Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Магистерская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Advertisements

Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Психология обучения
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Теория и практика воспитания. Тема: Сущность, цели, задачи, особенности воспитательного процесса Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью.
Воспитание как педагогический процесс.
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Цели курса Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста; Формирование практических.
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Транксрипт:

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Магистерская программа Педагогическое образование. Русский язык как иностранный Дисциплина – «Современные проблемы педагогического образования» Модель традиционной парадигмы педагогического образования Подготовила: Алиева Анджела Магомед-Гаджиевна, Архангельск 2017

Традиционная парадигма педагогического образования 1 Сущность парадигмы 2 Формула парадигмы 3 Слоган парадигмы 4 Миссия педагогического образования в русле заявленной парадигмы 5 Принципы педагогического образования в русле заявленной парадигмы 6 Терминология парадигмы 7 Цель педагогического образования в русле заявленной парадигмы 8 Ожидания, предъявляемые к результатам педагогического образования в русле данной парадигмы (предполагаемые достижения обучаемых) 9 Ожидания, предъявляемые к преподавателю в русле заявленной парадигмы 10 Образное воплощение парадигмы 11 Родственные связи данной парадигмы с другими парадигмами педагогического образования

Традиционная парадигма педагогического образования 1. Сущность традиционной парадигмы педагогического образования Ученик – объект воздействия, учитель – исполнитель директивных указаний управленческих органов Знания – из прошлого («школа памяти») В педагогическом процессе осуществляется ролевое взаимодействие, когда каждому из участников приписываются определенные функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности Вид деятельности обучающегося – ответная, репродуктивная деятельность обучающегося

Преобладает прямой (императивный) и оперативный стиль управления деятельности учащихся, для которого характерно монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников Главный ориентир – возможности среднего ученика, отбрасывание одаренных и трудно успевающих Только внешняя обусловленность поведения и деятельности учащегося становится основным показателем его дисциплинированности, внутренний мир личности при осуществлении педагогического воздействия игнорируется * Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.

Традиционная парадигма имеет в своей основе идею о "сберегающей", консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации - необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков, а также идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, основных, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью. Преобладают средства и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте традиционной парадигмы, называют "знаниевой", а образование -"школой памяти", так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить (1, с. 120).

2 Формула традиционной парадигмы педагогического образования Знания учителя Механическая память учащихся Репродукция ЗУНов Формирование стереотипов мышления

З Слоган традиционной парадигмы педагогического образования Знание, знание любой ценой! Повторение – мать учения! Мало самому знать, надо другим передать. Кончил курс науки, а знает аз да буки.

Общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства, Нет непосредственного взаимодействия между учителем и учеником, не используются интерактивные формы.

4 Миссия педагогического образования в русле традиционной парадигмы Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, передача знаний, умений и навыков учащимся, ориентированных на приобретение раз и навсегда заданных знаний, формирование личности с заранее заданными свойствами. * Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых

5 Принципы педагогического образования в русле традиционной парадигмы Принцип системности и последовательности: профессиональные педагогические знания должны представлять собой упорядоченную иерархию (систему). Основу системы составляют теоретические знания. Принцип руководящей роли учителя (преподавателя): для студентов – будущих педагогов преподаватель является главным источником достоверных и важных профессиональных знаний. Преподаватель определяет все параметры обучения. Принцип трансляции знаний учителем и воспроизведении его учениками. Преимущественное развитие репродуктивных способностей учащегося (от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения). В то время как творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются, по сути, стихийно. Приоритетность знаний приводит к преобладанию теоретического обучения над практическим Принцип доступности: от известного к неизвестному, усвоение готовых ЗУНов Принцип координации: дисциплинарная организация обучения, изолированность блоков дисциплины (не учитываются межпредметные связи)

6 Терминология традиционной парадигмы педагогического образования Профессиональные педагогические знания – понятия, факты, законы, теории, раскрывающие содержание профессиональной деятельности будущего педагога (3, с.381). Педагогическое воздействие – одностороннее влияние педагога на обучаемого/воспитанника для достижения педагогических целей (3, с. 372). Репродуктивный характер мышления - многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. (3, 248) Знаниевая технология обучения – стратегия обучения, построенная на последовательности «лекция – закрепление – контроль» (3, с. 101). Учебная деятельность – вид познавательной деятельности, проходящий под управлением преподавателя, направленный на усвоение профессионально значимых знаний, умений, навыков (3, с. 495).

