Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков Мартынова Елена, 11 «А» класс, школа 369 Москва, 2008 год.
Advertisements

Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Экологическое воспитание в дошкольном учебном учреждении «Экология Души, Семьи, Земли» практический психолог ДДУ 156 « Дельфинёнок » Буряченко О. И. г.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Охранять природу- значит охранять жизнь.. Что такое природа? Человек и природа составляют единое звено, природа без человека и наоборот невозможно себе.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Охранять природу- значит охранять жизнь.. Что такое природа? Человек и природа составляют единое звено, природа без человека и наоборот невозможно себе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 «Сказка» имеет свои заповеди: Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой,
Человек и природа в отечественной и мировой литературе Щербакова Е. В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 2 г. Реж.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
"Охрана природы – это важно или нет?. Серьезные проблемы сегодня будем мы решать – Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Урок развития речи на публицистическую тему «Люби и охраняй природ у».
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Транксрипт:

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком. Ю.Нагибин Ц Е Н Т Р А Л Ь Н А Я Г О Р О Д С К А Я Б И Б Л И О Т Е К А

Учебником жизни назвал когда-то писатель Н.Чернышевский художественную литературу. Взаимоотношения человека и природы всегда были в центре внимания российских писателей и поэтов. В художественных произведениях отразились представления людей различных эпох о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся под влиянием различных причин окружающей среды. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. «Природа входит органической частью в понятие «Родина» … Художественная литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе». Сегодня, когда большая часть человечества потребительски относится к щедрым дарам природы, безжалостно разрушая то, что планета создавала миллионы лет, писатели вновь и вновь призывают защитить землю от разрушения и уничтожения.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку. «Природа в русской литературе» представляет произведения русских писателей и поэтов вв. из фонда Центральной городской библиотеки города Карабаша. Расположение материала – по разделам: «Природа и экология в литературе XIX века»,. «Экологические проблемы в литературе XX века».

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев Раздел I. Природа и экология в литературе XIX века. В литературе XIX века отношение к природе в основном созерцательное. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, А.П. Чехов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет… Каждый из них создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений. Чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. / С. Т. Аксаков. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», – 560 с. – (Школа классики). В своих произведениях С. Аксаков с особой любовью и трепетом описывает родные пейзажи. Диалектика познания природы и практического взаимодействия с ней характерна практически для всех его творений, в них мы находим описание природы и быта народа, живущего в ней. Российские писатели разных лет отмечали исключительную роль произведений Сергея Тимофеевича Аксакова в формировании нравственного отношения к природе. Его произведения «Заметки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - это настоящие книги о нравственности, о гармонии человеческой души, о единстве человека с природой. Удивительнейшее мастерство пейзажа характерно для творчества этого писателя, ведь он первым в русской литературе ещё в век первозданной, почти не тронутой человеком природы, с тревогой и болью сказал об экологическом будущем человечества: и в том смысле, что природа это среда обитания человека, и если он уничтожит эту среду, он уничтожит и себя; и в том, что только в единстве с природой, в гармонии с ней, а не в противоборстве возможен нравственный человек. «Экологичность» произведений С.Т. Аксакова бесспорна, однако о ней очень мало пишут и говорят. А ведь он обладал необыкновенно тонким и поэтическим видением природы, чувством единства с ней.

Жуковский, В. А. Чудесный дар богов: стихотворения. Баллады / В. А. Жуковский. – М.: ТОО Летопись, – 457 с., порт. – (Мир поэзии). В. А. Жуковский был одним из творцов поэзии «золотого века», основоположником русской психологической лирики. Он оказал большое влияние на литературу и русскую жизнь. Гений перевода, Жуковский создал оригинальные произведения, волнующие души современников и потомков. Его элегии, песни, баллады, лирика создали золотой фонд русской литературы. Все эти жанры представлены в данном сборнике. В.А. Жуковский он был первым мастером психологического пейзажа в русской литературе. Еще В.Г. Белинский отметил тягу Жуковского к живописанию картин природы. Природа у Жуковского действительно предстает как камертон души человека. Человек, сливаясь с ней, растворяясь в ней, в ее созвучиях, проникается гармонией и обретает хотя бы кратковременный желанный покой. Поэт даже склонен считать, что единственно природа может затронуть душу, уводя ее от суеты жизни и приобщая к вечному, священному. В этом смысле природа понимается Жуковским как божественная суть, открывающаяся чистым и страждущим душам.

Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов; предисл. И. Л. Андроникова. – М.: Эксмо, – 800 с. – (Библиотека Всемирной литературы). Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными. Для поэта темы природы и России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал,//И пали без жизни питомцы столетий…А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…» Это закономерный итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.

Некрасов, Н. А. Стихотворения / Н. А. Некрасов; сост., вступ. ст. и коммент Ю. В. Лебедева; илл. В. А. Горячевой. – М.: Детская литература, – 255 с.: илл. – (Школьная библиотека). Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.... Из перерубленной старой березы Градом лилися прощальные слезы. И пропадали одна за другой Данью последней на почве родной. Когда же вырубка завершилась: Трупы деревьев недвижно лежали; Сучья ломались, скрипели, трещали, Жалобно листья шумели кругом... Не было пощады и лесной фауне: Звонко кукушка вдали куковала, Да, как безумная, галка кричала, Шумно летая над лесом... но ей Не отыскать неразумных детей! С дерева комом галчата упали, Желтые рты широко разевали, Прыгая, злились. Наскучил их крик - И придавил их ногою мужик.

Никитин, И. С. Сочинения / И. С. Никитин; вступ. статья О. Г. Ластунского; примеч. Л. А. Плоткина. – М.: Художественная литература, – 717 с. В настоящее издание сочинений входят все стихотворения и поэмы И. С. Никитина, автобиографическая повесть «Дневник семинариста» и избранные письма. Никитин Иван Саввич, поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту. Никитина отличала способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную любовь к природе, в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Пушкин, А. С. Капитанская дочка: повести / А. С. Пушкин. – М.: «Альфа-Принт», – 448 с. – (Библиотека русской классики). В книгу вошли повести А. С. Пушкина, составляющие золотой фонд классической русской литературы. Определяющей для всей русской литературы можно считать идею, содержащуюся в творчестве А.С. Пушкина. Д. Андреев в «Розе мира» среди трех циклов основных идей творчества Пушкина особо выделяет цикл идей, связанных с природой, с «задачей изменений отношений христианского отношений к Природе. Идея переживания Природы как объективно прекрасного, ни в коем случае не осужденного и не враждебного». А сами стихотворения Пушкина «подготавливали сознание к выводу о возможности какого-то нового вида отношений и общения с Природой: радостно- чувственного, дружественного и в то же время ни в коей мере не греховного». Пушкин создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений. : Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… Он любит «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Эти русские пейзажи стали для Пушкина символом России. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности. Его любимые герои понимают и ценят общение с природой: Татьяна (русская душою, / Сама не зная почему) С её холодною красою// Любила русскую зиму… («Евгений Онегин»)

Толстой, А.К. Стихотворения / А.К. Толстой. – М.: Советская Россия, – 336 с. – (Поэтическая Россия). В настоящем издании представлены избранные стихотворения поэта – лирика, баллады, были, притчи. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту, и хрупкость. Экологические мотивы присутствуют в творчестве А.К.Толстого, который пишет о бренности и конечности земного бытия человека и необоснованности его стремлений занять центральное место в картине природы.

Тургенев, И. С. Отцы и дети. Записки охотника / И. С. Тургенев. – М.: «Альфа-Принт», – 544 с. – (Библиотека русской классики). В сборник вошли избранные произведения Ивана Сергеевича Тургенева, составляющие золотой фонд классической русской литературы. В произведениях Тургенева часто встречается сельский психологический пейзаж. Описание природы в «Записках охотника» производит сильное впечатление. А герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров говоря, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», перед смертью возвращается к природе, понимая, что перед лицом природы человек кажется жалкой песчинкой.

