Тема по самообразованию: «Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Выбери три слова» Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфографией.
Advertisements

Филиппова Елена Анатольевна. Учение должно быть с увлечением, но не c мучением. Соловейчик.
Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
«Развитие познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе» (из опыта работы) Учитель начальных классов «Гимназия 3» г. Ивантеевки.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
А.М. Горький писал: Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий.
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению у детей группы предшкольной подготовки "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь.
Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе Автор: Зарипова И. В.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 21 мая 2008 г. Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
ProPowerPoint.Ru Эффективные формы проверки домашних заданий.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
1.1 Цель разработки: Помочь учителю стимулировать интерес школьников к изучению английского языка. повысить его самостоятельность и уровень самооценки.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Современные подходы к организации и анализу урока.
Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов.
Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов.
Транксрипт:

Тема по самообразованию: «Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языка

Задачи: - изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу; - апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению; - в ходе работы использовать различные методы исследования познавательных интересов.

Выдвинула гипотезу: если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровна познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит: 1. Изучение педагогических программных средств по русскому языку и оценке их достоинств и недостатков. 2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения: - технология проблемного обучения; - метод проектов; - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - исследовательские методы в обучении - обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - технология развития критического мышления - игровая технология

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А.Коменского, который писал в "Великой дидактике", что "… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную лабовь к предмету, доказав его превосходство, приятность". Данная проблема отражена в работах И.Г.Песталоцци, отмечающего, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их "ум, сердце и руки", опираясь на стойкие познавательные интересы. Так же значимость познавательного интереса осознавали классики зарубежной педагогики Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк. Они считали познавательный интерес важнейшим средством привития лабви к познанию. По словам И.И. Бецкого, "… природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занатиям, вызвать у них лабовь к учению".

XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, вклачает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детым глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодара компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов..

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодара презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинают высказывать свое мнение, рассуждать. Вклачение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно- познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами вклачения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах, группах; проблемное обучение.

«Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек Пытливости и лабознательности» В. А.Сухомлинский В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в лабую деятельность, особенно игровую.

Я активно использую игры и игровые моменты на уроках русского языка. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнать задание. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у мена сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполнают действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понатиями, овладевают письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, предложения, рассказ. Игры, в ходе которых дети выполнают воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию навыков правописания.

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», в которых ученики выполнают проверку чьей-то работы. Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности. Ученики очень лабят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игровые ситуации можно разнообразить, изменая героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

Дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра нараду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При вклачении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление лабых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона дубки варенье чучело съемка град ворота гриб ручьи чум подъем клад воробей

Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гра-ки доро-ки пловцы кни-ки хлебцы клетка кали-ка бере-ки фла-ки обложки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сливки тра-ка марко-калики остро-ки промокашка голу-цы реше-ка

Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысла- различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыиланскикьоинк лыжи санки коньки Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1.Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) 2.Оарз, страна, енкл, ромашка ( роза, астра, клен, ромашка) 3.Плнаеат, здзеав, орбита, снег ( планета, звезда, орбита, снег)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ Наборщики. (Класс – 2 команды.) На доске записаны слоги: ва, зи, ла, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, на, ра, ра, ся, ты, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнат задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнат работу. Возможные имена: Вана, Валя, Вася, Миша, Миты, Петы, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Тана, Тона, Тося, Вара.

Подумайте – назовите. (3 команды по 6 человек.) На доске записаны 3 столбика слов: город … река … деревна … имя … отчество … фамилия … Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Устная работа. Игра Лото. Я буду вам читать слова, а вы кладите фишку на соответствующую букву на вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать. (У каждого ученика имеется карточка с фишками.) Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце, устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник. Проверка. (Учитель показывает контрольный лист.)

Дидактическая игра Полминутки для шутки. Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощрается игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполнают эту работу в тетради. Жили- были дед, да баба С маленькою внучкою. Кошку рыжую свою Называли Жучкою, А Хохлатой они Звали жеребенка, А еще у них была Курица Буренка, Собачонка Мурка, А еще два козла,- Сивка и Бурка.

Дидактическая игра Найди ошибку Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет рад слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, морак. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тыжело, петух, тарелка, вишна. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Дидактическая игра Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.

«Конструктор». С большим интересом дети играют в Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. - Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).

По теме «Предложение» с интересом дети выполнают упражнение «Составь предложение из букв слова». Например, слово «КОТ». Предложение: Каты отмерила ткань».

При изучении частей речи использую стихотворные упражнения. МЕСТОИМЕНИЯ. Наберись, дружок, терпения! Заучи местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они. НАРЕЧИЯ Всем известно, что наречие – Постоянная часть речи. Оно не изменается. Его вопросом без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?

На этапе чистописания практикую давать детым рад слов, в котором надо найти «лишнее» слово. Например, на доске записаны слова: метель, вьюга, честь, свекровь. «Лишними» могут быть: Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл., Честь – 1 слог, остальные двусложные. Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.

Игра «Звери спратались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных. Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного звера. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Повторая и закрепляя тему « Предлоги », можно провести игру « Кто больше? ». По карточкам с илластрациями повторается до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнать словарный запас учащихся.

Ценность таких игр заклачается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снатию напражения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполнает лабые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Работа с тренажерами На уроках русского языка учителя начальных классов часто использую работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно вклачать на различных этапах урока: при закреплении нового материала; при поведении самостоятельной, проверочной работы; при игровых моментах соревновательного характера и т.д. Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) я собираю тетради с ответами, а после урока подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной Таблице успехов. Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Одно из важнейших средств для развития интереса – это самостоятельная работа. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение. Парные согласные на конце слова Задание 1. Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - ….. Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Словарная работа В словарной работе я использую составление словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполнают задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслам. Например, Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро. В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.

Достижения учебный год В Международном конкурсе «Эму-Специалист» 1 человек занал 1 место в регионе по русскому языку учебный год Сайт Дистанционного Образовательного Портала «Продленка» Во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Великий и могучий русский язык!» для 1-4 классов - 4 человека (3 человека – 2 место, 1 человек – 1 место) Сайт Дистанционного Образовательного Портала «Вот задачка» Во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 3-4 классов 1 тур - 2 человека (1 человек – 2 место) В Международной олимпиаде по основам наук – УРФО 2 тур 1 человек занал 1 место по русскому языку учебный год В международной олимпиаде «ЭМУ – Эрудит» по русскому языку - 1 человек (1 место)

Сочинения Гончарова Влада «Я знаю о войне из рассказов моей бабушки», Гончарова Елисея «Мой прадед был участником войны», Аверина Николая «Мой дедушка» опубликованы на сайте

Выводы: 1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. 2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности. 3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету. 4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения

Презентацию подготовила учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ 2» Хмыльнина Л.Н.