РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ Предпосылки и этапы проведения реформы электроэнергетики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Advertisements

Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Выполнила Студентка 4 курса 3 группы Емец Анастасия.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
1 НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ Вторая угольная волна Рост потребления Поддержание низких цен на электроэнергию Поддержание низких цен на электроэнергию Качественное.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»)
Розничный рынок электрической энергии. Перспективы развития. Докладчик: Климашевская Елена Валентиновна Генеральный директор Управляющей организации, кандидат.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Анализ ситуации в энергетике Кластер «Энергетика» Докладчик: Семериков Михаил.
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
Реформирование электроэнергетики: пора ли подводить итоги? Яркин Евгений Валентинович, Президент МАРЭК д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
Москва, 12 ноября 2010 года Особенности формирования тарифов в неценовых зонах оптового рынка и территориально изолированных системах.
Перспективы модернизации объектов электроэнергетики в новых условиях работы рынка электроэнергии Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Транксрипт:

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ Предпосылки и этапы проведения реформы электроэнергетики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОКОМПАНИЙ Уникальный социальный статус электроэнергетики. Отрасль является основой жизнедеятельности общества и научно-технического прогресса в народном хозяйстве любой страны ввиду уникальности своей продукции. Отрасль является основой жизнедеятельности общества и научно-технического прогресса в народном хозяйстве любой страны ввиду уникальности своей продукции. Энергоснабжающие организации несут особую - социальную - ответственность за надежное, качественное и безопасное энергоснабжение всех без исключения потребителей на обслуживаемой территории, а также за развитие энергосистемы в соответствии с ростом спроса на энергетические услуги. Энергоснабжающие организации несут особую - социальную - ответственность за надежное, качественное и безопасное энергоснабжение всех без исключения потребителей на обслуживаемой территории, а также за развитие энергосистемы в соответствии с ростом спроса на энергетические услуги. Требование социальной ответственности закрепляется законодательно, а его выполнение должно контролироваться регулирующими органами (прежде всего через систему лицензирования). Требование социальной ответственности закрепляется законодательно, а его выполнение должно контролироваться регулирующими органами (прежде всего через систему лицензирования).

Необходимость реформы До распада СССР ЕЭС объединяла более 700 электростанций, суммарной мощностью свыше 288 млн. к Вт, работавших в составе 92 районных энергосистем, образующих в свою очередь 11 ОЭС. До распада СССР ЕЭС объединяла более 700 электростанций, суммарной мощностью свыше 288 млн. к Вт, работавших в составе 92 районных энергосистем, образующих в свою очередь 11 ОЭС. Основу современной российской энергетики составляет Единая энергетическая система России (ЕЭС России), в составе которой работают семь объединенных энергосистем, в том числе: ОЭС Центра, ОЭС Северо- Запада. ОЭС Средней Волги, ОЭС Северного Кавказа, ОЭС Урала, ОЭС Сибири, ОЭС Дальнего Востока. ОЭС Дальнего Востока не имеет связи с ОЭС Сибири и работает автономно от ЕЭС России. Основу современной российской энергетики составляет Единая энергетическая система России (ЕЭС России), в составе которой работают семь объединенных энергосистем, в том числе: ОЭС Центра, ОЭС Северо- Запада. ОЭС Средней Волги, ОЭС Северного Кавказа, ОЭС Урала, ОЭС Сибири, ОЭС Дальнего Востока. ОЭС Дальнего Востока не имеет связи с ОЭС Сибири и работает автономно от ЕЭС России.

Минэнерго СССР ЦДУ ЕЭС СССР ОДУ РДУ ОЭС РЭС Электрические и тепловые сети и подстанции Энергосбыт Электрические станции Техническая инспекция ЕЭС СССР

Необходимость реформы ЕЭС обеспечивает: передачу потоков мощности и энергии из энергоизбыточных районов Сибири в энергодефицитные районы Европейской части России; передачу потоков мощности и энергии из энергоизбыточных районов Сибири в энергодефицитные районы Европейской части России; повышение надежности энергоснабжения за счет обмена потоками мощности между соседними ОЭС; повышение надежности энергоснабжения за счет обмена потоками мощности между соседними ОЭС; снижение относительной величины резервной мощности по сравнению с вариантом раздельной работы ОЭС, т.к. с увеличением числа параллельно работающих агрегатов снижается вероятность их одновременного выхода в аварию. снижение относительной величины резервной мощности по сравнению с вариантом раздельной работы ОЭС, т.к. с увеличением числа параллельно работающих агрегатов снижается вероятность их одновременного выхода в аварию.

