глаз Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения.
Глаз как оптический инструмент. Урок физики в 11 классе.
Дефекты зрения Автор: Семенова Любовь 9 класс МОУ СОШ д. Большие Боры.
Глаз как оптическая система. Эпизод из мультфильма (приложение 2)(приложение 2)
Функции органа зрения Весенняя школа «Одаренные дети»
«Глаза – зеркало души» В. Гюго Посмотри мне в глаза, – просим мы. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
ОРГАН ЗРЕНИЯ Урок по анатомии человека учитель биологии Двойникова Е.С. ВСОШ 24 г. Н. Тагил.
Как сберечь своё зрение? Выполнила ученица 8-а класса Иванова Света.
Глаз и зрение. Глаз – орган зрения животных и человека. Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв, зрительные.
Выполнили: ученицы 8 «Д» класса Насонова Ирина Кулак Юля Долгова Вика.
Исследовательская работа по теме: «Дефекты зрения» Авторы: учащиеся 8 класса. МОУ « Грибоедовская СОШ» Руководитель: Егорова Л.В.- учитель физики.
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. Свет и его источники Свет – это излучение, воспринимаемое глазом. Поэтому свет называют видимым излучением. Источник света – тело, от.
Презентацию подготовила учитель-дефектолог Карасева Марина Алексеевна ГБОУ СКОШИ 7 г.Зеленограда.
Строение глаза Выполнила: Рытикова Татьяна Проверила: Баштанник Наталья Евгеньевна.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: Раскрыть особенности строения и функций зрительного анализатора Рассмотреть устройство глаза – как органа зрения Показать значение зрения.
Транксрипт:

Тема: Тема: Глаз и его Глаз и его оптическая система оптическая система

Образовательные Формирование понятий строение глаза, близорукость, дальнозоркость. Обеспечение в ходе урока повторение законов геометрической оптики. Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений

Развивающие. Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности. Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности. Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности

Воспитательные. Содействование в ходе урока формированию идеи познаваемости мира. Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения. Продолжение формирования политехнических умений: выполнение измерений, пользование таблицами, проведение простых экспериментов

Задачи: 1. Вспомнить строение глаза человека. 2. Рассмотреть оптические и физические свойства глаза. 3. Научить определять физические свойства глаза. 4. Дать понятия о характерных заболеваниях глаз. 5. Дать представление о путях предупреждения и лечения заболеваний глаз.

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Смотреть на мир умеет разум.

Внешнее строение глаза.

Внутреннее строение глаза

Интеллектуальные задания 1) Близорукий ученик воспринимает буквы, написанные на доске расплывчатыми, нечёткими. Ему приходится напрягать зрение, чтобы аккомодировать глаз то на доску, то на тетрадь, что вредно как для зрительной, так и для нервной системы. Предложите конструкцию таких очков для школьников, чтобы избежать напряжения при чтении текста с доски. 1) Близорукий ученик воспринимает буквы, написанные на доске расплывчатыми, нечёткими. Ему приходится напрягать зрение, чтобы аккомодировать глаз то на доску, то на тетрадь, что вредно как для зрительной, так и для нервной системы. Предложите конструкцию таких очков для школьников, чтобы избежать напряжения при чтении текста с доски. 2) Герберт Уэллс написал роман Человек-невидимка. Агрессивная невидимая личность хотела подчинить себе весь мир. Подумайте, в чём несостоятельность этой идеи? Когда предмет в среде невидим? Как может видеть глаз человека-невидимки? 2) Герберт Уэллс написал роман Человек-невидимка. Агрессивная невидимая личность хотела подчинить себе весь мир. Подумайте, в чём несостоятельность этой идеи? Когда предмет в среде невидим? Как может видеть глаз человека-невидимки? 3) В литературе широко обсуждаются явление повышения разрешающей способности глаз космонавтов, находящихся на околоземной орбите. И русские, и американские космонавты проявили способность видеть такие подробности на поверхности Земли, как суда в океане, трубы заводов, автобусы на шоссе и т.д. Было высказано много гипотез, объясняющих психофизиологические особенности зрения в космосе. Предложите одну из версий, объясняющую этот феномен. 3) В литературе широко обсуждаются явление повышения разрешающей способности глаз космонавтов, находящихся на околоземной орбите. И русские, и американские космонавты проявили способность видеть такие подробности на поверхности Земли, как суда в океане, трубы заводов, автобусы на шоссе и т.д. Было высказано много гипотез, объясняющих психофизиологические особенности зрения в космосе. Предложите одну из версий, объясняющую этот феномен.