Тютчев, Ф. И., Фет А. А. Стихотворения / Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. – М.: Олимп; ООО «Фирма « Издательство АСТ», – 560 с. – (Школа классики). Элементы «экологического сознания» появляются в русской лирике в творчестве Ф. И. Тютчева (стихотворение «Не то, что мните вы, природа….»). Тютчеву и Фету принадлежит особая роль в процессе осмысления человеком взаимоотношений с природой, своего места в природе. У этих поэтов человек в природе - работник, зависящий от нее, оберегающий ее. В поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, природа представлена в общечеловеческом, философском осмыслении: «Все во мне и я во всем» (Ф.Тютчев). Но везде - желание показать не только красоту родной природы, но и ее облагораживающее воздействие на человека независимо от социальной принадлежности, пронизано желанием пробудить в его душе гуманные чувства и желание оберегать ее.

Тютчев, Ф. И. Неразгаданная тайна / Ф. И. Тютчев; [сост., предисл., коммент. А. Марченко]. – М.: Эксмо, – 448 с.: илл. Элементы «экологического сознания» появляются в русской лирике в творчестве Ф. И. Тютчева (стихотворение «Не то, что мните вы, природа….»). В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Поэт постоянно переосмыслял увиденные картины природы. Ф.И. Тютчева неслучайно называют певцом русской природы. Неясная тревога ощущается в лирических стихах Ф.И.Тютчева. Поэт интуитивно понимает уязвимость мира природы. Его глубоко печалит противоборство созидательных и разрушительных сил. Признание слабости и беспомощности человека перед природными силами, необоснованность его претензий на господство над миром нашло отражение в его стихах «Дым», «Пожары»: Пред стихийной вражьей силой Молча, руки опустя, Человек стоит уныло – Беспомо́щное дитя.

Фет, Афанасий. Стихотворения / Афанасий Фет; сост. А.В. Успенской; вступ. статья И. Н. Сухих. – СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», – 416 с. – (Новая библиотека поэта. Малая серия). Тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей. Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды... Тепло и кротко смотрят в душу вновь…» В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Чехов, А. П. Рассказы. Повести. Пьесы / А. П. Чехов. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», – 448 с. – (Школа классики) Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». А.П.Чехов в повести «Степь» по-граждански остро реагирует на расхищение природы российским капиталом, выступает он в её защиту, пропагандируя рациональные правила природопользования. Горечь и тоска о том, что гибнет даром «богатство и вдохновение» прекрасной родины, пронизывает чеховское описание степи.

До теперешней нашей Земли, До ее дождей и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели. Это – личная их беда, За нее никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви. Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа. Он – мыслитель. Он хмурит лоб. Человека идея гложет: Хочет что-то придумать, чтоб Самого себя уничтожить. Он подпер подбородок рукой – Вождь прогресса, краса и гордость... Он – придумает! Он – такой! Вы, пожалуйста, не беспокойтесь! А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?! Р. Рождлественский Раздел II. Экологические проблемы в литературе XX века.

Если в русской литературе предшествующего столетия была видна та или иная степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом, то в литературе XX века уже стало видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. Научно-технический прогресс и цивилизация пагубным образом отражается на состоянии нашей природы. Потери, исчисляемые в тех или иных единицах измерения, в гектарах затопленных или подвергшихся эрозии земель, в тоннах, кубометрах и кубокилометрах загрязненных вод и отработанных газов, выброшенных в атмосферу, в реки, озера, - все это может быть подсчитано и определено. А потери духовные? Их ни одна из наук не определит, и, пожалуй, только литература способна о них сказать». Раздел II. Экологические проблемы в литературе XX века.

Айтматов, Ч. И дольше века длится день…: роман / Ч. Айтматов. – СПб.: Азбука-классика, – 384 с. Мы есть то, что мы помним и ждем. Ч. Айтматов На пороге третьего тысячелетия человечество вновь и вновь ищет ответы на вечные вопросы о смысле жизни, об обществе и человеке, их ответственности за сегодняшний день. Именно за сегодняшний, так как завтрашнего может и не быть. Существование и разрушающее действие ядерного оружия, освоение космоса в военных целях, оставляющая желать лучшего экология все напоминает и предупреждает о возможной катастрофе всей цивилизации. Никто никого не победит, никто не уцелеет в одиночку. Спасаться и спасать надо всем вместе. Общество это люди, а люди бывают разными. На что способно общество, если в нем вместо культа религии утвердится культ насилия, наживы любой ценой? Что удержит людей и заставит стыдиться безнравственных поступков? Эти вопросы беспощадно ставит жизнь, и все люди сдают этот экзамен, как делают это и герои романа российско-киргизского писателя Чингиза Айтматова И дольше века длится день.

