Әулиекөл ауданның әкімдігіннің білім бөлімінің Сұлтан Баймағамбетов атындағы Әулиекөл мектеп – гимназия» ММ ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Почему на земле идёт дождь?. Осадки – это атмосферная влага, которая оседает на землю в виде дождя, снега, града, росы инея и т.п. Все мы уже давно знаем,
Advertisements

Составитель : Мананникова Ю. А. воспитатель первой младшей группы МБДОУ – детский сад « Колосок » с. Сорочий Лог.
Живая и неживая природа Представление о признаках живой природы. Девиз: «Всё у нас получится!»
Выполнила: Медведева Виолетта, 6 лет Воспитатель: Ермакова В.В. Исследовательская работа.
Живая и неживая природа Представление о признаках живой природы.
Как связаны живая и неживая природа. Автор: Колесниченко Е.Д. учитель начальных классов Токи 2013.
Презентация на тему: «Окружающий мир- живая и неживая природа» Выполнил ученик 2 «Г» класса Леви Даниэль.
Неживая и живая природа. Явления природы. Окружающий мир 2 класс.
Познавательно – исследовательский проект «Туман» Авторы: дети старшей дошкольной группы «Радуга» МБДОУ 15, возраст 5-7 лет. Ким Ж.И. воспитатель МБДОУ № 15.
Образование инея, росы, дождя и снега.. Рассмотрим образование росы. Е е м о ж н о у в и д е т ь т о л ь к о р а н н и м у т р о м.
Времена года Автор проекта: воспитатель Кузьменко С.А. и дети средней группы 1 МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида 78» уч.г.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 134 г. Томска Проект « Капелька » Выполнила : воспитатель.
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» Проект «Есть ли вода внутри растений?» Воспитатель: Скакодубова И.А.
ПРИРОДЫ ЯВЛЕНИЯ Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются природными явлениями. Дождь. Например, идёт снег. Радуга.
Круговорот воды в природе (интегрированный урок в 3 классе )
«Образование осадков. Образование росы, тумана, инея».
Творческий проект «Польза лука» Руководитель: Калижникова Любовь Петровна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 212 «Солнышко» общеразвивающего вида Барнаул 2019 Подготовила: И.В. Евстегнеева.
Откуда на растениях появляется роса? Откуда на растениях появляется роса? Как появляется туман? Как появляется туман? И куда потом он исчезает? И куда.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
Транксрипт:

Әулиекөл ауданның әкімдігіннің білім бөлімінің Сұлтан Баймағамбетов атындағы Әулиекөл мектеп – гимназия» ММ ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района» ПРОЕКТ « Живая и неживая природа » Подготовила воспитатель КПП Черняева Ирина Михайловна

Цель проекта: формирование первоначальных представлений о предметах и явлениях природы, элементарные представления о физических явлениях. Задачи проекта: -развивать навыки наблюдения за объектами природы и делать простые выводы; - различать и видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (животные), условия произрастания (растения); - видеть отдельные взаимосвязи в природе Предполагаемый результат: расширение кругозора детей, словарного запаса, получение детьми начальных знаний по живой и неживой природе, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Актуальность темы: Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Дети должны называть живую и неживую природу, находить их особенности и различия. Ознакомление детей с растительным миром должно строиться в ходе наблюдений, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений, во время творческой продуктивной деятельности. Дети не имеют достаточных знаний о живой и неживой природе, о пользе природы в жизни человека, не умеют её беречь.

Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму. Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

К.Д. Ушинский призывал ввести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать.

Опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

1. Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий. 2.Продолжительность: краткосрочный 3. Автор проекта: воспитатель КПП Черняева Ирина Михайловна 4. Вид проекта: групповой, семейный 5. Участники проекта: воспитанники класса предшкольной подготовки, Костанайской области, Аулиекольского района, с.Аулиеколь 6. Актуальность темы 7. Цель проекта. 8. Задачи проекта. 9. Продукт проектной деятельности

1 этап: Целеполагание. Цель проекта: формирование первоначальных представлений о предметах и явлениях природы, элементарные представления о физических явлениях. Задачи проекта: развивать навыки наблюдения за объектами природы и делать простые выводы; - различать и видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (животные), условия произрастания (растения); - видеть отдельные взаимосвязи в природе;

2 этап: Разработка проекта. 1. Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. 2. Провести работу по подбору необходимой литературы и иллюстрационного материала. 3. Подготовить наглядные пособия для игровой и продуктивной деятельности. 4. Составить перспективный план мероприятий. 5. Подготовить сообщения и консультации для родителей. 3 этап: Выполнение проекта. Организация деятельности проекта. 3.1 Игровая деятельность Дидактические игры. Словесные игры. Подвижные игры.

