Содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Advertisements

… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста Серова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ д/с Кв 14 «Тополек» г.Южноуральск.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Подготовила воспитатель Коленко О.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе обучения детей рассказыванию по картине.
Транксрипт:

Содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Речь – это инструмент развития высших отделов психики Актуальность

Условия Какие условия должны бать созданы для того, чтобы процесс развития речи детей был эффективным?

Условия Развитие речи протекает более успешно в благоприятной РЕЧЕВОЙ СРЕДЕ

Условия Для создания благоприятной речевой среды необходимы: Создание и совершенствование предметно-развивающей среды Грамотная речь взрослых Компетентность педагогов в вопросах речевого развития

Условия Универсальные компетенции педагогов ценностно-смысловая коммуникативная культуроведческая Специальные компетенции педагогов языковая и лингвистическая (языковедческая) научно-методическая практическая методическая

Цель Цель работы по речевому развитию детей в соответствии с Учебной программой дошкольного образования: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения

Понятия Диалогическая и монологическая речь – это основные типы речевой коммуникации Диалогическая речь это взаимное (чаще всего двустороннее) общение Монологическая речь не требует чьего-либо безотлагательного ответа и протекает независимо от реакций воспринимающего (даже если последние активны)

Понятия ЛЕКСИКА совокупность слов какого- либо языка, диалекта ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА словарный состав языка, рассмотренный с точки зрения взаимосвязи между словами

Понятия ГРАММАТИКА совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (грамматическая система) совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)

Понятия ФОНЕТИКА (от греч. «звук») раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика Звуковая культура речи Лексика Словарь Грамматика Грамматический строй речи Диалогическая и монологическая речь Связная речь

Связная речь является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Звуковая культура речи Грамматический строй речи Словарь Связная речь

Звуковая культура речи Словарь Грамматический строй речи Связная речь Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха. Развитие дикции, интонации вопроса, чувства ритма. Правильное произношение гласных (а, у, и, о, э, ы) и согласных звуков (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) звуков. Дифференциация родственных по месту образования звуков (пб, тд, фв), твердых и мягких согласных. Различение предметов по внешним и внутренним признакам (качествам), действиям, правильное называние их. Сравнение предметов (игрушек, картинок), называние слов с противоположным значением (тарелка глубокая и мелкая, дерево высокое и низкое), соотнесение целого и его частей, их называние (дом крыша, стены, двери, окна). Понимание и употребление некоторых обобщающих слов (одежда, игрушки, посуда). Понимание семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (конь бежит птица летит; чашка из фарфора ложка из металла); некоторых многозначных слов (ножка у ребенка ножка стола ножка у гриба). Изменение существительных по падежам, согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа (платья, рубашки; тапочек, карандашей); падежных форм с пространственными предлогами (в, на, за, под, около). Умение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, покружитесь). Умения спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежит), образовывать видовые пары глаголов (Мальвина одевается, а Буратино уже оделся). Использование некоторых способов словообразования: существительных с помощью суффиксов (у лисы лисята, у кошки котята; для хлеба хлебница, для сахара сахарница); глаголов с помощью суффиксов (на барабане барабанят), приставок (летел улетел прилетел), на материале звукоподражаний (ква-ква квакает). Использование словообразовательных связей отдельных знакомых слов (погремушкой можно погреметь, половичок лежит на полу). Построение разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, некоторых сложноподчиненных). Умение рассматривать картины и игрушки и на вопросы воспитателя. Подведение малышей к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек (23 предложения). Формирование умения осуществлять самые элементарные способы связей двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа. Формирование представления об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Разговоры со взрослыми и сверстниками о фактах и явлениях, воспринятых за пределами дошкольного учреждения (индивидуально и в подгруппах). Пересказ содержания знакомой сказки или короткого рассказа по вопросам воспитателя, вместе с ним, затем самостоятельно. Ориентировка в структуре рассказа (начало, середина, конец). Различение белорусской и русской речи, употребление формул белорусского этикета (в адекватных ситуациях), разыгрывание коротких произведений на белорусском языке. Задачи по развитию речи во второй младшей группе