Практические работы

Практическая работа 1 Исследовать реакцию зрачков на свет. Поднося к лицу и отодвигая от него какой-нибудь источник света (фонарик, настольную лампу, свечу), понаблюдайте за зрачком, смотря в зеркало. Что вы заметили? Опишите.

Практическая работа 2 Проследить за работой хрусталика. Проследить за работой хрусталика. Приготовьте лист белой плотной бумаги и сделайте посередине отверстие диаметром 1 см, по его краям напишите буквы. Возьмите книгу с крупным шрифтом. Держа лист на расстоянии 1015 см, смотрите одним глазом, (второй глаз закройте) на буквы, чтобы они были четко видны, и одновременно через отверстие на книгу. Почему буквы в книге кажутся размытыми? Сфокусируйте глаз на книге. Почему теперь кажутся размытыми буквы, окружающие отверстие в листе? Опишите Приготовьте лист белой плотной бумаги и сделайте посередине отверстие диаметром 1 см, по его краям напишите буквы. Возьмите книгу с крупным шрифтом. Держа лист на расстоянии 1015 см, смотрите одним глазом, (второй глаз закройте) на буквы, чтобы они были четко видны, и одновременно через отверстие на книгу. Почему буквы в книге кажутся размытыми? Сфокусируйте глаз на книге. Почему теперь кажутся размытыми буквы, окружающие отверстие в листе? Опишите

Практическая работа 3 Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек. Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек. Для проведения этого опыта вам понадобится посторонняя помощь. Сядьте на стул и смотрите прямо перед собой. Пусть вам покажут какой-либо предмет (например: ручку, карандаш и т.п.). Предмет демонстрируется короткое время, но с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки. Обязательное условие: вы не должны знать, что вам будут показывать и какого цвета. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который вам будут показывать, не разрешается. Для проведения этого опыта вам понадобится посторонняя помощь. Сядьте на стул и смотрите прямо перед собой. Пусть вам покажут какой-либо предмет (например: ручку, карандаш и т.п.). Предмет демонстрируется короткое время, но с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки. Обязательное условие: вы не должны знать, что вам будут показывать и какого цвета. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который вам будут показывать, не разрешается. Какой предмет был показан? Какого цвета? Почему вы почти ничего не увидели? Какой предмет был показан? Какого цвета? Почему вы почти ничего не увидели?

Практическая работа 4 Доказать, что стекловидное тело имеет жидкую консистенцию. Доказать, что стекловидное тело имеет жидкую консистенцию. Резко встряхните головой и посмотрите на равномерно освещенный фон: лист белой бумаги, потолок, стену и т.п. Часто удается заметить появление черноватых теней, которые медленно движутся вниз. Это оседают взмученные частицы. Значит, стекловидное тело не твердое вещество. Из того, что оседание частичек происходит медленно, следует, что оно обладает высокой вязкостью. Стекловидное тело полужидкое и в норме прозрачное. Резко встряхните головой и посмотрите на равномерно освещенный фон: лист белой бумаги, потолок, стену и т.п. Часто удается заметить появление черноватых теней, которые медленно движутся вниз. Это оседают взмученные частицы. Значит, стекловидное тело не твердое вещество. Из того, что оседание частичек происходит медленно, следует, что оно обладает высокой вязкостью. Стекловидное тело полужидкое и в норме прозрачное.