Необходимость реформы ЕЭС России является формой организации энергетического хозяйства, создающей условия для экономичного производства электроэнергии за счет уменьшения суммарной установленной мощности электростанций от совмещения максимума электрической нагрузки потребителей и необходимого резерва мощности, оптимизации структуры и режима работы электростанций, удешевления строительства электростанций за счет укрупнения единичной мощности агрегатов и станций. ЕЭС России является формой организации энергетического хозяйства, создающей условия для экономичного производства электроэнергии за счет уменьшения суммарной установленной мощности электростанций от совмещения максимума электрической нагрузки потребителей и необходимого резерва мощности, оптимизации структуры и режима работы электростанций, удешевления строительства электростанций за счет укрупнения единичной мощности агрегатов и станций. ЕЭС России является одним из крупнейших в мире централизованно управляемых энергообъединений, в составе которого работает 440 электростанций. ЕЭС России является одним из крупнейших в мире централизованно управляемых энергообъединений, в составе которого работает 440 электростанций.

Предпосылки В энергетике наблюдалось быстрое старение основных средств, коэффициент износа которых составлял более 50%. Темп старения основных средств намного превышал темп обновления. В объединенных энергосистемах России находились в эксплуатации 34 млн. к Вт (16%) генерирующих мощностей, выработавших свой ресурс, к 2010 году выработали свой ресурс около 50% установленной мощности электростанций. Особенно сложная ситуация складывалась со старением большинства ТЭС страны и ГЭС, расположенных в Европейской части России, которые обеспечивают более 20% потребности в электрической энергии этого региона. В энергетике наблюдалось быстрое старение основных средств, коэффициент износа которых составлял более 50%. Темп старения основных средств намного превышал темп обновления. В объединенных энергосистемах России находились в эксплуатации 34 млн. к Вт (16%) генерирующих мощностей, выработавших свой ресурс, к 2010 году выработали свой ресурс около 50% установленной мощности электростанций. Особенно сложная ситуация складывалась со старением большинства ТЭС страны и ГЭС, расположенных в Европейской части России, которые обеспечивают более 20% потребности в электрической энергии этого региона. Аналогичная ситуация наблюдается в электрических сетях. 9 тыс. км ЛЭП напряжением кВ и большинство подстанций суммарной мощностью 8,5 млн. кВ·А полностью самортизированы. К 2010 году требовалась реконструкция 20 тыс. км ЛЭП напряжением 110 кВ и выше. Аналогичная ситуация наблюдается в электрических сетях. 9 тыс. км ЛЭП напряжением кВ и большинство подстанций суммарной мощностью 8,5 млн. кВ·А полностью самортизированы. К 2010 году требовалась реконструкция 20 тыс. км ЛЭП напряжением 110 кВ и выше.

Реформирование энергетики России Цель реформ - привлечение иностранных инвестиций; - повышение эффективности за счет конкуренции; - изменение структуры топливного баланса страны (замена газа на уголь).

Внешние условия В 80-е годы Япония – 10 изолированных фирм Япония – 10 изолированных фирм Франция – одна крупная фирма (95% в государственном владении) Франция – одна крупная фирма (95% в государственном владении) Англия – одна объединенная система + 12 государственных фирм Англия – одна объединенная система + 12 государственных фирм Италия – 80% вырабатываемой электроэнергии государственные Италия – 80% вырабатываемой электроэнергии государственные США – 17% у государства, остальные частные США – 17% у государства, остальные частные Канада – энергосистема в каждой провинции в муниципальной собственности. Тесно увязаны с энергосистемами США Канада – энергосистема в каждой провинции в муниципальной собственности. Тесно увязаны с энергосистемами США Испания – национализирована Испания – национализирована Англия, Австралия, Н.Зеландия, Португалия, Швеция, Италия, Испания проводят полную или частичную приватизацию электроэнергетики.