Айтматов, Ч. Плаха: роман / Ч. Айтматов. – М.: Детская литература, – 377 с.: ил. – (Школьная библиотека). Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды! Р. Рождественский Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе Плаха тоже обращается к этой проблеме. Этот роман призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Экология и нравственность соединены одной линией жизни. Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Алексиевич, Светлана. Чернобыльская молитва: хроники будущего / С. Алексиевич. – М.: Время, – 384 с. – (Голоса Утопии). Среди книг Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», документальная проза о крупнейшей экологической катастрофе в истории человечества. Мы уверены, что эту книгу должен прочесть каждый. «Чернобыльская молитва» это пронзительный документ, свидетельства многочисленных очевидцев и жертв аварии, сельских жителей, переселенцев, ликвидаторов. Светлана Алексиевич подчеркивала, что Чернобыль – «самое главное событие двадцатого века», у книги есть подзаголовок «хроника будущего». На огромных территориях «чернобыльского следа» люди собирают грибы и ягоды, охотятся, выращивают радиоактивные овощи, пьют радиоактивное молоко, с дымом от лесных пожаров радионуклиды вновь попадают в атмосферу. Наиболее пострадали тогда Белоруссия, Украина и Россия. Нобелевская премия это, конечно, повод для гордости, ведь русскоязычному писателю ее присуждают впервые за 28 лет. Мы надеемся, что она станет еще одним поводом прочитать свидетельства жертв аварии и задуматься: хотим ли мы себе такое будущее?

Астафьев, Виктор. Собрание сочинений: в 4 т. / Виктор Астафьев. – М.: Молодая гвардия, Т. 4. Царь-рыба. Затеси. – 558 с. В 1976 году увидела свет книга другого писателя- сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые и синие жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Бианки, В. В. Лесная газета: сказки и рассказы / В. Бианки; худож. А. Аземша; С. Бордюг, Н. Трепенок. – М.: Астрель: АСТ, – 414 с. – (Внеклассное чтение). В книгу замечательного писателя-натуралиста Виталия Валентиновича Бианки вошли: «Лесная газета» (в сокращении), сказки и рассказы. Почти через все рассказы Виталия Бианки проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его «Лесную газету» можно с уверенностью назвать одним из лучших худо- жественных произведений биолого-экологического характера.

Бунин, И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т.3. Повести, рассказы ( ); Тень птицы ( ) / И. А. Бунин. – М.: Воскресенье, – 552 с. Известный русский поэт и прозаик И.А.Бунин в повести «Суходол» проследил процесс возникновения оврагов в нечерноземной полосе России, закономерно связывая его с неправильным землепользованием и ведением хозяйства. В XVIII веке здесь были «…густые леса». Затем они были вырублены. Теперь наблюдателю открылся «… полустепной простор, голые косогоры…» Взгляд невольно останавливался на «желтизне каменистых оврагов». Воды не было, и «мужики Суходольские копали пруды в каменистом ложе давно иссякнувшей речки Каменки».

Васильев Б.Л., Не стреляйте белых лебедей: роман / Борис Васильев; рис. А. Слепкова. – М.: Дет. лит., с. : ил. Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» (1973 г.) Егор Полушкин беспредельно любит природу, всё то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живёт смирно, по законам сердца и совести, а всегда виноватым оказывается. Причина этому в том, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». Роман Б.Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле. Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом.

Вознесенский, А. А. Стихотворения и поэмы / А. А. Вознесенский. – М.: Профиздат, – 304 с. – (Поэзия XX века). В книгу известного поэта Андрея Вознесенского вошли избранные произведения, созданные за несколько десятилетий его литературной деятельности. Завершает сборник его новая поэма «Беременный бас», написанная уже в новом столетии. Судорожное, почти публицистическое предостережение против потребительского отношения к природе – стихи А.Вознесенского. Он тонко чувствует нюансы надвинувшейся дисгармонии: Тишины хочу, тишины... Настоящее - неназываемо. Надо жить ощущением, цветом.

