Одиненко В.Д. воспитатель – методист ДОУ 4 «Светлячок» АГЯ 2017 год Материалы форума «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования: традиции, новации, перспективы»
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок овладевает проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе…
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Основная цель: не ребёнок – робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение определённых действий, но Человек активный, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Основная идея: не деятельность как таковая, а деятельность, как средство развития личности, результатом которого.
Умение ставить цель Стремиться к её достижению Находить пути её решения Решать поставленные перед собой задачи В случае затруднения не опускать руки, но обращаться к источникам знаний (взрослым, литературе информационным ресурсам) Достигать результата и отвечать за него !!! Задание: укажите моменты НОД, в которых формировались черты будущего активного ученика.
Принцип субъективности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обязательной результативности каждого вида; деятельности принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; принцип активности ребенка в образовательном процессе. !!! Задание. Проанализируйте соблюдение принципов СДП в процессе НОД
Введение в игровую ситуацию, создание проблемной ситуации целевая установка, мотивирование к деятельности, актуализация знаний затруднение ситуации открытие нового знания. проектирование решения проблемной ситуации, выполнение действий, анализ результата деятельности, подведение итогов. !!! Задание. Перечислите приёмы, использованные в НОД в каждом из его структурных подразделений
1. Экспериментально-исследовательская деятельность Учимся: наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, Устанавливать причинно-следственные связи
Это прогулки в мир вещей, предметов, людей, в книги и мультфильмы, в прошлое и будущее, в реальность и фантастику.
Моделирование: замещение одних объектов другими; игры с использованием модельных схем; вербальное моделирование.
!!! Задание. Проанализируйте рациональность использованного в НОД способа моделирования
Позволяет: исследовать свойства материалов для художественной деятельности; исследовать техники художественной деятельности; создавать образы мира в рисунках, лепке аппликации, поделках; реализовывать свой творческий потенциал в речевой деятельности; получить возможность фиксации новых знаний и работы с ними в таблицах. !!! Задание. Какие виды художественного творчества использованы в НОД?
Специфика ситуационной задачи: -она носит ярко выраженный практико- ориентированный характер; -ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки; -совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. -!!! Задание. Какие ситуационные задачи возникали на занятии?
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка; Будь не «НАД», а «РЯДОМ».