3.2 Художественно-речевая деятельность Цель: формировать у детей понятия «живая природа», «неживая природа», чем отличаются и связаны между собой, развивать познавательную и творческую активность, воспитывать умение наблюдать и слушать, развивать речь и память. Чтение экологических сказок. Чтение загадок и пословиц о неживой природе и живой природе. Заучивание стихотворений о природе.

3.3 Художественно – эстетическая деятельность. Цель: продолжать развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. 3.4 Тематические выставки книг для детей и родителей. Цель: привлечь внимание родителей и детей к данной проблеме, увидев значимость для каждого из нас, воспитания любви к природе, беречь её.

3.5 Продуктивная деятельность. Аппликация «Луна и звезды» Аппликация «Зимнее дерево». Конструирование (из бумаги и ваты) «Заяц» Нетрадиционные приёмы лепки Лепка «Зимние игры» Лепка «Зимующие птицы».

3.5 Продуктивная деятельность. Опыты и эксперименты

3.6 Работа с родителями. Сообщения и консультации для родителей. Буклеты для родителей. Памятки. «Воспитание доброты», «Зима».

1. Природа украшает наш мир 1. Природа украшает наш мир При­ро­да укра­ша­ет наш мир. С каким удо­воль­стви­ем мы слу­ша­ем пение птиц, жур­ ча­ние ру­чей­ка, та­ин­ствен­ный шепот леса! С каким на­сла­жде­ни­ем мы лю­бу­ем­ся зер­каль­ной гла­дью рек, ве­ли­че­ствен­ной гро­ма­дой гор. По­смот­ри, мой милый друг, Что на­хо­дит­ся во­круг? Небо свет­ло-го­лу­бое, Солн­це све­тит зо­ло­тое. Ветер ли­стья­ми иг­ра­ет, Тучка в небе про­плы­ва­ет. Поле, речка и трава, Горы, воз­дух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туман и роса, Че­ло­век и время года – Это все во­круг при­ро­да. Ребята вы знаете как будет природа на казахском языке? Табиғат А на английском языке природа будет Nature.

2. Что относится к природе, а что не относится К при­ро­де от­но­сит­ся все, что нас окру­жа­ет: солн­це, воз­дух, вода, реки и озера, горы и леса, рас­те­ния, жи­вот­ные и сам че­ло­век. К при­ро­де не от­но­сит­ся предметы, сделанные руками человека: дом, в ко­то­ром ты жи­вешь, стол, за ко­то­рым ты си­дишь, книга, ко­то­рую ты чи­та­ешь. Понятия «живая», «неживая» природа. Мир живой природы – это растения, звери, насекомые, птицы, рыбы, грибы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, питания, тепла и света. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, дает потомство и умирает. Неживая природа – это звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. Человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­сун­ки и опре­де­ли­те, что от­но­сит­ся к при­ро­де, а что сде­ла­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка. Солн­це, де­ре­во и му­ра­вей – это при­ро­да. Чай­ник, са­мо­лет, иг­руш­ки сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­ка. Дидактическая игра «Что относится к природе?»

Живая природа Неживая природа Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­сун­ки и опре­де­ли­те, что от­но­сит­ся к при­ро­де, а что к неживой, соедини картинку со словом. Дидактическая игра «Живая, неживая природа?»

Игра «Четвертый лишний» Вывод: Лиш­ний сне­го­вик, он сде­лан ру­ка­ми че­ло­ве­ка и не от­но­сит­ся к при­ро­де. Краб и роза, тигренок от­но­сят­ся к живой при­ро­де. Лиш­няя – ля­гуш­ка, она от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Ра­ду­га, снежинки и гро­зо­вая тучка от­но­сят­ся к нежи­вой при­ро­де.