Традиционалистко – консервативный - принцип, в основе которого лежат базовые знания и соответствующие им умения, способы и навыки. Данная парадигма имеет в своей основе сберегательную функцию. (3, с. 246) Императивный стиль управления деятельностью - безусловное соблюдение алгоритма и порядка действий, рациональности, пунктуальности, последовательности и предсказуемости научно- педагогической деятельности, неукоснительное подчинение учащихся педагогу (3, с. 201) Интерактивная сторона общения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. (3, с. 203)

7 7 Цель педагогического образования в русле традиционной парадигмы Передача молодому поколению элементов культурного наследия человеческой цивилизации и ее опыта. Эта передача осуществляется на основе выдержавшей испытание временем совокупности знаний, умений и навыков, а также нравственных идеалов и жизненных ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся. (4, с. 112)

8 Ожидания, предъявляемые к результатам педагогического образования в русле традиционной парадигмы (предполагаемые достижения обучаемых) Обучаемые владеют инструментами обучения: чтением, письмом, математической грамотностью. Студенты обладают глубокими необходимыми знаниями по предмету, а не второстепенными. Студенты обладают развитой памятью, могут воспроизвести информацию. (хорошо развитая память позволяет накапливать знания и перенимать опыт педагогов – достоинство, недостаток – акцент на запоминание, понимание и мыслительная деятельность остаются в стороне) Выпускники обладают грамотностью и способны социализироваться в обществе (но! противоречие - в русле данной парадигмы ограничена активность учащихся, неразвитость самостоятельности воспитанника. Между выпускниками гораздо больше сходства, чем различия. Выпускник способен решать типовые, аналогичные профессиональные задачи. Ведущей ценностью для будущих педагогов являются знания.

9 Ожидания, предъявляемые к преподавателю в русле традиционной парадигмы Преподаватель обладает глубокими знаниями по преподаваемому предмету Преподаватель передает готовые знания в упорядоченном, логически точном виде. (присутствие системы в подаче учебного материала) Преподаватель четко строит организацию занятий. Преподаватель – хранитель норм и традиций, источник и контролер знаний. Преподаватель формирует у студентов – будущих педагогов преимущественно теоретические знания. Преподаватель подает доступный материал, ориентация на возможности среднего ученика, предъявляет ко всем одинаковые требования. Необходимый объем теоретический знаний, которые дает преподаватель, предполагает их применение на практике в перспективе развития. Развитие мышления студентов связывается преподавателем с развитием памяти.

10 Образное воплощение традиционной парадигмы педагогического образования Объяснение примера приведено на следующем слайде.

Мальвина:- Теперь я займусь вашим воспитанием. Мальвина уносит все со стола. Буратино показывает язык. Сядьте ровно, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока... Буратино встаёт и сует руки в карманы: - Врёте, ни одного... Мальвина: - Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?.....<> Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике. Ставит на стол чернильницу и лист бумаги. (Средний ученик) - Займёмся диктантом. Пишите: А роза упала на лапу Азора. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу). – Безобразие, вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в чулан. (императивный стиль управления деятельностью - см. терминологический словарь)

11 Родственные связи традиционной парадигмы с другими парадигмами педагогического образования Традиционная парадигма теснейшим образом связана с когнитивной парадигмой педагогического образования: обе парадигмы главной ценностью, целью и результатом подготовки будущих педагогов признают теоретические знания. Знаниевой парадигме близка по обеспечению усвоению знаний, умений и навыков рационалистическая парадигма. Недостатком как традиционалистской, так и рационалистической модели обучения является их слабая гуманистическая направленность. В соответствии с ними обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования отсутствует творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность. Поэтому данные парадигмы отличаются от гуманистической парадигмы образования. Традиционная парадигма стоит в оппозиции технократической парадигме, поскольку главным принципом последней выступает передача и усвоение «точного» научного знания, необходимого для совершенствования практики, а в традиционной системе образования не предусматривается реализация теоретический знаний в жизни (Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью) Парадигмальный подход к педагогическому образованию: монография /Под общ. ред В. В. Мяковой. М.: Изд-во МГУ, с.

12 Перечень использованных источников 1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, Кн с. 2. Парадигмальный подход к педагогическому образованию: монография /Под общ. ред В. В. Мяковой. М.: Изд-во МГУ, с. 3. Словарь педагогических терминов /Под общ. ред. Н.А. Семеновой. М.: Наука, с. 4. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений 5-е изд. М.: Академия, с.

В традиционном обучении и воспитании учитель являет собой персонификацию, живое воплощение образца в отношении к делу, в одежде, в мыслях, в поступках – во всём. Личный пример учителя обладает высочайшим статусом. «Личный пример – метод нравственного воспитания и обучения» (Я.А. Коменский).