По предмету : История Узбекистана На тему : Этническое формирование узбекского народа. Выполнила : Студентка гр ЕСТЖ Латипова Мария Бухара 2017.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Этногенез узбекского народа СТУДЕНТКА 105 ГРУППЫ АЪЗАМОВА Ф.Ш.
Advertisements

Рузыбаев Егор Университет Низами. Проявление первых этнических факторов связанные с этногенезом Узбек. Исторические этапы в процессе этногенеза узбекского.
Республика Казахстан Северо-Казахстанская область Кызылжарский район Бишкульская средняя школа 2 Презентация к уроку по истории Казахстана для 11 класса.
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА.
«Народ Казахстана как этно-политическая общность» Муратбек данира Экономика-143 Срсп-4.
Государства Казахстана в XIV-XV вв. Государства Казахстана в XIV-XV вв. Выполнила: Бизинова З.А. Группа: ЭФ-15-8 р Приняла: Мулдахметова Ж.И.
Выполнили: Кыдырали А. Мухитова М. Проверила: Соловьева И.А.
Население Сибири в средние века Грибанова Ольга Михайловна учитель истории МОУ Русановская ООШ 2009 г.
Предыстория народов России. Начало Руси. 1. Формирование народов.
Политическая история Карлукского каганата. Сеитова Сабина ОПЭ-21.
Prezentacii.com. У ЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ : 1. Саки. 1.1 История, места расселения. 1.2 Общественный строй саков. 1.3 Политическая история саков. 1.4 Религиозные.
Лекция 4: Этногенез, этническая история и этнические процессы.
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
Философия средней Азии века Насруллаев Хамидулла Филиал ФГБОУ ВПОРоссийский экономический университет именим Г.В.Плеханова в г.Ташкент Ташкент 2017.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Повторить даты и понятия раздела 3.
Древние государства Средней Азии. Рузыбаев Егор Университет Низами.
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
Презентацию приготовил студент 1-ого курса ФТД Низаметдинов Имиль.
КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ УКРАИНЦЕВ
Транксрипт:

По предмету : История Узбекистана На тему : Этническое формирование узбекского народа. Выполнила : Студентка гр ЕСТЖ Латипова Мария Бухара 2017 год

План : - Древнейшие племена, населявшие территорию нашего края ; - Тюркоязычные племена, их роль в этногенезе узбекского народа ; - Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.

Древнейшие племена населявшие территорию нашего края

* Этногенез узбекского народа - одна из сложных и актуальных проблем исторической науки. Проблема этногенеза узбекского народа впервые была поставлена на научную основу в 40- х. гг. XX в. В русской и зарубежной литературе предшествующего периода господствовала точка зрения, согласно который историю узбекского народа следует начинать с XV-XVI вв., когда в Средней Азии появились племена завоевателей, носивших название " узбеки ". Начало принципиально новому пониманию было положено А. Ю. Якубовским. Он пришел к заключению, что завоеватели - узбеки растворились в местном тюркском населении Мавераннахра. Таким образом, этническая история узбекского народа восходит к древнейшим временам и насчитывает тысячелетия. * Кто же являлся древними предками узбеков и составлял первый этнический пласт в процессе их формирования ? Наиболее ранние сведения о народонаселении земледельческих оазисов и степей Средней Азии в древнейший период содержатся в " Авесте ", древнеиранских, индийских источниках, трудах древнегреческих, римских, китайских историков. По сообщениям древнегреческих историков, все кочевые народы назывались общим собирательным именем " скифы ". Основными скифскими племенами являлись, по Страбону и Арриану, дай ( лат.- дахи ), которые жили за Каспийским морем, а затем " те, которые жили дальше от них на восток, - массагеты и саки ". Оседло - земледельческое население в древнегреческих источниках называлось обычно по имени местности : хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, жители Маргианы и т. д.