Монологическая Диалогическая По функции Описание Повествование Рассуждение Пересказ Рассказ Рассуждение По источнику высказывания По игрушкам По предмету По картине Из опыта Творческое рассказывание По ведущему психическому процессу По зрительному восприятию По памяти По воображению Разговор (неподготовленный диалог) Беседа (подготовленный диалог) Индивидуальный Коллективный Вводная Сопутствующая Заключительная Преднамеренный Непреднамеренный Типы СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Первая младшая Вторая младшая СредняяСтаршая 5-6 лет Старшая 6-7 лет Формирование умений: задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображенном на картине, о прочитанном; говорить фразами из 35 слов; рассказывать небольшие стихотворения, потешки, сказки. Общение на близкие ребенку темы из личного опыта, из жизни близких людей, животных, участие во внеситуативном диалоге (о том, что сейчас не находится в поле зрения). Устанавливание речевых контактов ребенка со сверстниками, обращений их друг к другу; поощрение интереса ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия. Побуждение к участию в рассказе-образце (договаривание слов, коротких фраз), к подражанию, ответу на вопрос; проговариванию отдельных слов, фраз. Развитие умения с помощью интонации передавать цель высказывания (повествование, побуждение, вопрос). Умение рассматривать картины и игрушки и на вопросы воспитателя. Подведение малышей к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек (23 предложения). Формирование умения осуществлять самые элементарные способы связей двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа. Формирование представления об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Разговоры со взрослыми и сверстниками о фактах и явлениях, воспринятых за пределами дошкольного учреждения (индивидуально и в подгруппах). Пересказ содержания знакомой сказки или короткого рассказа по вопросам воспитателя, вместе с ним, затем самостоятельно. Ориентировка в структуре рассказа (начало, середина, конец). Различение белорусской и русской речи, употребление формул белорусского этикета (в адекватных ситуациях), разыгрывание коротких произведений на белорусском языке. Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Формирование диалогической речи детей при осуществлении совместной деятельности. Умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. Составление рассказов по содержанию картины, из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Описание игрушек (предметов), сравнение их. Придумывание событий, предшествующих изображенному на картине и последующих. Элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов. Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Самостоятельный связный и последовательный пересказ литературных произведений (сказок, рассказов), выразительная передача диалогов действующих лиц. Диалоги детей при осуществлении совместной деятельности, инициативность общения, умение вести разговор. Составление описательных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей). Придумывание событий, предшествующих изображенным на картинке, и последующих. Составление рассказов из личного опыта, передавая в речи хорошо знакомые события и свои впечатления. Составление творческих рассказов реалистического и фантастического содержания. Использование в речи рассуждений, объяснений; оценка объяснений товарищей. Элементарное осознание структуры связного высказывания. Обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Развитие умения воспроизводить художественный текст связно, последовательно и выразительно без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Составление описательных, сюжетных и контаминированных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей). В процессе сочинения рассказа по серии сюжетных картин умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Рассказывание из личного опыта (сочинения детей могут быть описательными, повествовательными). Составление творческих рассказов реалистического и фантастического содержания. Элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Задачи по развитию связной речи

Пальчико вые игры Пересказ Драмати зация Рассматри - вание и рассказ по картинке Рассматри - вание и рассказ по игрушке Рассматри - вание предмета и рассказ Беседы Сочинение сказок Мнемо- таблицы Рассказ из личного опыта Творческо е рассказы- вание Сочинени е загадок Рассуж де-ния Ознакомле- ние с художе- ственной литературой (чтение, заучивание) Звуковая культура речи Граммати- ческий строй речи Словарн ая работа 1 младшая 1 младшая Подготов- ка к переска- зыванию + Пред- метные, сюжет- ные Описа- тельные рассказы + Описа- тельные рассказы + + Как форма общения Как часть занятия Как можно больше + В обязатель ном порядке! + Как занятие + 2 младшая 2 младшая + Как часть занятия + Неболь- шие сказки и рассказы + Предм., сюжет. Опис. рассказы Тврорч. расск по картинке + Описа- тельные рассказы + + Как часть занятия + - Морфодор ожки (одна дорожка) В конце года, коллектив но Не менее 12 стихов в год! заучивание + Как целое занятие + Как занятие + средняясредняя + Как игра + + Предм., сюжет. Опис. рассказы Тврорч расск. по картинке + по серии сюж. карт + По набору игрушек Описа- тельные и повествов ательные рассказы + + Как часть занятия + Морфодор ожки (две дорожки) + + В начале года коллектив но + - Конец года Стихо- творения + - Конец года + Не менее 12 стихов в год! заучивание + Как часть занятия + Как часть занятия + Словотв орчество Словооб разован ие старшаястаршая + Пальчи- ковая гимна- стика +++ Натюр- морт, пейзаж, портрет, предмет, сюжет + Сюжетны й рассказ по одной игрушке описатель ный по одной серии ++ Может быть как самостоят ельное занятие + Реальные герои Волшебны е Волшебств о + Коллектив но (написани е письма) Индивиду ально + Все виды + + Стихо- творения ++ Не менее 1 раза в месяц! заучивание + Как игровое упражнен ие на занятии + Как игровое упражнен ие на занятии + Словотв орчество Словооб разован ие Примерное распределение различных видов деятельности по развитию речи