Опыты, эксперименты с неживой природой

1.«Пускание кораблика в воде» Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя. Материал: таз с водой, бумажный кораблик. Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.) Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по 2. «Воздух нужен для жизни» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться. Опыт. Уточнить, зачем проветривается группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали? Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.

3. Превращение снега в воду» Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь она хорошо видна в талой воде. Материал: тарелка со снегом. Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь? Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь. 4. «Превращение льда в воду» Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, лед становится водой. Материал: льдинки, сосульки. Опыт. С улицы внести льдинки, сосульки, предложить показать их, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная. Откуда она взялась? Вывод: лед в тепле превращается в воду.

5. « Живой, неживой » Материал: мел, пакет. Цель: показать что мел твердый материал, но он крошится, от кусочков мела отделяются слои, поэтому им можно рисовать. Мел оставляет белый след. Опыт: Попробуем сжать мел в руке. - Что произошло? Мел твердый материал. - А если разбить его в пакете, что будет? Посмотрим и проверим. Он сломался, значит мел крошится – Мел перестал быть мелом? Изменились ли его свойства? - Проведем по доске мелом. Какой остался след от него? (Мел оставляет белый след) – Как вы думаете, мел – живой? – А можно ли так поступать с живым? – Что произойдет, если я сломаю цветок? Вывод: После разбивания мел не перестал быть мелом и не изменил своих свойств. Мел неживой.

Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде. Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить.

3. Определение природы При­ро­дой на­зы­ва­ет­ся все то, что нас окру­жа­ет и не сде­ла­но ру­ка­ми че­ло­ве­ ка. При­ро­да де­лит­ся на живую и нежи­вую. К нежи­вой при­ро­де от­но­сят­ся солн­ це, воз­дух, вода, горы, камни, песок, небо, звез­ды. К живой при­ро­де от­но­сят­ся рас­те­ния, жи­вот­ные и грибы. Рас­смот­рим при­зна­ки живой и нежи­вой при­ро­ды. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны две звез­ды: мор­ская и кос­ми­че­ская.

Какая из звезд дышит? Мор­ская звез­да дышит, а кос­ми­че­ская звез­да не дышит. Какая из звезд рас­тет? Мор­ская звез­да рас­тет, а кос­ми­че­ская не рас­тет. Какая из звезд пи­та­ет­ся? Пи­та­ет­ся мор­ская звез­да, кос­ми­че­ская не пи­та­ет­ся. Какая из звезд дает потом­ство? Мор­ская звез­да дает потом­ство, кос­ми­че­ская не дает потом­ства. Может ли мор­ская звез­да жить вечно? Нет, она уми­ра­ет. Мор­ская звез­да от­но­сит­ся к живой при­ро­де, так как она дышит, рас­тет, пи­та­ет­ся, дает потом­ство и уми­ ра­ет. Кос­ми­че­ская звез­да от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де, по­то­му что она не дышит, не рас­тет, не пи­та­ет­ся и не дает потом­ство.

4. Признаки предметов живой природы При­ро­да имеет две формы, живую и нежи­вую Пред­ме­ты живой при­ро­ды имеют от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки: 1. Про­дол­жи­тель­ность жизни – они рас­тут; 2. пи­та­ют­ся; 3. дышат; 4. дают потом­ство. Пред­ме­ты нежи­вой при­ро­ды таких при­зна­ков не имеют.

Ча­стью какой при­ро­ды яв­ля­ет­ся че­ло­век? Че­ло­век рас­тет, пи­та­ет­ся, дышит, дает потом­ство, зна­чит, че­ло­век - часть живой при­ро­ды. Рас­смот­ри­те ри­сун­ки, какие при­зна­ки живой при­ро­ды на них изоб­ра­же­ны? 1. -Как ты появился на свет? (родился) 2.- Как ты меняешься с каждым годом? (растет) 3. -Что нужно тебе, чтобы расти? (питание) 4. Зажми нос. - Что необходимо человеку для жизни? (воздух). Наберите воздух в лёгкие, выпустите. Что делает живое? (дышит). 5.- Размножается 6.- Что будет, если сломать цветок или дерево? (погибнет, умрет) Какой признак природы? (умирает) Если объект природы рождается, растет, питается, дышит, двигается и умирает, то он какой? (живой)

Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное- несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природа, ребенок ловит мяч, если неживой - бросает.

Игра «Живое – неживое» – Что видно только ночью? – Луна, звезды. Неживая природа. – Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.– Облака. Неживая природа. – Дышит, растет, а ходить не может – Растение. Живая природа. – Что всех людей на земле греет? – Солнце. Неживая природа. – В лесу на одной ножке выросла лепешка – Гриб. Живая природа. – Без рук, без ног, а бежит. – Вода. Неживая природа. – В воде под мостиком виляет хвостиком. – Рыба. Живая природа. – На всех садится, никого не боится. – Снег (снежинка). Неживая природа. – Ползун ползет, иглы везет. – Ежик. Живая природа. – На шесте дворец, во дворце певец.

5. Связь живой и неживой природы Пред­ста­вим на ми­нут­ку, что ис­чез­нет нежи­вая при­ро­да, а имен­но солн­це, воз­дух и вода. Смо­гут ли тогда рас­ те­ния, жи­вот­ные и сам че­ло­век су­ще­ство­вать? Нет, живая и нежи­вая при­ро­да свя­за­ны между собой. Да­вай­те рас­смот­рим при­ме­ры таких свя­зей. 1. Без сол­неч­но­го света и тепла не могут су­ще­ство­вать боль­шин­ство жи­вот­ных, рас­те­ний и сам че­ло­век. 2. Без воды все живое по­ги­ба­ет. 3. Все живое дышит воз­ду­хом. Воз­дух дол­жен быть чи­стым. Как вы ду­ма­е­те, могли бы люди жить без при­ро­ды? Ко­неч­но, нет, вся наша жизнь свя­за­на с при­ро­дой. Мы дышим воз­ду­хом, уто­ля­ем жажду водой, че­ло­век не может жить без пищи, а пищу нам дают жи­вот­ные и рас­те­ния.

Эксперименты Эксперимент 1 ШИШКА Материал: шишка, посуда, вода. Запасаемся обычной шишкой зрелой, с раскрытыми чешуйками. Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине и ждем! Через минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Эксперимент 2 ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ Материал: 5 спичек, блюдце, вода. Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна толстеют, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперимент 3 ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ Материал: несколько кусочков цветного пластилина. Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: Проходило время... Миллионы лет...Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один... Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Стоит гора - старушка Поднимают руки вверх До небес макушка Тянутся на цыпочках Её ветер обдувает Обмахивают себя кистями рук Её дождик поливает Встряхиваю кистями рук Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам и качают головой И камешки теряет Встряхивают в воздухе руками Раскатились камешки И с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы Развести руки в стороны Физминутка – Гора и камешки

Мы продолжили работу по закреплению знаний о живой природе. Вместе с детьми мы уже провели один опыт «Умеют ли растения дышать?», последующий наш опыт – показать, что растения растут, питаются. Объектом исследования было комнатное растение «Фиалка ».комнатное растение По времени проведения опыт длился в течение суток. Мы рассмотрели само растение. Как оно выглядит: форма листочков, цвет, какие они на ощупь, размер этого растения. Имеются ли у этого растения цветы: какие они. На растение был надет прозрачный пакет, затем был герметично завязан. Через некоторое время на пакете появились капельки воды. Детям был задан вопрос: «Что это? Откуда?» Благодаря этому опыту, дети смогли сделать вывод: растение дышит. Это означает, что растения - это живая природа.

Опыты, эксперименты с живой природой Объектом исследования было комнатное растение « Фиалка ». По времени проведения опыт длился в течение суток. комнатное растение Мы рассмотрели само растение. Как оно выглядит: форма листочков, цвет, какие они на ощупь, размер этого растения. Имеются ли у этого растения цветы: какие они. Название опыта Цель: Опыт : На растение был надет прозрачный пакет, затем был герметично завязан. Через некоторое время на пакете появились капельки воды. Детям был задан вопрос: « Что это? Откуда? » Вывод: растение дышит, оно относится к живой природе. Но на этом мы решили не останавливаться. Мы проведем еще одно наблюдение, подтверждающее, что растения не только дышат, но и растут. цель: выделить один из признаков, присущий только объектам живой природы, отличающий их от объектов неживой природы (в данном случае – растут, питаются растения или нет). Объектом нашего наблюдения был репчатый лук. Показать, что растения растут и питаются можно на простом примере: посадить лук в прозрачную посуду, например в стеклянную банку, заполненную водой. Все действия нужно производить в присутствии детей. Отметить, что на луковице нет ни зеленых перьев, ни корней. Можно срезать верхушку луковицы, чтобы перья лука быстрее проросли. К тому же через стекло будет видно как растут корни. Так же можно будет наблюдать за изменением уровня воды, которой становиться меньше, то есть луковица использует воду как питательный раствор. На самой банке можно приклеить метки, чтобы отметить сколько воды выпила луковица. Наблюдения дополнительно фиксируются в календаре наблюдений, куда заносятся все изменения, происходящие с растением. Ставиться число, прорисовываются корни и перья лука, а также отмечается их длина.