11 Концепция реформирования Инициатором реформирования выступило РАО ЕЭС России, которое в декабре 2000 г. представило на утверждение в правительство Российской Федерации Концепцию реструктуризации РАО ЕЭС России. Необходимость реструктуризации обосновывалась кризисным состоянием российской электроэнергетики, и реструктуризация предлагалась как средство вывода электроэнергетики из кризиса. Правительство РФ своим Постановлением от 11 июля 2001 г. 526 одобрило Основные направления реформирования электроэнергетики России, которые практически полностью соответствуют Концепции реструктуризации РАО ЕЭС России. Это Постановление положило начало реформированию.

12 Концепция реформирования В конце 2001 г. правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ проект закона об электроэнергетике, в основу которого также была положена Концепция реструктуризации РАО. Проект активно обсуждался, включая специальные парламентские слушания. В результате при первом и втором чтениях в Государственной Думе в закон были внесены достаточно существенные изменения и дополнения. Окончательно Закон Об электроэнергетике был принят Государственной Думой 21 февраля 2003 г. и подписан Президентом РФ 26 марта 2003 г. Одновременно были приняты Закон Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и ряд сопутствующих законов.

13 Концепция реформирования Наиболее важные изменения и дополнения, внесенные в первоначальный проект закона, связаны с усилением роли государства и правительства в проведении реформы, контроле за ее результатами и обеспечении бесперебойного электроснабжения. Концепция реформирования, заложенная в законе об электроэнергетике, предусматривает переход от вертикально-интегрированных регулируемых монополий сразу к свободному рынку с конкуренцией на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

14 Переходный период реформы Переходный период очень важен, несмотря на предполагаемую его непродолжительность. С одной стороны, в течение его нужно разрешить трудности и проблемы, связанные с модернизацией устаревшего оборудования электростанций, завершением ряда строящихся и созданием задела по новым электростанциям. Нельзя допустить дефицита мощностей или электроэнергии в конце переходного периода, так как при дефиците введение свободного рынка будет просто невозможным. С другой стороны, в переходный период должна быть проведена большая работа по организации рынка, его методическому и правовому обеспечению.

15 Конечная цель реформы По окончании переходного периода (после прекращения регулирования цен и вступления в силу правил оптового рынка) Концепция реформирования электроэнергетики России предполагает осуществлять развитие генерирующих мощностей путем привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций. Для этого должны быть созданы необходимые условия. При анализе возможностей такого пути выявляются два серьезных обстоятельства.

16 Конечная цель реформы Во-первых, привлечение частных инвестиций возможно лишь после прекращения регулирования цен на оптовом рынке. Если учесть сроки проектирования, лицензирования и строительства, которые займут 5 10 лет (в зависимости от вида электростанции), то ввод новых электростанций, построенных частными инвесторами, можно ожидать лишь после гг. Следовательно, в течение 5 10 лет после окончания переходного периода не будет вводов новых электростанций, если не принять специальные меры. Вопрос о таком перерыве во вводах генерирующих мощностей и возможных мерах по его предотвращению оказался непроработанным в принятой концепции реформирования электроэнергетики.

17 Конечная цель реформы Во-вторых, привлечение частных инвестиций в электростанции возможно лишь при достаточно высоких ценах электроэнергии на оптовом рынке (5 6 цент/к Вт ч). Хотя полученные оценки, по- видимому, требовали уточнения, однако очевидно, что для создания условий, необходимых частному инвестору, цена электроэнергии должна была существенно возрасти. В противном случае инвестиций не будет. Возникает естественный вопрос о допустимости существенного повышения цен электроэнергии для экономики и населения России.

18 Конечная цель реформы Пункт 4 статьи 29 ФЗ Об электроэнергетике: Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах оптового рынка и формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения дефицита электрической мощности.