Гранин, Д. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2: Повести и рассказы; путешествия / Д. А. Гранин. – Л.: Художественная литература, – 536 с. Писатель Д.Гранин, характеризуя сложив- шееся в эти годы отношение к природе, объясняет его необходимостью построить материальную базу социализма в сжатые сроки. В повести «Обратный билет» он пишет: «Нас пленяли цифры, размах… Нам предстояло затопить сотни, тысячи квадратных километров земли под водохранилища, затопить деревни, леса, посёлки, мы меняли лик земли, мы создавали море, перегораживали реки тысячами, сотнями тысяч кубометров бетона… У реки, у леса был один единственный смысл – служить человеку. Ни о каком другом смысле мы не догадывались, в расчёт не брали».

Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. / С. А. Есенин. – М: «Альта-Принт» – 448 с. В сборник вошли избранные произведения С. А. Есенина, составляющие золотой фонд классической русской литературы. Тема гуманного отношения к животным, любви и сострадания ко всему живому получила развитие в лирике С. А. Есенина (см.: «Песнь о собаке» (1915), «Корова» (1915), «Лисица» (1915), «Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924), «Мы теперь уходим понемногу…» (1924) и др.) В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу. Наблюдая мир подавленной природы, безудержное стремление человека к установлению господства над ней, С.А.Есенин предчувствует грядущую расплату. Беспомощной перед человеком предстаёт природа в его стихах «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».

Заболоцкий, Н. А. Столбцы и поэмы: стихотворения / Н. А. Заболоцкий. – М.: Профиздат, – 336 с. – (Поэзия XX века). Стихотворный манифест зашифрован в стихотворении «Вечер на Оке», в котором заявлена окончательная, «вечерняя», воля поэта к ясности, прозрачности и духовности, выстраданных в давильне (любимое слово раннего Заболоцкого) эксперимента, словесного сдвига, художнического гротеска: Вздохнут леса, опущенные в воду, И как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь В 30-е гг. XX в. подлинно «экологический взгляд» на природу с пониманием биотических связей, существующих в ней, выразил Н. А. Заболоцкий (стихи «Столбцов» (1929) и произведения гг.: «Прогулка», «Змеи», «Меркнут знаки Зодиака», «Отдых», «Семейство художника» («Утренняя песня»), «Лодейников», «Осень», «Венчание плодами», «Битва слонов», «Искусство», «Школа жуков», две поэмы – «Безумный волк» и «Торжество земледелия»).

Куприн, А. И. Золотой петух: повести, рассказы, публицистика / А. И. Куприн; сост., предисл. Е. А. Дьякова и С. Р. Федякин; худож. Д. Шоткин. – М.: Панорама, – 480 с. – (Библиотека «Русская литература ХХ век»). «Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом красота жизни». (А.И.Куприн) Тонко чувствуя природу, Куприн неоднократно обращался в своих произведениях к описанию её безмятежной и очаровательной красоты. Тема единства человека с природой, гармония этой целостности и разрыв этой связи – основная философская мысль, которая проходит через множество произведений А. И. Куприна. Именно утрата этой космической связи, более всего беспокоит его. В охотничьих сюжетах, Куприн показывает возможность восстановления этой связи, дает понимание единства мироощущения, что, несомненно, является актуальным и в наши дни.

Леонов, Л. М. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 9. Русский лес: роман / Л. М. Леонов; примеч. О. Михайлова, Л. Полосиной; худож. М. Шлосберг. – М.: Художественная литература, – 736 с. В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью». Л.Леонов уже встаёт на защиту русского леса в романе «Русский лес». Ощущение тревоги за судьбу русского леса усиливается от сцены к сцене, картины утрат, которые несёт человек в результате гибели природы, рисуются суровыми красками: «В прошлую зиму окончательно дорубили и ту часть Облога, что ещё оставалась перед речкой Горынкой, - говорит Поля. – Оно и попривольней как-то сделалось без леса-то, и вид на индустрию открылся, но знаешь, Варенька, в душе чего-то поубавилось… а также теперь верховые ветры обрушиваются на город Лошкарёв, что недавней бурей сорвало шпиль с каланчи…» выражением основных идей романа и задушевных мыслей автора, его волнений и тревог, его горячей любви к России является лекция учёного Вихрова о лесе: «Лес является единственным, куда по доброте и коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществил здесь тот справедливый плановый порядок, которого она сама осуществить не может». Роман «Русский лес» открыл «художественную» экологию.