В персидских источниках ( ахеменидских клинописных надписях VI в. до н. э.) термин " скиф " не применяется : персы называли обитавшие в Средней Азии народы " саками " и различали три сакских народа ( племенные группы ): сака - хаумварака - по - видимому, жили на территории Ферганы и Памира и носили шапки в виде башлыка, застегнутого под подбородком ( как и хорезмийцы ); сака - тиграхауда - в среднем течении Сырдарьи, на территории Чача и Южном Казахстане ( и, возможно, Киргизии ); название это обычно переводится " саки в острых шапках "; сака - тиай - тара - дарайя - " заморские " или " заречные " саки, которые обитали в горных и степных областях правобережья Амударьи на юге Средней Азии, рядом с согдийцами. Позже у Ксеркса (V. до н. э.) появляется четвертое имя - дага, тождественное с племенем дай ( греческое ) и дахи ( латинское ). Наряду с древнеперсидскими и греко - римскими источниками, сведения об этническом составе населения Средней Азии содержит " Авеста "- священная книга зороастризма (VII-VI вв. до н. э.), где народы, живущие в Средней Азии называются именами " шока ", " тата " и " духа ", а кочевые скотоводческие племена упоминаются как " туры ", и территория, на которой они обитали " Тураном ". В индийском эпосе " Махабхарата ", китайской " Истории Старшего дома Хань " (I в до н. э.) сообщается о саках, которые первоначально якобы занимали территорию в западной части Восточного Туркестана, жили на Памире и по Тянь - Шаню ; откуда расселили до озера Балхаш и низовьев р. Чу, заняв часть Ферганы и древнего Чача.

* На основании археологических и лингвистических данных, полученных в последние годы, исследователи приходят к выводу, что саки были тюркоязычными, да и античные авторы, характеризуя ираноязычные племена, саков выделяли особо и отдельно описывали их образ жизни, обычаи, быт, культуру и другие особенности. * Таким образом, древнейшими предками узбекского народа являлось население Хорезма, Согда, бассейнов рек Сурхандарьи, Кашкадарьи, Чирчика, Ташкентского оазиса и Ферганской долины : саки, хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, шашцы, ферганцы, жившие на этой территории с глубокой древности. У каждой из этих народностей, сформировавшихся в результате этнических процессов, протекавших на территории Средней Азии была собственная культура. Языки этих народностей принадлежали к числу восточно - иранских. Этнический массив состоял из оседлых и кочевников, последние до рубежа нашей эры были в основном восточно - иранскими, за исключением входивших в сакский племенной союз. * Именно они составили первый этнический пласт в процессе формирования узбекского народа на самом его раннем этапе - с IV-III тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э.

* Формирование узбекского народа, как и любого другого, результат длительных этнических процессов. * Этнический процесс смешение в течение веков различных племен и народностей, близких по происхождению. * Будучи отдельным этническим племенем, узбеки формировались в центральных регионах Средней Азии Мавераннахре, Хорезме, Семиречье и частично в западных областях Восточного Туркестана. Основу узбекского народа, живущего на нынешней территории Узбекистана, составляли оседлые этнические группы, издавна жившие и занимавшиеся орошаемым земледелием и ремесленничеством, местные согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, жители Чача, скотоводы канглы, кочевники саки - массагеты. Также в этногенезе узбекского народа приняли участие прибывшие в различные времена в Мавераннахр этнические группы из Южной Сибири, Алтая, Восточного Туркестана, Поволжья и прибрежья Урала. Перечисленные этносы в основном говорили на тюркском и восточно - иранском языках. * В результате смешения племен и родовых общин между Амударьей и Сырдарьей формируется тюркское территориальное пространство с оседлым населением, антропологический тип ( облик ), присущий узбекскому народу.