19 Решение проблем За рубежом в странах, уже начавших переход к рынку в электроэнергетике, еще не были выработаны организационные системы и механизмы, обеспечивающие бездефицитное развитие ЭЭС. К сожалению, в этом отношении пока не у кого было учиться или перенимать опыт. Необходимо самим, исходя из российских условий, искать решение стоящих проблем. Закон об электроэнергетике предполагает ответственность правительства РФ за успешное проведение реформы и предусматривает непосредственное участие государства в прогнозировании развития ЕЭС и принятии мер по недопущению дефицита мощностей и электроэнергии.

20 Особенности российских условий перехода к свободному рынку в электроэнергетике: 1. Низкие стартовые цены (тарифы) на электроэнергию, недостаточные для привлечения частных инвестиций в новые электростанции. 2. Появление проблем с развитием генерирующих мощностей, более острых, чем в странах Запада. 3. Повышенный инвестиционный риск из-за нестабильного в тот период состояния экономики. 4. Реальная возможность и даже неизбежность отсутствия частных инвестиций в новые электростанции после окончания переходного периода реформирования, в связи с чем необходимы специальные меры со стороны государства по недопущению дефицита электроэнергии. 5. Скачкообразное повышение цен на оптовом рынке электроэнергии до уровня маргинальных после прекращения регулирования цен. Необходимы меры по изъятию сверхприбылей (излишка производителя) у наиболее экономичных электростанций, в первую очередь ГЭС. 6. Решение проблем развития генерирующих мощностей в условиях свободного рынка видится в создании Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС.

21 Адам Смит: Инициатором реформы выступило РАО ЕЭС России. Это свидетельствовало о большой заинтересованности РАО в проведении реформы, основные положения которой соответствуют предложенной им концепции.... интересы предпринимателей в той или иной отрасли торговли или промышленности всегда в некоторых отношениях расходятся с интересами общества и даже противоречат им.... К предложениям, исходящим от этого класса, надо всегда относиться с величайшей осторожностью, с чрезвычайно подозрительным вниманием.

22 Характерные черты регулируемой естественной монополии: 1. Отсутствие монопольной прибыли. 2. Формирование тарифа на уровне средних издержек компании. 3. Распределение инвестиций на всех потребителей компании. 4. Заинтересованность компании в строительстве новых электростанций. 5. Низкий риск инвестиций, позволяющий брать кредиты под невысокий процент и с длительными сроками возврата. 6. Слабая заинтересованность в снижении издержек и повышении эффективности производства электроэнергии.

23 Характерные черты свободного рынка: 1. Возможность получения производителями монопольной прибыли. 2. Возможность вложений капитала ЭГК в другие отрасли экономики. 3. Отсутствие непосредственной (юридической) заинтересованности ЭГК в строительстве новых электростанций. 4. Высокий инвестиционный риск, который полностью ложится на инвестора; в связи с этим инвестор будет стремиться вернуть инвестиции в электростанцию с высоким процентом на капитал. 5. Отнесение инвестиций в новую электростанцию на выработку только одной этой станции. 6. Превышение издержек новых электростанций (включающих возврат инвестиций), над издержками аналогичных действующих электростанций, что создает экономический (ценовой) барьер для вхождения в рынок новых производителей электроэнергии. 7. Дилемма цен электроэнергии в условиях России: либо при низких ценах, соответствующих издержкам действующих электростанций, новые электростанции строиться не будут, либо цены нужно поднять на 23 цент/к Втч с образованием сверх прибылей на действующих электростанциях и отрицательными последствиями для потребителей. 8. Формирование на оптовом рынке электроэнергии маргинальных цен с получением повышенной прибыли («излишка производителя») на наиболее эффективных электростанциях и дополнительными расходами потребителей на оплату этого «излишка». 9. Несовершенство рынка и необходимость в связи с этим государственного регулирования для обеспечения бездефицитного развития ЭЭС.

24 Ценообразование на РСВ Равновесная цена Цена Нагрузка Маржа Генерация

25 Спасибо за внимание!