Практическая работа 5 Измерение времени реакции человека на световые сигналы. Измерение времени реакции человека на световые сигналы. Для проведения этого опыта вам понадобится посторонняя помощь, и два секундомера. Испытуемый берет секундомер 1, а контролер - 2. Для проведения этого опыта вам понадобится посторонняя помощь, и два секундомера. Испытуемый берет секундомер 1, а контролер - 2. ИСПЫТУЕМЫЙ СМОТРИТ НА СЕКУНДОМЕР КОНТРОЛЕРА. ИСПЫТУЕМЫЙ СМОТРИТ НА СЕКУНДОМЕР КОНТРОЛЕРА. СЕКУНДОМЕР ЗАПУСКАЕТ ПЕРВЫМ КОНТРОЛЕР, ИСПЫТУЕМЫЙ ЗАПУСКАЕТ СВОЙ - В МОМЕНТ, КОГДА УВИДИТ ДВИЖЕНИЕ СТРЕЛКИ СЕКУНДОМЕРА КОНТРОЛЕРА. СЕКУНДОМЕР ЗАПУСКАЕТ ПЕРВЫМ КОНТРОЛЕР, ИСПЫТУЕМЫЙ ЗАПУСКАЕТ СВОЙ - В МОМЕНТ, КОГДА УВИДИТ ДВИЖЕНИЕ СТРЕЛКИ СЕКУНДОМЕРА КОНТРОЛЕРА. ТЕПЕРЬ НЕОБХОДИМО ОБМЕНЯТЬСЯ СЕКУНДОМЕРАМИ. ТЕПЕРЬ НЕОБХОДИМО ОБМЕНЯТЬСЯ СЕКУНДОМЕРАМИ. КОНТРОЛЕР ОСТАНАВЛИВАЕТ СЕКУНДОМЕР 1, ИСПЫТУЕМЫЙ ОСТАНАВЛИВАЕТ СЕКУНДОМЕР 2 ПОСЛЕ ТОГО КАК УВИДИТ ОСТАНОВКУ СЕКУНДОМЕРА 1 КОНТРОЛЕР ОСТАНАВЛИВАЕТ СЕКУНДОМЕР 1, ИСПЫТУЕМЫЙ ОСТАНАВЛИВАЕТ СЕКУНДОМЕР 2 ПОСЛЕ ТОГО КАК УВИДИТ ОСТАНОВКУ СЕКУНДОМЕРА 1 ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ИСПЫТУЕМОГО НА СВЕТОВОЙ СИГНАЛ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ИСПЫТУЕМОГО НА СВЕТОВОЙ СИГНАЛ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: t = t 2 –t 1t = t 2 –t 1 2

Определение слепого пятна В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Этот опыт, впервые произведённый в 1668 году (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных короля Людовика XIY. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, - тогда каждому казалось, что у его визави нет головы! В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Этот опыт, впервые произведённый в 1668 году (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных короля Людовика XIY. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, - тогда каждому казалось, что у его визави нет головы!

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ Процесс зрения представляет собой очень сложный акт, в ходе которого определённую роль играют память, работа мозга, восприятие других органов. В ряде случаев воспринимаемые геометрические соотношения между объектами не соответствуют их действительным геометрическим соотношениям. Мозг как бы корректирует работу глаза, и это понятно: живое существо нуждается в правильном представлении об окружающем мире, а не в правильных оптических изображениях. И вот эта работа мозга иногда вызывает неоднозначное оценивание воспринимаемой зрительной информации. Так возникают зрительные иллюзии. Большинство иллюзий связано с тем, что некоторые предметы или их части воспринимаются не отдельно, а в связи с окружающими предметами (по контрасту, по форме, по расположению и т.д.)