Паустовский, К. Г. Рассказы / К. Г. Паустовский. – М.: «Мир искателя», – 93 с. В книгу вошли знаменитые рассказы для детей: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Квакша» и другие. К. Г. Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость.

Пришвин, М. М. Повести. Поэмы. Охотничьи рассказы / М. М. Пришвин; сост. и вступ. ст. В. Д. Пришвиной. – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, – 447 с. М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Пришвин поднимает важные экологические проблемы, они проникнуты важным экологическим смыслом. Экологическая тема рассматривается Пришвиным через призму философии природы, или «натурфилософии». «Для иных природа, считает писатель, это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». Среди «пришвиноведов» появилось такое понятие как «экология души». Что предпринимает писатель для её воспитания? Как обезопасить свою душу, взрастить в человеке нравственность, духовность? Истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Поэтому автор всегда заботился об экологическом воспитании детей, уделял особое внимание воспитанию души ребенка. Создав экологические сказки, рассказы, он показал миру, что человек по-прежнему не «царь» природы, а её «деятель, возделыватель». Возделывая природу и живя с ней в гармони, человек гарантирует себе безопасность. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя». Пришвин воспитывает в человеке гражданина своей страны, он учит любить родину. «Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Моя наука привела меня к искусству слов, а искусство слова к родине. И я понял, что природа есть родина».

Пришвин, М. М., Паустовский К. Г. Повести. Рассказы / М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», – 768 с. – (Школа классики). Следует обратить особое внимание творчество К.Г. Паустовского и М.М. Пришвина. При все своеобразии творчества их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Пришвин и своими рассказами- миниатюрами, и повестью «Кладовая солнца» развивает в детях наблюдательность, интерес к жизни природы. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы. К.Г. Паустовский убежден, что нравственные основы личности человека (независимо от возраста) определяются его взаимоотношениями с миром природы: животными и даже растениями. Его «Мещерская сторона», рассказы и сказки учат благородству, благодарности родной земле не только за ее богатства, а за возможность почувствовать себя частичкой ее, испытать чувство гордости за свою землю, за свой народ, пробуждая чувство национального самосознания, что делает его творчество особо актуальным.

Распутин, В. Г. Нежданно-негаданно: повесть и рассказы / В. Распутин; вступ. ст. В. Курбатова; худож. Л. Бирюков– М.: Детская литература, – 286 с. – (Школьная библиотека). В издание вошли повести «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», а также рассказы. В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить. Что стало с людьми, которые обречены прожить остаток своей жизни в любом уголке страны, но только не на родине, можно увидеть на примере повести В.Распутина с тревожным названием «Пожар». Название повести символично. Пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят старые беспорядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля, горит почва под ногами воров и пьяниц, бездельников и тунеядцев. Всем ходом повествования В.Распутин утверждает, что беспорядок в Сосновке начинается с того, что вчерашние хлеборобы, знающие цену своего труда, стали заниматься несвойственным им делом-«беспощадно вытаптывать лес, его-то сеять не надо: сам растёт», «с работы под гребёнку», когда план берётся любой ценой – «валить, только валить, не заботясь, останется, вырастет ли что-нибудь тут после них или нет», и с того, что нормой жизни становится «гробить технику» на лесосеках, воровать.

Твардовский, А. Избранная лирика. Поэмы / А. Твардовский. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», – 512 с. – (Всемирная библиотека поэзии). Александр Твардовский, восхищаясь трудовыми успехами сибиряков, одним из первых в советской литературе обратил внимание на диалектику взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде: В природе шагу не ступить Чтоб тотчас, так ли сяк, Ей чем-нибудь не заплатить За этот самый шаг. В книгу замечательного русского поэта ( ) вошли лучшие его лирические произведения и поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги», «Страна Муравия». Книга будет интересна самому широкому кругу читателей.

Мы рады видеть Вас в нашей библиотеке !