* Вторым этническим пластом стали тюркоязычные племена, в разное время расселившиеся на территории Средней Азии. События на далеких от Средней Азии территориях привели к вторжению в среднеазиатские области больших масс кочевников - юечжей. Какая - то часть этих племен, в том числе и племена тюркоязычные, в ходе своих набегов и переселений оставалась на территории Средней Азии.. Начало проникновения на территорию Средней Азии, в частности Узбекистана, тюркоязычных этнических элементов следует датировать II-I в. в. дон. э. * В дальнейшем их количество возрастает, в частности в связи с вторжением в Среднюю Азию в V в. эфталитов. Но, несомненно, что переселение крупных массивов тюркоязычных племен на территорию Средней Азии начинается со второй половины VI в. н. э., когда отряды Тюркского каганата захватили после разгрома эфталитов власть в Среднеазиатском междуречье. С этого времени тюркоязычное племена играют все более заметную роль в этнической истории Средней Азии, в процессах этно - и глоттогенеза ( от греч. - язык ) на ее территории ( особенно в северных и северо - восточных, а затем и южных областях. Очень значительным был и тюркский вклад в характер среднеазиатского ремесла, среднеазиатского военного дела, воздействие на разные стороны быта, имело место взаимовлияние тюркской народной поэзии и эпоса и эпоса и литературы оседлых среднеазиатских народностей. Пришедшие в Среднюю Азию тюрки принимали активное участие в религиозной жизни и создании культурных ценностей.

* Следует также отметить, что благодаря тесным контактам и взаимодействию между местными этническими группами и тюркоязычными, появились новые явления в их языковой жизни : утрата своего языка, появление частичного или полного двуязычия и др. * Таким образом, тюркский этнический элемент в VII-VIII в. в. прочно входит в состав среднеазиатского общества. Так постепенно складывались предпосылки формирования тюркоязычной народности. * В XI-XII в. в. вновь значительно усиливается приток тюркоязычного населения в Среднюю Азию. В Мавераннахре и до этого времени жило немало тюрков, больше в Шаше и Фергане, меньше - в долинах рек Зеравшан и Кашкадарья. В VIII-I Х в. в. тюркские элементы особенно интенсивно проникали на территорию Ферганы и Шаша, отчего население сельских местностей этих областей и было раньше тюркизировано в языковом отношении, по сравнению с населением на территории Согда. Тюрки занимали важное место в административном аппарате Саманидского государства, в его армии ( гвардия тюркских галямов ) и т. п. Возникают тюркские династии ( например, Газневиды ). Но основная масса тюркских племен в Х в. находилась еще в Семиречье. Вместе с тем, во многих местах, особенно в городах, имелись еще и значительные остатки согдийского населения, осевшего здесь в связи с согдийской колонизацией V-VII в. в.

В конце Х - начале XI в. наблюдается новая волна вторжений и переселений тюркских племен, прежде всего тюрков Семиречья и Восточного Туркестана, в Среднюю Азию. С установлением власти Караханидов в Шаше, Фергане, Согде и др. областях Средней Азии сюда началось переселение массы тюркоязычных племен. Исследование письменных источников показывает, что в XI-XII в. в. тюркское население составило в Средней Азии не отдельные островки, а значительный пласт, особенно в северных и отчасти в южных областях страны, где он был ( или становился ) преобладающим. Получает распространение язык тюркского населения Караханидского государства, который лингвисты характеризуют как карлукско - уйгурский, постепенно вытесняя языки местного населения. Ранее говорилось об утрате своего языка и возникновении двуязычия у согдийцев. Огромные изменения в этнической жизни народов Средней Азии, происшедшие за период - с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры по XII в. включительно - позволяют сделать следующий вывод : в результате происходивших на протяжении тысячелетия почти беспрерывного проникновения в пределы Средней Азии тюркоязычных племен и тюркизации ираноязычного населения северных районов Средней Азии к X-XII в. в. на территории Мавераннахра сформировалась тюркоязычная народность, получившая впоследствии название узбеков. Так завершился второй этап этногенеза узбекского народа, когда сложился его второй этнический пласт, имеющий решающее значение в этом процессе.

