Навстречу «Особому ребенку» Из опыта работы
Гришаева Людмила Владимировна учитель-дефектолог высшей категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 19 Ворошиловского района г.Волгограда Наш детский сад существует с 1949 года, с 1980 года детский сад работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии. В 2003 году в дошкольном учреждении была открыта группа «Особый ребенок» для детей с тяжелыми нарушениями развития и сложной структурой дефекта. Называется группа «Солнышко» В 2005 году начала функционировать группа «Раннее стимулирующее развитие» для детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском отставания и их родителей.
Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка
это это У – уникальные программы Н – новейшие технологии И – индивидуальный подход К – коррекция и развитие У – уважение к личности М – междисциплинарное взаимодействие УНИКУМ –
Коррекция познавательной деятельности детей с проблемами в интеллектуальном развитии детей с проблемами в интеллектуальном развитии Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей. психофизического здоровья детей. Коррекционно-развивающее обучение, абилитация и интеграция детей группы абилитация и интеграция детей группы «Особый ребенок» «Особый ребенок» Коррекционная помощь детям раннего возраста с отставанием в развитии раннего возраста с отставанием в развитии или риском отставания и их родителям или риском отставания и их родителям
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева., Москва, 2003 г Стребелева., Москва, 2003 г «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. интеллектуальной недостаточностью. Под редакцией Л.Б Баряевой., О.П. Под редакцией Л.Б Баряевой., О.П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой, Санкт-Петербург,2001 г. Н. Д. Соколовой, Санкт-Петербург,2001 г. «Маленькие ступеньки». Авторы: «Маленькие ступеньки». Авторы: М. Питерси, Р. Трилор, Москва,2001 М. Питерси, Р. Трилор, Москва,2001
Диагностическийблок Коррекционныйблок Образовательныйблок Воспитательныйблок
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями я использую комплексные и парциальные программы
Август, 2009Сентябрь, 2010 Апрель, 2012Февраль, 2012
Август 2009 г Выступление на городском семинаре учителей-логопедов, учителей- дефектологов. Тема выступления: «Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями»
Сентябрь, 2010 г Областной научно-практический семинар ВГАПК РО «Дети с трудностями в обучении и воспитании». Выступила с докладом «Особенности коррекционной работы с детьми группы «Особый ребенок»
Апрель, 2012 г Участие в городском научно-практическом семинаре «Использование современных технологий в работе учителя- дефектолога» Выступление на тему: «Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида».
Февраль, 2012 г Выступление на городском семинаре учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Опыт работы на тему: «Использование комплексных занятий в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития в условиях детского сада компенсирующего вида»;
С 2002 года в детском саду мы используем информационно - коммуникационные технологии для повышения эффективности коррекционно- развивающего и воспитательно-образовательного процесса и повышения компетентности педагогов. Мы считаем, что компьютер является одним из самых современных инструментов для получения и обработки информации, кроме этого, он служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной. Компьютер привлекает интерес детей, как любая новая игрушка.
В нашем дошкольном учреждении с 2010 года функционирует кружок « Я и компьютер». Нами была разработана программа занятий с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии. Современные информационные технологии помогают нашим детям лучше ориентироваться в окружающем, развивают их способности и способствуют быстрейшей их адаптации к условиям социальной действительности.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение для развития моторики умственно-отсталых детей. В играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши – это способствует развитию мелкой мускулатуры рук. Доказано, что чем больше делается мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу.
«Несерьезные уроки», «Новый диск», «Смешарики», «Мир информатики», «Уроки тетушки Совы» и другие. В своей работе я использую специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития и серии дисков:
Занятия в компьютерном кружке позволили расширить кругозор детей, обогатить общий уровень подготовленности детей к обучению в школе, благодаря мультимедийному способу подачи информации достигнуты следующие результаты: дети легче усвоили понятия формы, цвета и величины; глубже постигли понятия числа и множества; быстрее было сформировано умение ориентироваться на плоскости и в пространстве повысился уровень внимания, увеличился объем памяти; активнее пополнялся словарный запас; быстрее развивалась мелкая моторика увеличилась быстрота реакции; повысилась целеустремлённость и сосредоточенность;
На первом этапе мы знакомим детей с компьютером и правилами безопасной работы на компьютере, формируем элементарные навыки работы за компьютером: знакомим с клавиатурой, с мышью, монитором. На втором этапе дети знакомятся с разными играми, учатся осознавать цели, выбирать схемы своих действий и радоваться результатам. В процессе разных игр очень важно расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире, развивать сенсорные способности, эмоционально-волевою сферу, развивать конструктивные способности и все психические процессы.