ЦВЕТНОЕ ЗРЕНИЕ В 1757 году М.В. Ломоносов был первым, кто заговорил о существовании трёх особых процессов в цветовом зрении. Пока не установлено, имеются ли приемники всех трёх типов в каждой колбочке или существуют три различных вида колбочек. Глаз обычного человека может различать около 160 цветов. Тренированный глаз художника и красильщика в состоянии различить свыше цветных тонов. Встречаются люди (около 1% мужчин и около 0,1% женщин), зрение которых характеризуется отсутствием приемников одного из указанных выше типов. Ещё реже встречаются люди, у которых есть приемники лишь одного типа. Первая группа людей – дихроматы - различают меньше цветов, чем люди с нормальным зрением; вторая – монохроматы – совсем не различают цвета. Расстройство цветового зрения часто бывает для самого человека и для окружающих его людей незаметным. Оно обнаруживается или случайно, или во время врачебного обследования. Известный учёный XIX века Дальтон лишь в возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Такую особенность зрения называют теперь дальтонизмом, а людей, страдающих им – дальтониками. Усилиями специалистов в области цветового зрения изготовлены особые очки, с помощью которых дальтоники могут различать три важнейших цвета. Для обнаружения дальтонизма разработан простой тест. Люди с нормальным цветовым зрением увидят число 74, дальтоники же видят число 21. В 1757 году М.В. Ломоносов был первым, кто заговорил о существовании трёх особых процессов в цветовом зрении. Пока не установлено, имеются ли приемники всех трёх типов в каждой колбочке или существуют три различных вида колбочек. Глаз обычного человека может различать около 160 цветов. Тренированный глаз художника и красильщика в состоянии различить свыше цветных тонов. Встречаются люди (около 1% мужчин и около 0,1% женщин), зрение которых характеризуется отсутствием приемников одного из указанных выше типов. Ещё реже встречаются люди, у которых есть приемники лишь одного типа. Первая группа людей – дихроматы - различают меньше цветов, чем люди с нормальным зрением; вторая – монохроматы – совсем не различают цвета. Расстройство цветового зрения часто бывает для самого человека и для окружающих его людей незаметным. Оно обнаруживается или случайно, или во время врачебного обследования. Известный учёный XIX века Дальтон лишь в возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Такую особенность зрения называют теперь дальтонизмом, а людей, страдающих им – дальтониками. Усилиями специалистов в области цветового зрения изготовлены особые очки, с помощью которых дальтоники могут различать три важнейших цвета. Для обнаружения дальтонизма разработан простой тест. Люди с нормальным цветовым зрением увидят число 74, дальтоники же видят число 21.

Болезни и лечение Болезни и лечение глаз глаз

БЛИЗОРУКОСТЬ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ Два наиболее распространённых дефекта зрения – это близорукость и дальнозоркость. Их можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам. В Древнем Риме таких таблиц не было, и остроту зрения проверяли по созвездию Большой Медведицы. При достаточно высокой остроте зрения можно увидеть рядом со звездой Мицар (вторая слева в ручке ковша) слабенькую вторую звёздочку Алькор. По этой звезде древние римляне проверяли остроту зрения у воинов. Очень большую остроту зрения имеют жители степей и пустынь. Дальнозоркий глаз - такой, у которого в ненапряжённом состоянии изображение получается за сетчаткой. Ближний предел ясного видения такого глаза находится дальше, чем у нормального. Дальний предел ясного видения дальнозоркого глаза всегда отрицателен, то есть находится не спереди глаза, а сзади. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза. Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость Два наиболее распространённых дефекта зрения – это близорукость и дальнозоркость. Их можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам. В Древнем Риме таких таблиц не было, и остроту зрения проверяли по созвездию Большой Медведицы. При достаточно высокой остроте зрения можно увидеть рядом со звездой Мицар (вторая слева в ручке ковша) слабенькую вторую звёздочку Алькор. По этой звезде древние римляне проверяли остроту зрения у воинов. Очень большую остроту зрения имеют жители степей и пустынь. Дальнозоркий глаз - такой, у которого в ненапряжённом состоянии изображение получается за сетчаткой. Ближний предел ясного видения такого глаза находится дальше, чем у нормального. Дальний предел ясного видения дальнозоркого глаза всегда отрицателен, то есть находится не спереди глаза, а сзади. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза. Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость

Близорукий глаз не может чётко видеть отдалённые предметы, потому что отражённые ими световые лучи фокусируются, не достигая сетчатки. Это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. Вогнутые линзы корректируют близорукость, выпрямляя световые лучи так, чтобы они фокусировались точно на сетчатке.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1-е упражнение. Посмотреть вверх-вниз, направо-налево, произвести вращательное движение глазами сначала в одном направлении, затем в другом (10 мин). 1-е упражнение. Посмотреть вверх-вниз, направо-налево, произвести вращательное движение глазами сначала в одном направлении, затем в другом (10 мин). 2-е упражнение. Сильно зажмурить глаза, открыть. Повторить несколько раз. 2-е упражнение. Сильно зажмурить глаза, открыть. Повторить несколько раз. 3-е упражнение. Смотреть на ноготь пальца руки, то, удаляя, то, приближая его к носу. 3-е упражнение. Смотреть на ноготь пальца руки, то, удаляя, то, приближая его к носу.

95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но, как видно из таблицы, очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным. Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался своими глазами, чтобы смотреть в даль при ярком солнечном свете – для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаза заканчивались. Современный человек может работать целый день с предметами, расположенными перед глазами, потом долго сидеть перед экраном телевизора, компьютером, долго читать книгу. Возрастная группа % лиц с недостатками зрения Новорождённые 0,5 % Ученики школы 20% Студенты 40% 40 лет 60% 95 лет 95%

Сегодня 9 человек из 10, пораженных заболеваниями глаз, можно уберечь от слепоты. И, тем не менее, ежегодно сотни тысяч жителей планеты погружаются во мрак. Трагический парадокс! Сегодня 9 человек из 10, пораженных заболеваниями глаз, можно уберечь от слепоты. И, тем не менее, ежегодно сотни тысяч жителей планеты погружаются во мрак. Трагический парадокс!

Одной из причин слепоты, которую многие тысячелетия лечить считалось невозможным, является бельмо на роговице. Оно, как непроницаемые белые шторы, совершенно закрывает свет. Как снять завесу и тем самым дать возможность лучам света пройти в глаз? Одной из причин слепоты, которую многие тысячелетия лечить считалось невозможным, является бельмо на роговице. Оно, как непроницаемые белые шторы, совершенно закрывает свет. Как снять завесу и тем самым дать возможность лучам света пройти в глаз? Академику В. П. Филатову ( ) удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. С помощью особого круглого острого ножа-трепанга вырезают диск бельма. Заранее готовят роговицу из глаза трупа и консервируют ее на холоде. Консервированную роговицу укладывают в просеченное отверстие, точно часовое стекло в ободок. Пересаженная роговица приживается, бельмо рассасывается, и больной становится зрячим. Академику В. П. Филатову ( ) удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. С помощью особого круглого острого ножа-трепанга вырезают диск бельма. Заранее готовят роговицу из глаза трупа и консервируют ее на холоде. Консервированную роговицу укладывают в просеченное отверстие, точно часовое стекло в ободок. Пересаженная роговица приживается, бельмо рассасывается, и больной становится зрячим.

Наиболее частая причина слепоты катаракта (помутнение хрусталика). Поскольку хрусталик не имеет ни нервов, ни сосудов, он не получает из крови необходимые для нормальной жизнедеятельности продукты. Источником питания хрусталика являются омывающие его жидкости: влага, находящаяся между роговицей и хрусталиком, а также стекловидное тело. Любые изменения в составе влаги или стекловидного тела (вследствие глазного или общего заболевания, действия радиации) могут отразиться на прозрачности хрусталика. По мере его помутнения, т.е. созревания катаракты, острота зрения снижается вплоть до слепоты. Лечение хирургическое. Операцию проводят под микроскопом. В 70-х гг. XX века для удаления хрусталика применялся специальный инструмент, охлаждаемый до низкой температуры, к которому хрусталик просто примораживался и извлекался. Наиболее частая причина слепоты катаракта (помутнение хрусталика). Поскольку хрусталик не имеет ни нервов, ни сосудов, он не получает из крови необходимые для нормальной жизнедеятельности продукты. Источником питания хрусталика являются омывающие его жидкости: влага, находящаяся между роговицей и хрусталиком, а также стекловидное тело. Любые изменения в составе влаги или стекловидного тела (вследствие глазного или общего заболевания, действия радиации) могут отразиться на прозрачности хрусталика. По мере его помутнения, т.е. созревания катаракты, острота зрения снижается вплоть до слепоты. Лечение хирургическое. Операцию проводят под микроскопом. В 70-х гг. XX века для удаления хрусталика применялся специальный инструмент, охлаждаемый до низкой температуры, к которому хрусталик просто примораживался и извлекался.

В последние годы для лечения катаракты стали применять ультразвук: с его помощью содержимое хрусталика разжижается и выводится специальной иглой. Вся процедура занимает несколько минут. В этом случае разрез роговицы составляет всего 1,5 мм, требуется только один шов. Старый метод извлечения хрусталика требовал наложения 10 швов на разрезе роговицы длиной 15 мм. Легко понять, насколько новая операция более щадящая. Вторая половина операции состоит в пересадке искусственного хрусталика вместо удаленного. В последние годы для лечения катаракты стали применять ультразвук: с его помощью содержимое хрусталика разжижается и выводится специальной иглой. Вся процедура занимает несколько минут. В этом случае разрез роговицы составляет всего 1,5 мм, требуется только один шов. Старый метод извлечения хрусталика требовал наложения 10 швов на разрезе роговицы длиной 15 мм. Легко понять, насколько новая операция более щадящая. Вторая половина операции состоит в пересадке искусственного хрусталика вместо удаленного.

Наибольшую опасность для взрослых (40 лет и старше) представляет глаукома. Эта болезнь связана с повышением внутриглазного давления, что губительно действует на рецепторы глаза и приводит к прогрессивному ухудшению зрительной функции. В настоящее время глаукому лечат хирургически, восстанавливая отток жидкости из глаза по естественным каналам, которые вследствие болезни оказались суженными. Диаметр канала примерно 0,6 мм. Операцию проводят под микроскопом с использованием лазерных технологий. Наибольшую опасность для взрослых (40 лет и старше) представляет глаукома. Эта болезнь связана с повышением внутриглазного давления, что губительно действует на рецепторы глаза и приводит к прогрессивному ухудшению зрительной функции. В настоящее время глаукому лечат хирургически, восстанавливая отток жидкости из глаза по естественным каналам, которые вследствие болезни оказались суженными. Диаметр канала примерно 0,6 мм. Операцию проводят под микроскопом с использованием лазерных технологий.

Офтальмология. Ультразвук особенно удобен для точного определения размеров глаза, а также для исследования патологий и аномалий его структур в случае непрозрачности и, следовательно, недоступности для обычного оптического исследования. Область позади глаза – орбита – доступна обследованию через глаз, поэтому ультразвук вместе с компьютерной томографией стал одним из основных методов исследования патологий этой области.

АППАРАТ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДЛЯ ПАХИМЕТРИИ И АКСИАЛЬНОГО СКАНИРОВАНИЯ AL – 3000 Tomey Corporation, Япония A-скан пахиметр AL – измерительный прибор для офтальмологии, который измеряет расстояние между биологическими тканями в глазу с помощью ультразвука. A-скан пахиметр AL – измерительный прибор для офтальмологии, который измеряет расстояние между биологическими тканями в глазу с помощью ультразвука. С его помощью можно измерить аксиальные размеры глаза и толщину роговицы. С его помощью можно измерить аксиальные размеры глаза и толщину роговицы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания. Ростов н/Д: Феникс, Каменский С.Е.Теория и методика обучения физике в школе. Москва: Просвещение, Камин А.Л.Физика: Развивающее обучение, 2003 А.Н.. Ремизов и др. Медицинская и биологическая физика – М. Дрофа, В.В. Антонов. Биофизика – М. Арктос-Викапресс, 2000 Дж.Б. Мерион. Физика с биологическим содержанием – М.. Высшая школа, 1986 Газета «1 сентября»-физика 1. Белоусова Г.П, 1. Белоусова Г.П, «Органы чувств как источник информации об окружающем мире» «Органы чувств как источник информации об окружающем мире» 2. Купаева Г.В. 2. Купаева Г.В. «Оптическая система глаза» «Оптическая система глаза»