Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества Преподаватель: Пашкин И.А. Курс «Типология форм среды и задачи её проектирования» Тема 3

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДИЗАЙН
Advertisements

Архитектура Презентацию выполнили: Аглодина Елена, ученица 8 А МБОУ СШ 1 г. Архангельска, Архангельской области. Руководитель: Куприянович Марина Олеговна,
Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой.
Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономично, удобна и при этом еще и красива.
Урок ИЗО класс. Архитектура и дизайн Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента Б.Н. Ельцина Факультет.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
«Интерьер квартиры с элементом наполнения» Лабораторная работа 1 Клаузура на тему «Интерьер квартиры» «Проектирование в дизайне среды» Специальность
Искусство в стиле Постмодерн. Постмодернизм (англ. postmodernism) - название новейших течений современного искусства. Единого определения постмодернизм.
Современные виды дизайна
Мой факультет – Дизайн! Моя специальность- Искусство интерьера! Выполнила: студентка 1 курса Яковлева Дарья Яковлева Дарья.
Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Старший воспитатель З.М.Усольцева МБДОУ «Новокараканский детский сад комбинированного.
Подготовил Голобородько Евгений.
Дизайн посуды Технология. 4 класс Автор: Демидович Е.Г. МБОУ Шушенская НОШ.
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА. Дизайн (с англ. Desing – чертеж, рисунок; от лат. Desinare – определять, обозначать; с итал. Disengo – проекты, рисунки, чертежи) форма.
Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.
Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена... Жить нужно созидая, поддерживать созидательность.
Профессия «Архитектор». «Архитектор» - это (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) «главный строитель» [1] ) квалифицированный.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества Преподаватель: Пашкин И.А. Курс «Типология форм среды и задачи её проектирования» Тема 3 © Пашкин Игорь Алексеевич

Понятие о среде Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная среда, ее отличия от архитектуры. Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер © Пашкин Игорь Алексеевич

Понятие о среде «Среда» ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изоб­ ретатели, работая над своими произведениями картинами, постройками, приборами решали преимущественно специальные, знакомые и инте­ ресные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция со­здаваемой их руками «второй природы» сферы обитания человечест­ва получалась стихийно. © Пашкин Игорь Алексеевич

Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально- физические, функционально- прагматические, социальные и эмоционально- художественные. © Пашкин Игорь Алексеевич

В русском языке словом «среда» обозначаются: -система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; - социально-бытовое окружение, обстановка; - совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство. © Пашкин Игорь Алексеевич

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» в частности. © Пашкин Игорь Алексеевич

Этим термином (в отличие от других видов среды интеллектуальной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обоснованными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно- дизайнерского замысла. © Пашкин Игорь Алексеевич

Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства. © Пашкин Игорь Алексеевич

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой. Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат. © Пашкин Игорь Алексеевич

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего с образом постройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства архитектурный образ, принципиально отличающийся от образов других видов искусств. Зодчество изначально абстрактно, никогда не критикует действительность, не может вызвать зло и даже лишено чувства комического. Оно всегда восславляет и утверждает сущее в своих произведениях. © Пашкин Игорь Алексеевич

Поэтому в истории цивилизации зодчество всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи своей эпохи. Самоценность образа архитектурного сооружения, который продолжает жить и работать на зрителя даже если исчезают или трансформируются причины, вызвавшие его появление одно из свойств архитектуры, роднящее ее с другими видами искусств. © Пашкин Игорь Алексеевич

Иначе обстоит дело с архитектурной средой она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере» или «образе среды», который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации. © Пашкин Игорь Алексеевич

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования функции и «следствия» проектной деятельности комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи. © Пашкин Игорь Алексеевич

В этом сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны. © Пашкин Игорь Алексеевич

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и главное участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего. © Пашкин Игорь Алексеевич

Следующим структурным блоком признана архитектурно- пространственная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать. © Пашкин Игорь Алексеевич