Относительно происхождения и сущности термина " узбек " существуют различные мнения. Ряд исследователей ( Н. А. Аристов, А. Ю., Якубовский, П. П. Иванов, М. А. Чапличка, Х. Хукэм ) его происхождение как этнонима связывают с именем хана Золотой Орды Узбека ( г. г.) Но есть и противники этой точки зрения ( В. В. Григорьев, А. А. Семенов и др.). А. А. Семенов, например, считает, что термин " узбек " появился в Ок - орде и прилагался историками Ирана и Средней Азии XIV-XV в. в. ко всем тюрко - монгольским племенам Ок - орды, тогда как Узбек - хан был государем Кок - орды ( т. е. Золотой Орды ), и кочевники, впоследствии называемые узбеками, не находились под его властью. Однако эти аргументы страдают определенной неточностью, поскольку термин " узбек " в указанных источниках прилагался в равной степени и к кочевникам Золотой орды. Отсюда можно сделать следующие выводы : термин " узбек " как собирательное имя для всего тюркоязычного населения Дашт - и - Кипчака, включая Ок - орду и Золотую орду, появился в последней четверти XIII в. ( задолго до начала правления Узбек - хана ), и все попытки связать его происхождение с ханом Узбеком безосновательны ; часть тюркоязычных племен Дашт - и - Кипчака, переселившаяся в среднеазиатское Междуречье в самом начале XVI в., постепенно растворилась в местном тюркском населении и, составив одно из позднейших слагаемых в этногенезе узбекского народа, передала ему свое название ( имя ).

* Часть переселившихся на территорию среднеазиатского Междуречья дашти - кипчакских племен постепенно стала оседать ; места оседания племен нередко приобретали те же племенные названия, например, Кунграт, Мангыт, Кипчак и др. Позднее стали расставаться с кочевыми традициями пришедшие в Среднюю Азию отдельные представители кочевой аристократии, постепенно укреплявшие свое экономическое положение и политическую роль. Однако многие родоплеменные группы узбеков даштикипчакского происхождения ( сарай, найман, каучин, минг и др.), а по некоторым мнениям, даже основная масса прибывших с севера племен, продолжали еще долго ( вплоть до конца XIX- начала XX в. в.) вести полуоседлое хозяйство, сохранили родоплеменную структуру и некоторые особенности быта. Конечно, переселение новой большой массы тюкоязычных пелемен, принесших и имя народа, было важным событием, но принципиально новым, узловым моментом в истории узбекского народа оно не явилось. Дело в том, что пришедшие в Мавераннахр кочевники - узбеки были представлены по преимуществу теми же самыми племенами, что уже жили в Средней Азии ( хитаи, найманы, уйгуры, кипчаки, карлуки и др.). * Таким образом, мы охарактеризовали третий, узловой, этап в процессе этногенеза узбекского народа на основе древнейших и более поздних этнический пластов, который охватывает период XIII-XVI в. в.

Дальнейшие этническое развитие узбекского народа (XVII-XIX в. в.) протекало по нескольким направлениям : 1. Происходило постепенное изживание трайбалистического ( трайбализм - приверженность к культурно - бытовый, культовой и общественно - политической племенной обособленности ) характера расселения и социальной структуры с формированием территориальных единиц и связей ; развивались элементы этнической общности ; усиливался процесс этнической интеграции и консолидации более поздних компонентов узбекского народа с его древними и раннесредневековыми этническими пластами, издавна жившими на территории Узбекистана. Однако вплоть до начало XX в. Этот процесс не более завершен. 2. Параллельно ( часто под влиянием внутриполитических, социально - экономических и внешнеполитических факторов ) наблюдались процессы этнической диференциации и даже дезинтеграции внутри узбекской народности, что проявлялось в миграции некоторых ее территориальных этнических групп, стремлении к консервации племенного этнического самосознания, сохранении этнической обособленности, межплеменных противоречиях и распрях. 3. Еще одним их важным направлением были и ассимиляционные процессы в этнически смешанных районах. Так, например, в широких масштабах происходила узбекизация некоторых групп таджиков, туркмен, каракалпаков, арабов - через различные формы двуязычия ( от частичного до полного ), и наоборот,- таджикизация некоторых узбекских племен.

* Все эти сложные, не однородные и противоречивые тенденции, которые мы охарактеризовали, в целом приводили к нивелированию составных компонентов и консолидации ( в этническом отношении ) узбекского народа. Итак, как вытекает из содержания, в процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа : * I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н. э.) до II-I в. в. до н. э.- рубежа н. э. В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа ( саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.). * II этап - со II-I в. в. до н. э.- рубежа нашей эры до XIII в. На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа - тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков. * III этап - с XIII по XVI в. в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт - и - Кипчака, передавшие ей свое имя. * IV этап - с XVII до середины XIX в., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.

Все эти сложные, не однородные и противоречивые тенденции, которые мы охарактеризовали, в целом приводили к нивелированию составных компонентов и консолидации ( в этническом отношении ) узбекского народа. Итак, как вытекает из содержания, в процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа : I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н. э.) до II-I в. в. до н. э.- рубежа н. эры. В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа ( саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.). II этап - со II-I в. в. до н. э.- рубежа нашей эры до XIII в. На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа - тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков. III этап - с XIII по XVI в. в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт - и - Кипчака, передавшие ей свое имя. IV этап - с XVII до середины XIX в., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.

* Вместе с тем, следует отметить, что целенаправленное изучения процессов этногенеза и этнической истории узбекского народа еще далеко от завершения ; требуются дальнейшие комплексные исследования этих важнейших и сложнейших проблем исторической науки. Особую актуальность они приобретают в современных условиях - в годы независимости, поскольку, как подчеркивал Президент Узбекистана И. А. Каримов, кое - где в Средней Азии " еще наблюдается опережение регионального самосознания над национальным ", что приводит к таким опасным явлениям, как клановость, местничество. Поэтому важно помнить, что " в мире одна узбекская нация, нет национальных различий между хозермийцем, ферганцем, сурхандарьинцем - все они узбеки " * Глубокой тревогой и озабоченностью проникнуты слова Президента : " Самое опасное заблуждение состоит в возведении в абсолют тех или иных территориальных отличий. Не региональные самосознание должно определять национальную самоидентификацию индивида : человек должен чувствовать себя, прежде всего гражданином Узбекистана, а затем уже хорезмийцем, самаркандцем или жителем Ферганской долины. Это ни чуть не умаляет ценности и значимости " малый родины " каждого из нас, местности, края, где человек родился и вырос, самобытности ее жизненного уклада и системы ценностей. Однако следует помнить, что гипертрофированный локальный патриотизм, его агрессивная наступательность препятствуют консолидации нации, неизбежно ведут к внутреннему сепаратизму и культурной изоляции "

* И в этом смысле огромную роль должна сыграть национальная идеология, которая, по сути, является духовным обеспечением реформ, поскольку позволяет объединить всех людей вокруг общей цели - построения государства с великим будущим, чтобы каждый гражданин Узбекистана ощутил свою сопричастность к целям общества, страны. " Национальная идеология - знамя, объединяющее нацию ", она способна обеспечить приоритет высших интересов и целей народа, государства, помочь занять ему достойное место в мировом сообществе.

УЗБЕКИСТАН СЕГОДНЯ – ЭТО... * Государственный суверенитет Узбекистана признали 165 стран мира. * Дипломатические отношения установлены со 120 странами. * В Ташкенте, столице Республики Узбекистан, открыли свои посольства 43 страны, в том числе, такие как США, Франция, ФРГ, Италия, Китай, Япония, Великобритания, Израиль, Турция. * Республика Узбекистан Является полноправным субъектом международного права. * 2 марта 1992 года Узбекистан был принят в Организацию Объединенных Наций.

Ш. М. Мирзиёев « Обеспечение верховенства закона и интересов человека – гарантия развития страны и благополучие народа » Каримов И. А. Родина священна для каждого, Узбекистон, Ташкент – Каримов И. А. Наша цель : Свободная и процветающая родина, Узбекистон, Ташкент – Абдунабиев А. Г., Мандральская Н. В., Юсупова Г. В., учебно - методическое пособие « Этническое формирование Узбекского народа », Узбекское агентство почты и телекоммуникаций, Ташкент – История Узбекской ССР, том I – с древнейших времен до середины XIX века, Институт истории и археологии АН РУзССР, Издательство ФАН, Ташкент – Сагдуллаев А. С., Костецкий В. А., Норкулов Н. К. « История Узбекистана » учебник 6- го класса, ИПК « Шарк », Ташкент – 1998.