Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Органы государственной власти субъектов РФ (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Advertisements

Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Изменения законодательства по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Структура Органов местного самоуправления
ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Выборы Выборы Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
1 ТЕМА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1 ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Транксрипт:

Органы государственной власти субъектов РФ

Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные ОГВ СРФ 4. Система сдержек и противовесов в СРФ 5. Конституционные (уставные) суды СРФ. Особенности деятельности мировых судей

Введение. Вопрос о «региональных» органах власти в России: основные этапы Российская Империя РСФСР РФ: реформы х гг. «Губернаторские выборы» в РФ после КРФ 1993 г.: - Прямые выборы гг. - Постановление КС от 18 января 1996 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края» (*)(*) - Беслан (2004 г.) и косвенные выборы - «Поправки Д.А. Медведева» – возврат к прямым - «Поправки В.В. Путина» – частичный возврат к косвенным

1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ Правовая основа КРФ: - ч. 3 ст. 5: «фетеративное устройство Российской Федерации основано… на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов». - ч. 2 ст. 11: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». - ч. 1 ст. 77: «Система ОГВ СРФ устанавливается СРФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными ФЗ». + Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» + Постановление КС РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ "Об общих принципах…» (4 базовых вопроса…)

Система ОГВ «на уровне» СРФ а) Территориальные подразделения фетеральных ОГВ в СРФ (ст. 71 КРФ) б) Согласование кандидатур руководителей территориальных подразделений ОГВ РФ с ОГВ СРФ: - ЗОГВ СР: ст. 24 ФЗ184 + Постановление Конституционного Суда РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ "Об общих принципах…» (*)(*) -Ч. 3 ст. 129 КРФ (прокуроры) + практика по судьям -Указ Президента РФ от N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти СРФ и территориальных органов ФОИВ". в) Система собственно «ОГВ СРФ» (см. систему ОГВ СРФ)(см. систему ОГВ СРФ)

Ч. 2 ст. 77 КРФ: «единая система ИОГВ» Ч. 2 ст. 77 КРФ: «единая система ИОГВ» Схема соотношения исполнительных органов ГВ и МС и территориальных уровней в РФ Террит. подразделения ФОИВ по МО ФОИВ (ОГВ РФ) Террит. подразделения ФОИВ по СРФ Террит.уровень: РФ СРФ МО Компетенция: ОИВ СРФ Террит. подразделения ОИВ СРФ по МО ИОМС 2) районов/окр 1)поселений ИОМС 2) районов/окр 1)поселений + исключ. РФ + распределенная совместная + распред. совм. + остаточная СРФ + делегир. от РФ + собств. ОМС + делегир. от СРФ

2. Законодательные ОГВ СРФ Наименования ЗОГВ в РФ Численность депутатов Срок полномочий Порядок формирования ЗОГВ СРФ Заседания Полномочия ЗОГВ СРФ Особенности законодательного процесса Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ Особенности статуса депутата ЗОГВ СРФ

3. Исполнительные ОГВ СРФ «Оргдизайн» ИОГВ СРФ (ст. 17, 18 ФЗ 184): 1) ВДЛ = руководитель высшего ИОГВ СРФ 2) «Структура ИОГВ СРФ определяется ВДЛ» Формир. ВДЛ СРФ: две модели в зависимости от решения СРФ 1) прямые выборы 2) выборы парламентом СРФ ВДЛ Население ВДЛ ЗОГВ СРФ Президент РФ Политпартии

Система ИОГВ Избрание ВДЛ СРФ: 1)Модель прямых выборов: требования к кандидатам; варианты выдвижения; консультации ПРФ; муниципальные и нотариальный «фильтры»; сбор подписей избирателей 2)Модель косвенных выборов: предусматривается СРФ; Президент РФ вносит 3 кандидатуры; кто вносит Президенту? Основы статуса ВДЛ Полномочия ВДЛ Досрочное прекращение полномочий ВДЛ ВРИО Черты статуса высшего исполнительного ОГВ СРФ («регионального правительства»)

4. Система сдержек и противовесов в СРФ Элементы системы сдержек Варианты досрочного прекращения полномочий: I.Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ по решению ВДЛ СРФ II. Досрочное прекращение полномочий ВДЛ СРФ А) путем выражения недоверия от ЗОГВ по решению Президента РФ (п.п. 2-7 ст.19) Б) отзыв ВДЛ гражданами (п.п. 7.1 – 7.4 ст. 19)

5. Конституционные (уставные) суды СРФ. Особенности деятельности мировых судей Часть 4 ст. 4 ФКЗ о судебной системе: «К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ» (А) Уставные суды Институты конституционного контроля на уровне СРФ Состав Формирование Полномочия (Б) Мировые судьи Ст. 28 ФКЗ о судебной системе Федеральный закон от N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"

ПКС 1996 г.: Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако она предусматривает в статье 3 (часть 2), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Поскольку фетеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и фетеральные. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 2). Порядок формирования исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе прямого избрания глав администраций предусматривается в большинстве принятых уставов субъектов Российской Федерации. В Уставе Алтайского края (статья 83 в редакции от 2 октября 1995 года) установлено иное: главу администрации избирает Законодательное Собрание; им может быть избран гражданин Российской Федерации, отвечающий предусмотренным требованиям. Тем самым Законодательное Собрание превращено в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Такой порядок избрания не соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в фетеральных органах.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абз. 8 п. 10: Если на соответствующие территориальные органы фетеральных органов исполнительной власти возлагаются полномочия Российской Федерации по вопросам совместного ведения, то, по смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 11, 76, 77 (часть 2), 78 (части 1 и 2) и 85 (часть 1), фетеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей территориальных органов фетеральных органов исполнительной власти, поскольку такие должностные лица призваны обеспечивать разграничение полномочий органов исполнительной власти по предметам совместного ведения на всех уровнях. Этим не затрагиваются прерогативы Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос при условии использования установленных Конституцией Российской Федерации и фетеральным законом необходимых согласительных и юрисдикционных процедур.

Общая схематическая модель «органов власти СРФ» Законодательный (представительный) ОГВ СРФ Коллегиальный исполнительный орган ВДЛ СРФ Отраслевые ОГВ СРФ Уставный суд СРФ Мировые судьи

Ч. 2 ст. 77 КРФ: В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и СРФ фетеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти СРФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Актуальная модель ОГВ в СРФ: правовые основы Проявления сочетания принципа единства системы гос.власти в РФ (ч. 3 ст. 5) и принципа осуществления гос.власти в СРФ образуемыми ими ОГВ (ч. 2 ст. 11): 1) ФЗ 184 и его детальность 2) Модель ОГВ СРФ должна следовать модели ОГВ РФ ПКС от 18 января 1996 г. N 2-П «по Уставу Алт.края»: «Поскольку фет. устройство РФ основано на единстве системы гос. власти, ОГВ в СРФ формируются на тех же принципах, что и фетеральные» 3) Возможности СРФ при формировании ОГВ: Ст. 77, 78 КРФ и ПКС от 7 июня 2000 г. N 10-П «по Конст. Респ.Алтай» : а) о сув-те СРФ; б) об участии ЗОГВ СРФ в формир. ИОГВ СРФ; в) отзыв ВДЛ СРФ; г) согласие СРФ на назн. ДЛ терр ОГВ РФ.