Третий блок совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу от функционально обусловленного оборудования до элементов арт дизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая (или придумывая) инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. © Пашкин Игорь Алексеевич

«Атмосфера (образ) среды» © Пашкин Игорь Алексеевич

С другой обращается с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как с элементами средовой композиции уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Т.е. работает и как дизайнер, и как архитектор, следящий, среди прочего, как вписался пространственный ансамбль предметного наполнения в архитектурное пространство среды. © Пашкин Игорь Алексеевич

В результате весь огромный мир «вне архитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются предназначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй создает этот смысл вместе со зрителем, не гнушаясь при этом никакими реалиями окружающей действительности. © Пашкин Игорь Алексеевич

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств. © Пашкин Игорь Алексеевич

Их многое роднит: генетическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «вне архитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. © Пашкин Игорь Алексеевич

Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) художественная организация (композиция) пространства насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать поразному. © Пашкин Игорь Алексеевич

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» первые созданы преимущественно архитектурой и архитекторами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; Рис. «Предметный интерьер»: а «дизайнерский» (Э. Соттсасс, комплект конторского оборудования); б «спонтанный», рабочий кабинет писателя Габриэля Д' Аннунцио © Пашкин Игорь Алексеевич

тогда как главное в облике вторых оборудование, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем. Рис. «Предметный интерьер»: б «спонтанный», рабочий кабинет писателя Габриэля Д' Аннунцио © Пашкин Игорь Алексеевич

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны иро­ния, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, разрушать по специальному заказу человеческое в человеке. © Пашкин Игорь Алексеевич

И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во многом зависит от третьего слагаемого среды оборудования и предметного заполнения. © Пашкин Игорь Алексеевич

Естественно, что при этом каждый из «малых дизайнов» промышленный, графический и т.п. участвует в общем деле формирования среды. Но в соответствии со своими возможностями. © Пашкин Игорь Алексеевич

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм оборудование цеха, мебель, сооружения парковых аттракционов организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. «Штатные» средства транспорта, вагоны метро, автобусы проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства. © Пашкин Игорь Алексеевич

Посуда, бытовые приборы придают этому состоянию различные оттенки; визуальные коммуникации, ландшафтный дизайн формируют эксплуатационные условия. И все вместе они образуют чрезвычайно широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций. © Пашкин Игорь Алексеевич

Сказанное разъясняет концептуальный смысл средового творчества оно вводит в обиход «высокого» искусства творения человеческих рук, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго эшелона» вещи декоративно-прикладные, бытовые, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному идеалу, которым занимались исключительно музы, и утилитарностью обслуживающих «низкие» стороны человеческой природы явлений и устройств. © Пашкин Игорь Алексеевич

В дизайне среды они сровнялись, став слагаемыми идейно- нравственных структур более высокого уровня. Такова историческая роль средового дизайна, сделавшего прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнестроительства. © Пашкин Игорь Алексеевич

Пониманию, в котором архитектору-дизайнеру новой архитектурной профессии, появившейся на стыке двух ветвей проектного творчества зодчества и художественного проектирования отводится совершенно исключительная роль: инициатора, координатора и «режиссера» всех проектных начинаний, отражающихся на облике и состоянии среды. © Пашкин Игорь Алексеевич

ТЕМА: «Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества» В презентации были использованы фотографии и рисунки из сети Интернет по запросу «Средовой дизайн» в поисковой системе Яндекс.ru Текстовая информация из сети Интернет по запросу «Средовой дизайн» в поисковой системе Яндекс.ru. Использовались фотографии с личного архива ® Игорь Пашкин 2010 Большое спасибо ВСЕМ автором фотографий и текстов. Автор составитель презентации: © Пашкин Игорь Алексеевич

ВСЁ. Курс: «Типология форм среды и задачи её проектирования» © Пашкин Игорь Алексеевич ТЕМА: «Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества»