Тема 4. «Мировой рынок товаров и услуг». План лекции Международная торговля как одна из форм МЭО Особенности структуры международной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила студентка группы УА -32 Величко Кристина Цены внешней торговли.
Advertisements

МЭиМЭО. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международные валютные рынки и риски. Валютный рынок место, где денежные средства, номинированные в одной валюте, покупаются и продаются за денежные средства,
1 Валютные операции – контракты участников валютного рынка на куплю- продажу, по расчетам и предоставлению в ссуду иностранной валюты на определенных условиях.
1 Тема 6 Международная торговля товарами 1. Мировой рынок и международное движение товаров 2. Особенности территориальной и товарной структуры МТТ 3. Ценообразование.
Выполнила: Белолазова Ю.В.. 1) Цена и общая стоимость договора (контракта). В этом разделе контракта определяется цена единицы измерения товара и общая.
Презентацию выполнила Студентка 3 курса: Каменева Полина.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Выполнил: Досмагулов Диас Группа: «УА-32». Ценообразование во внешней торговле существенно отличается от ценообразования внутри страны. Однако сфера ценообразования.
2. Виды цен Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры.
Тема 3: МИРОВОЙ РЫНОК, ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
2. Виды цен Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Базисные условия поставки товаров – это общепризнанные международные торговые обычаи, соответствующие содержанию и характеру внешнеторговых сделок.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Тема 7: Определение стоимости товара при экспертной оценке в таможенных лабораториях.
Транксрипт:

Тема 4. «Мировой рынок товаров и услуг»

План лекции Международная торговля как одна из форм МЭО Особенности структуры международной торговли Равновесие на мировом рынке Ценообразование в международной торговле Международная торговля услугами Контрактное обеспечение торговли.

Международная торговля как одна из форм МЭО Международная торговля -это основная форма МЭО, которая представляет собой международный обмен потребительными стоимостями, структура и объемы которого определяются глубиной МРТ - Участниками международной торговли становятся люди, предприятия, страны

Факторы международной торговли особенность занимаемой страной территории; различия в природно-климатических условиях стран (запасы полезных ископаемых, количество и качество пахотных земель и т. п.); неравномерность развития различных отраслей народного хозяйства; тенденция к максимальному расширению размеров производства.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и разделении факторов производства. Основа мирового рынка: Международное разделение труда Международное разделение труда Взаимовыгодность обмена Взаимовыгодность обмена

Нарастание интенсивности международного движения товаров, обусловленное рассмотренными выше факторами, явилось логической причиной появления и развития мирового рынка, общая эволюция которого представлена ниже. Рынок страны 1 Рынок страны 3 Рынок страны 2

Внутренний рынок - форма товарообмена, при котором все, предназначенное для продажи, сбывается потребителям данной страны. Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей

. Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами: 1) является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки; 2) проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; 3) оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; 4) выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары (а зачастую и их производителей), которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Международная торговля является своеобразным проявлением мирового товарного рынка. Поэтому не удивительно, что определение мирового товарного рынка почти совпадает в основном смысле с определением международной торговли. Мировой товарный рынок - это часть мирового рынка, система обменных отношений которого построена на организации купли-продажи продуктов материального производства.

: Особенности динамики мирового товарного рынка: структура и направление внешней торговли отдельных стран развиваются под влиянием изменений конкурентоспособности их товаров на мировом рынке; неравномерность развития внешней торговли отдельных стран и всего мирового товарооборота; заметной в мире является деятельность ТНК, которые конкурируют между собой, опираясь на помощь своих стран; создание международных организаций по вопросам регулирования международных торговых процессов.

Основные показатели международной торговли: величина общего экспорта стран; величина общего импорта стран; торговое сальдо стран; удельный вес (доля) экспорта (импорта) страны в общем мировом экспорте (импорте); величина экспорта (импорта) данного вида продукции; торговое сальдо страны по данному виду продукции; удельный вес экспорта (импорта) данного вида продукции.

Особенности структуры международной торговли Структуру международной торговли главным образом рассматривают в двух ракурсах: как торговлю отдельными группами товаров и как систему методов организации реализации товаров на мировом рынке

Товарная структура международной торговли по основным группам товаров Товарная структура международной торговли по основным группам товаров : а) продовольствие (включая напитки и табак); б) сырье; в) минеральное топливо; г) продукция перерабатывающей промышленности: оснастка и оборудование (включая транспортные средства); оснастка и оборудование (включая транспортные средства); химические товары; химические товары; черные и цветные металлы; черные и цветные металлы; текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда); текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда); другая продукция перерабатывающей промышленности другая продукция перерабатывающей промышленности

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 1) Традиционная торговля - это торговля между субъектами разных национальных экономик по традиционным правилам, то есть по формуле: товар - соответствующие деньги, в зависимости от спроса и предложения. 2) Торговля продукцией в рамках кооперации - это способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации, которая происходит, как правило, по трансфертным ценам в льготном режиме.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 3) Встречная торговля - это совокупность международных торговых соглашений, при составлении которых закупка продукции сопровождается ответной поставкой товаров, с целью достижения баланса экспортно-импортных операций.

Виды встречной торговли Виды встречной торговли: а) бартер - это товарообменные операции с взаимной передачей права собственности на товары без денежного эквивалента и без обязательного учета цен товаров; б) встречная закупка - это торговое соглашение, при котором страна-реципиент рассчитывается поставкой товаров безотносительно к импортируемой продукции, технологии или оборудованию (по форме, как видно, напоминает бартер);

Виды встречной торговли Виды встречной торговли: в) компенсационные соглашения - это вид международных торговых долгосрочных соглашений, при которых покупатель оплачивает стоимость товаров поставкой других товаров или оказанием услуг, а при необходимости разницу доплачивает деньгами; г) клиринг - это система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, которая основывается на зачете взаимных требований и обязательств. Различают межбанковский и валютный клиринг.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 4) Международная биржевая торговля - это организационная форма международной оптовой торговли массовыми товарами, которые имеют стойкие и четко качественные параметры, проводимая в виде систематических международных операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 5) Международный аукцион - это способ международной продажи отдельных партий товаров или отдельных предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену Наиболее известные в мире международные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Москве (кони). Самые распространенные аукционы организованы в форме акционерных обществ.

Виды аукционной торговли Виды аукционной торговли: а) публичный гласный аукцион - это способ реализации товаров, на котором аукционист называет каждую последующую цену больше; б) негласный (немой) аукцион - это способ реализации товаров, на котором покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки о согласии поднять цену на величину надбавки); в) голландский аукцион - это вид аукционной торговли, при котором устанавливаются максимальная цена и шаг, а затем совершается понижение цены до первого соглашения кого-то из покупателей.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 6) Международные тендеры (международные торги) представляют собой состязательную форму закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с разных стран на товар или услугу, которые бы отвечали соответствующим технико-экономическим характеристикам

Разновидности тендеров Разновидности тендеров: а) открытые (публичные) тендеры - это торги, в которых принимают участие все желающие фирмы; б) закрытые тендеры - торги, в которых принимают участие только известные на мировом рынке поставщики и подрядчики; в) единичные тендеры - это торги, о проведении которых объявляют только одной фирме (или небольшой группе фирм, как правило, по очереди), о которой достоверно известно, что она сможет выполнить срочный или тайный контракт

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 7) Международная ярмарка - это один из способов реализации товаров фирмами из разных стран, которая представляет собой большой, периодически действующий и открытый рынок, который проводится в одних и тех же местах, в определенную пору года и в установленные сроки. Целью международной ярмарки является демонстрация образцов товаров, которые производятся фирмами - субъектами МЭО, для заключения торговых соглашений.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке : 8) Международная выставка - это демонстрация достижений в области производства, науки и техники одной или нескольких стран на территории другой страны с целью заинтересовать субъектов местной экономики до подписания протоколов о намерениях торговать или даже для заключения торговых соглашений. По характеру экспонатов ярмарки и выставки разделяют на универсальные и специализированные.

4.3. Равновесие на мировом рынке. Функции мирового рынка: регулирующая – оказывает обратное влияние на производство, информационная – сообщает усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, балансирующая – балансирует спрос и предложение через мировую цену, санирующая – выбраковывает из сферы обмена товары, не соответствующие стандарту.

Баланс спроса и предложения на мировом рынке

D A и S A формализуют соответственно спрос и предложение товара в стране A, D B и S B - в стране В, a Dw и Sw - на мировом рынке. Соответственно QE A, PE A и QE B, PE B представляют равновесные объемы продаж товара и равновесные цены в странах А и В в условиях автаркии (Автаркия - это политика добровольной или вынужденной изоляции страны от мирового рынка, хозяйственное обособление государства) Величины QE W и PE W определяют соответственно объем продаж и равновесную цену на мировом рынке в условиях свободной торговли (с нулевыми транспортными расходами)

Поскольку в рассматриваемой модели равновесная цена в стране А (PE A ) ниже, чем равновесная цена в стране В (PE B ), экономически целесообразным становится экспорт данного товара из страны А в страну В. Торговля между этими странами будет осуществляться по мировой цене PE W находящейся в диапазоне между внутренними ценами равновесия, существующими в странах до начала торговли. Очевидно, что для случая только двух стран количество товара, экспортируемого одной страной, должно в точности соответствовать количеству товара, импортируемого другой страной. Такое же соотношение между объемами экспорта и импорта будет иметь место и в рамках всей мировой экономики.