Но на этом мы решили не останавливаться. Мы проведем еще одно наблюдение, подтверждающее, что растения не только дышат, но и растут. Наша цель: выделить один из признаков, присущий только объектам живой природы, отличающий их от объектов неживой природы (в данном случае – растут, питаются растения или нет). Объектом нашего наблюдения был репчатый лук. Показать, что растения растут и питаются можно на простом примере: посадить лук в прозрачную посуду, например в стеклянную банку, заполненную водой. Луковицу желательно подобрать по размеру горлышка банки, чтобы не допустить лишнего испарения воды из банки. При этом все действия нужно производить в присутствии детей. Отметить, что на луковице нет ни зеленых перьев, ни корней. Можно срезать верхушку луковицы, чтобы перья лука быстрее проросли. К тому же через стекло будет видно как растут корни. Так же можно будет наблюдать за изменением уровня воды, которой становиться меньше, то есть луковица использует воду как питательный раствор. На самой банке можно приклеить метки, чтобы отметить сколько воды выпила луковица. Наблюдения дополнительно фиксируются в календаре наблюдений, куда заносятся все изменения, происходящие с растением. Ставиться число, прорисовываются корни и перья лука, а также отмечается их длина.

Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Ветер разносит тучи над землей, и они проливают на нее живительную влагу. Ведь без дождя не будут расти деревья, цветы, травы. Мы и сами можем вызвать "дождь". Опыт: Как получается дождь» Материал: кипящая вода, стеклянная посуда, кусок стекла. Наполним кипящей водой стеклянную посуду и накрываем стеклом. (будьте осторожны, не ошпарьтесь!). Что же произойдет? Очень влажный, горячий воздух, насыщенный паром, поднимается вверх и нагревает накрытое стекло. Пар этот конденсируется, оседая на стенках стеклянной посуды, спивается в большие капли и стекает вниз. Идет дождь!

Воспитатель. Вот так происходит в природе каждый день. Подходим к схеме «Круговорот воды в природе». Воспитатель. Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар и поднимается вверх. Вверху, над землёй, холодно. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар превращается в водяные капельки. Из этих капелек образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. А затем снова испаряются. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговоротом.

Высоко-высоко, в верхних слоях атмосферы, очень холодно, и капельки влаги, которые попадают сюда с земли от испарения, замерзают, превращаясь в крошечные кристаллы льда. Сталкиваясь, кристаллики объединяются между собой. Вот так и появляются снежинки. Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.

К редко встречающимся видам осадков можно отнести град. Капли дождя, проходя через холодные слои атмосферы, превращаются в небольшие льдинки. Такое явление, как град, можно наблюдать в теплое время года. Град образуется в кучево-дождевых облаках. Эти облака очень мощные, они могут достигать размеров около 1214 километров. Теплые струи воздуха поднимаются вверх, подхватывают с собой градины, образовавшиеся в кучево-дождевом облаке. Таким образом они не смогут удержаться в воздухе и упадут на землю.

Художественно – эстетическая деятельность.

Тематические выставки книг для детей и родителей.

Продуктивная деятельность. Аппликация «Луна и звезды» Аппликация «Зимнее дерево». Конструирование (из бумаги ) «Заяц» Нетрадиционные приёмы лепки Лепка «Зимние игры» Лепка «Зимующие птицы».

Работа с родителями. Сообщения и консультации для родителей. «Зелёный мир на окне», «Лекарственные травы вместо таблеток», Родительское собрание: «Воспитание доброты к природе». Буклеты для родителей. Памятки. «Воспитание доброты», «Зима».