Изборники Святослава 1073, 1076 г.г. Ражникова Виктория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возникновение, развитие, жанры.. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами. Дать представление.
Advertisements

Литературный памятник – литературное произведение, вошедшее в литературу как особо значимое по каким-либо своим особенностям.
Основные черты Древнерусской литературы (ДРЛ).. СРЕДНЕ- ВЕКОВЬЕ ВОЗРОЖ- ДЕНИЕ на Руси X- XVIвв. XVIIв.
Книга ОбложкаФорзац Титульный лист Фронтиспис Издательская аннотация Предисловие (Послесловие) Содержание (Оглавление) Иллюстрация.
Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения начал строить церкви, ставить священников, собирать детей « у нарочитых чади» (знатных.
Летописание XI – XIV вв.. Меню -Первые летописи на Руси -Особенности летописания - Три редакции ПВЛ.
Древнерусская литература – литература 10-17вв.. Устное народное творчество.
РУКОПИСНАЯ КНИГА ДРЕВНЕЙ РУСИ Автор: Будаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы © МОУ СОШ 23, Рыбинск, 2007.
Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает (Д.Дидро)
Выполнила студентка 1 курса Исторического факультета Вичужанина Н. Г.
Древняя Русь IX –XIII В IX в. были два основных центра образования Древнерусского государства – Новгород (столица словен, кривичей, чуди и веси) и Киев.
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет».
«Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля»
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Славянских букв святая вязь (о Кирилле и Мефодие – создателях славянской письменности)
Библиотека Ярослава Мудрого Презентацию подготовила: библиотекарь МБОУ СОШ 67 Семикина О.М «Ярослав Мудрый» (Н.К.Рерих,1941г)
Возникновение древнерусской литературы. Древнерусская литература возникла в XI в. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием.
Клад Ярослава Мудрого 975 лет назад (1037) была основана Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве первая библиотека Древней Руси.
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Транксрипт:

Изборники Святослава 1073, 1076 г.г. Ражникова Виктория

Первым дошедшим до нас древнейшим философско- дидактическим сборником является знаменитый «Святославов Изборник 1073 года», созданный в Болгарии для царя Симеона и переписанный в Киеве дьяком Иоанном для князя Святослава.

« Это вторая по древности книга на Руси после Остромирова Евангелия ( гг.). Она включала в себя 383 статьи разных авторов.

Изборник 1073 г. найден в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К.Ф.Калайдовича и П.М.Строева

« Изборник 1073 года» это переводной памятник, в котором собраны произведения разного жанра. Большая часть представлена выдержками из сочинений Григория Низианзина, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Оригена, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и других авторитетных в христианском мире авторов.

Тематика «Изборника» достаточно широка. В нем преобладают статьи нравственного содержания («Ответы Афанасия Синаита», Слова и Поучения Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского). Интересен эстетический трактат «Об образах» Григория Хировоска. Большой объем сведений о древнегреческой философии содержится в «Философском трактате» («Максимово о различении сущности и естества по внешним»; «Феодора, пресвитера Раифского, о том же»)

Если же оценивать содержание памятника в целом, то можно сказать, что он дает суммарное изложение основ христианских представлений о быт ии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономия, география, право, политэкономия, история и пр.)

Составитель «Изборника» ориентировал своего читателя не на обретение нового знания, а на правильное понимание и уяснение уже открытых миру в вере истин.

Суммой таких необходимых истинных знаний и являлось совокупное содержание переводного энциклопедического богословско-философского трактата.

Отличительную особенность Изборника 1073 г. составляет его энциклопедизм. В нем давались ответы на самые различные вопросы философско- богословского, нравственного и исторического содержания. В связи с этим в статьях Изборника преобладающее место занимает вопросно-ответная диалогическая форма, форма беседы. Следует отметить, что в подобной же форме частично построено одно из первых произведений древнерусской литературы «Слово философа» ко князю Владимиру, помещенное в «Повести временных лет» под 986 годом

Изборник 1076 написан «рукой грешного Иоанна дьяка в лето 7584, при Святославе, князи Русьскы земля», имеет строго нравоучительный характер. Все статьи его говорят о том, как «право верну веру имени», «како подобает человеку быт и», «како книги чести» и т. д.

Материал Изборника очень пестрый: рядом со «словом некоего калуиря о четьи книг» и «Ксенофонта наставлением детям своим» находим «Наставление Нила Черноризца».

По содержанию своему Изборник тесно примыкает к более поздним сборникам, например, к т. н. Измарагдам: в нем встречаются и «Стословец» константинопольского патриарха Геннадия, и «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», и «Афанасьевы ответы противу нанесенных ему вопросов», и краткие поучения о посте, молитве, пьянстве, избранные из слов Златоуста, Василия Великого и другие, и, наконец, почти неизбежное «слово о женах добрыих и злыих».

Входящее в сборник «Слово некоего калугера о четьи книг» (калугер греч. «прекрасный старец») одно из древнейших наставлений о пользе знаний и чтении книг.

По внешнему виду Изборник 1076 г. резко отличается от двух предыдущих торжественных, парадных книг. Он относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций

Изборник 1076 г. в отличие от Изборника Святослава, текст которого приближен к греческим и болгарским оригиналам, является в определенной степени переложением, включающим стилистическую и лингвистическую правку древнерусского составителя. Иоанн русифицировал текст, вводя в него отдельные слова и выражения, отражающие древнерусский быт.

Изборник Святослава 1073 года. Факсимильное издание Оригинал, послуживший материалом для настоящего факсимильного издания, хранится как национальное сокровище в Государственном Историческом музее в Москве. Это очень большая рукописная книга, написанная на пергаменте в начале 70-х гг. XI в. «Изборник» - книга для чтения; в ней более 400 статей, в которых затронуты вопросы философии и математики, истории и этики, зоологии и ботаники. Ее называют первой русской энциклопедией. Художники старательно украсили книгу. Особенно декоративны фронтисписы (их в книге два) и заставки. Животные и птицы населяют рукопись, причудливы орнаменты, а также мы видим изображение княжеской семьи и «портреты» авторов.

Факсимильное издание Изборника Святослава 1073 г. было бы невозможно без реставрации, произведенной в гг. Всесоюзным научно- исследовательским институтом реставрации.

Изборник призывает человека к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности, минимуму добрых дел (кротости, милостыни), а также непричастности к таким грехам, как хула,клевета,зависть, любодейство, пьянство, объедение. Во взглядах на природу человека особое место занимает воля, душа, сердце и разум сердца

Изборник Святослава – выдающийся памятник древне-русской и древне- болгарской литературы. Ценность его ещё и в том, что оригинал в Болгарии утерян. Изборник 1073 года, переписанный диаком Иоанном, хранится в Москве в Государственном историческом музее, а его полное название «Събор отъ много отецъ толкования о неразумьныихъ словесьхъ в Еуаггелии и въ Апостоле и въ инехъ книгахъ въкратце съложено на память и на готовъ ответъ».

Благодарю за внимание! Любите книги