ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА Вулпе Стефания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Advertisements

Новорожденность - критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района.
Развитие речи у ребенка на первом году жизни Выполнила Ширякова О.И. 513 группа лечебного факультета.
Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Обследование детей с дизартрией. Диагностика проводится по следующий разделам: Анализ анамнестических данных Ранее нервно-психическое развитие Осмотр.
Профилактика нарушения речи у младших дошкольников.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Овладение приёмами контроля за чистотой произношения имеющихся звуков в речи у детей 1.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА Хаткевич С.В.-заместитель директора Гродненского областного ЦКРОиР.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Транксрипт:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА Вулпе Стефания

ВВЕДЕНИЕ Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого - педагогических наблюдений за ребенком.

I ЭТАП ( ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ ) Особое внимание обращается на характер крика новорожденного, который в первые недели жизни у детей с отклонениями в развитии чисто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе, с характерным носовым оттенком. В случаях наиболее тяжелой патологии отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть « мозговым ». Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелой двигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия или анархия. Логопедическое обследование При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее : характер первого крика новорожденного ( громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал ); физиологическая функция дыхания ( дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из - за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кувезе ); интенсивная терапия в неонатальном периоде ( антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице ); хирургические мероприятия в неонатальном периоде ( в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т. п.); первое кормление ребенка грудью ( на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос ); причины раннего искусственного вскармливания ( стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.); длительность кормления ( быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску ); характер сосательных и глотательных движений при кормлении ( срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное » покусывание » груди во время кормления ).

II ЭТАП (13 МЕСЯЦА ) Логопедическое обследование начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на : · характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании ( резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность ); · появление первых мимических гримас ( реакция на « сладкое - горькое » при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок ), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность ; начальное зрительное и слуховое сосредоточение ( затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других ); · фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого ; · наличие « комплекса оживления » в ответ на обращение к нему со стороны взрослого ; · характер преобладающих реакций на раздражители ( резкий звук, яркие блики, болевые ощущения ): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций ; · характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери : « оральное внимание », « комплекс оживления », отворачивается в сторону, плачет, не реагирует ; · проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок ( покряхтывание, ворчание, сопение и т. п.). Отдельно отмечаются первые до речевые реакции младенца : · начальное гуляние гуканье »; · истинное гуляние ( время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной ауто стимуляции, особенности общего поведения при гулянии, наличие / отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуляния после звуковой или двигательной стимуляции ); · первые реакции на интонацию взрослого ( сердитую, ласковую ), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас ; · монотонность / выразительность, напевность гуляния, модулированный / немодулированный характер первой доречевой продукции

III ЭТАП (36 МЕСЯЦЕВ ) Логопедическое обследование Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 36 месяцев : · характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него ( активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство ; спонтанное или ситуативно обусловленное « гуканье », преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации ); · особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ( выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка ); · переход к произнесению артикулам, близких к речевым звукам ; появление « слогов » различной длительности ( с акцентуацией на первом « слоге » серии ); · изменение поведения в ответ на слуховые раздражители ( ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери ); · наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре ( гримасничанье, первый смех типа « повизгивания », щелканье языком, пришлепывание губами, « жевание » игрушек ); · патологические трудности при переходе на густую пищу ( наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья ): « дисфагия »; · особенности визуального контакта с близкими людьми : поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда ; · неполноценность комплекса оживления ( отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель ).

IV ЭТАП (6-9 МЕСЯЦЕВ ) Логопедическое обследование При целенаправленном наблюдении за развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам необходимо отметить следующее : 1. Особенности формирования лепета : · отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде ; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции ; · близость лепета к интонационным особенностям родной речи ( незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т. п.) · лепетные диалоги : постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей ( ба - ба - ба, ма - ма - ма ); · умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве ( при игре с игрушками ) с помощью лепета. 2. Особенности формирования понимания обращенной речи : · знает свое имя ( реакция на имя ), начинает различать имена близких людей как их называют в семье ( мама, папа ) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы : « Где мама ?»; « Где папа ?».

ПРОДОЛЖЕНИЕ 3. Развитие паралингвистических форм коммуникации : · выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком ; · формирование направленного взгляда (« соединяющего »), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу ; · умение всегда смотреть в глаза своему « собеседнику », соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при « беседе » со взрослым ( в « диалогических » лепетных сериях ). 4. Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи : · постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита ; · развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх - вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед ; · переход от питья кефира ( густой жидкости ) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь. 5. Характер взаимодействия матери и ребенка : · сколько времени мать уделяет общению с ребенком, играя с ним ; · пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

V ЭТАП (9-12 МЕСЯЦЕВ ) Важнейшими диагностическими параметрами оценки речевого развития ребенка к 1 году являются : 1. первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации ( младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность « высказываний », кивает головой « согласен / не согласен », машет ручкой « до свидания » и т. п.); 2. хорошее понимание обращенной речи ( знает свое имя, понимает простые вопросы, реагирует на запреты, выполняет простую инструкцию ); 3. завершение лепетной стадии ( активный лепет, его интонационная окрашенность и близость к выразительным мелодико - ритмическим особенностям речи взрослых, переход отаутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам ); 4. появление первых слов и переход к речевой коммуникации ( в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких упрощенных слов ); 5. условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой / речевой активности ребенка : тактильно - эмоциональное, эмоционально - речевое, предметно - действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм ( Ю. А. Разенкова, 1998); 6. сформированность базовых навыков глотания и жевания. Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов ( например, особенностей эмоциональных отношений в семье ).