Занятия с детьми имеют свою структуру: 1 часть. Беседа о предстоящем занятии, проведение гимнастика для глаз, пальчиковой гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. 2 часть. Показ компьютерной игры с способов управления программой для достижения результата. 3 часть. Самостоятельная игра ребенка 4 часть. Физминутка с включением гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, расслабление под музыку. Подведение итогов, оценка деятельности ребенка. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю: 1 раз в первой половине дня и 1 раз во второй половине дня. Длительность занятий от 10 до 20 минут в зависимости от диагноза и возможностей ребенка.
Занятия в компьютерном кружке позволили расширить кругозор детей, обогатить общий уровень подготовленности детей к обучению в школе. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигнуты следующие результаты: дети легче усвоили понятия формы, цвета и величины; глубже постигли понятия числа и множества. Быстрее было сформировано умение ориентироваться на плоскости и в пространстве повысился уровень внимания, увеличился объем памяти; активнее пополнялся словарный запас; быстрее развивалась мелкая моторика увеличилась быстрота реакции; повысилась целеустремлённость и сосредоточенность;
Использование средств информационных технологий позволило сделать коррекционно-развивающий процесс достаточно простым и эффективным, освободило от рутинной ручной работы, открыло новые возможности раннего компьютерного образования. Использование информационных технологий дает возможность оптимизировать и модернизировать коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в детском саду компенсирующего вида и повысить эффективность работы педагогического коллектива
Технология опыта использовании информационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с целью совершенствования способов и средств детской деятельности, обеспечения всестороннего развития личности ребёнка - дошкольника и подготовки его к полноценной жизни в социуме родители дети учитель-дефектолог педагог-психолог учитель-логопед
Актуальность В соответствии с ФГТ, утверждёнными в приказе 655 от года, коррекционная работа должна содержать специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Низкая познавательная активность детей с нарушением интеллекта, недоступность понимания сложных инструкций требует применения методического материала, в котором чётко и конкретно сформированы развивающие задачи. Недостаточное количество книгопечатной продукции, соответствующей особенности восприятия детьми с нарушением интеллекта.
Предыдущий опыт работы «Система коррекционно- воспитательной поддержки детей с интеллектуальной недостаточностью», показал его необходимость для познавательного развития детей 6-7 года обучения. Низкий уровень психолого – педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе. Отсутствие стимулирующей и развивающей домашней среды
Цель: применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с отклонениями в развитии изучение особенностей развития мыслительных функций у детей, имеющих отклонение в развитии
Формирование информационной культуры у всех участников и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно- образовательного процесса ДОУ Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения. Педагогические задачи, решаемые в опыте:
Педагогические средства, используемые в опыте: Компьютерные дидактические мини игры-задания: игровая форма организации коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью; конструктивное взаимодействие ребёнка и взрослого; содержание определённой умственной задачи; наглядный и практический способ решения задания
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной. В процессе занятий детей на компьютерах у них улучшаются память, внимание и другие психические процессы.
Компьютер, передает информацию в привлекательной для ребенка форме, а это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его более осмысленным. Чем внимательнее ребенок всматривается в то, над чем работает, тем активнее работает его мозг.
Эффективность применение информационных компьютерных технологий
Информация Информационные технологии обучения Информационные технологии обучения Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного дошкольного образования. ИКТ
Опыт работы: «Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида» рекомендован районным методическим объединением для применения в педагогической практике детских садов общеразвивающего вида Ворошиловского района г. Волгограда:
Приглашаем всех посетить наш замечательный детский сад !