В формализованном виде условие равновесия в торговле между двумя странами может быть записано следующим образом: или D A +D B = S A + S B ; Dw = Sw. Отсюда следует, что условия S A - D A = D B - S B и Dw - Sw являются эквивалентными условиями равновесия на мировом рынке продаж конкретного товара. В условиях равновесия мирового рынка определяется мировая цена

Ценообразование в международной торговле Мировая цена – цена, по которой данный товар продается в международной торговле в условиях наличия рыночных отношений в момент продажи. Множественность цен – наличие ряда цен на идентичный товар в одной и той же сфере на одинаковой транспортной основе, - зависит от валюты платежа по коммерческим сделкам и соглашений по программам в рамках государственных закупок или международной помощи

Виды цен на мировом рынке Твердые цены – согласовываются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения, применяются в торговле товарами, спрос на которые мало изменяется, а также во время проведения рекламных кампаний и испытаний. Подвижные цены – устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников, оговаривается их пересмотр в будущем, если общий уровень цен существенно изменится. Цены с последующей фиксацией – не устанавливаются в контракте, а вместо этого в нем фиксируется способ и источник определения цен на конкретную дату (дату поставки). Применяются в торговле зерновыми, хлопком, кофе. Скользящие цены – применяются в контрактах с длительным сроком поставки, в течение которых экономические условия производства товаров могут измениться. В цене выделяется базовая и переменная части. Для пересчета переменной части используется система индексов. Расчетные цены поставщика – применяются в том случае, если речь идет о продаже уникальных товаров, которые ранее не производились и которые трудно сравнить по параметрам с другими товарами.

Ценовые скидки, применяемые на мировом рынке. Серийные скидки Бонусные скидки Скидки «сконто» Дилерские скидки Временные скидки Закрытые скидки Специальные скидки Скидки за особые условия поставки. Базисные условия поставки При определении в контракте купли-продажи базисных условий поставки решаются такие вопросы, как: кто представляет транспортные средства для поставки товара; кто оформляет таможенную очистку на вывоз и ввоз товара; кто обеспечивает получение лицензии; когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя; в какой момент обязательства поставки товара продавцом считаются выполненными.

Правила толкования терминов приведены применительно к распределению прав и обязанностей сторон (от наименее обременительного для продавца термина «с завода» - «Exworks» до наиболее обременительной для него группы терминов D), они охватывают 11 терминов, определенных в правилах Incoterms 2010

Группа Е - отгрузка EXW с завода Группа F - основная перевозка не оплачена FСА франко-перевозчики FAS свободно вдоль борта судна FОВ свободно на борту Группа С - основная перевозка оплачена CFR стоимость и фрахт СIF стоимость, страхование и фрахт СРТ перевозка оплачена до СIР перевозка и страхование оплачены до Группа D - прибытие DAT поставка до импортного терминала DAP поставка до оговоренного в стране-импортере места DDP поставка до оговоренного в стране-импортере места с полной таможенной очисткой

Информационные источники цен мирового рынка: 1. Контрактная цена – отражает действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. 2. Биржевые котировки – цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах, являются реальными ценами поставок, осуществляемых на унифицированных условиях. 3. Цены аукционов – близки к биржевым котировкам, однако формируются непостоянно, а только в сезоны работы аукционов. 4. Справочные цены – публикуются продавцами товаров и их ассоциациями, отличаются от контрактных на величину скидок. 5. Прейскуранты и ценники – показатель цен готовых изделий потребительского и производственного назначения. 6. Цены предложений – справочные с учетом текущей конъюнктуры. 7. Индексы цен – относительные показатели, отражающие динамику, но не дающие представления об их уровне.

4.5. Международная торговля услугами Особенности услуги как продукта обмена: Услуга не имеет вещественной формы. В отличие от товара услуга потребляется одновременно и хранению не подлежит. Виды услуг, их объемы и структура зависят от объемов и услуг товарной торговли. В международной торговле многие виды услуг включаются в стоимость экспорта и импорта

Способы МТ услугами: Трансграничная торговля – продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга Потребление за границей – покупатель выезжает за рубеж, а производитель услуги и услуга не перемещаются за границу Торговое присутствие в стране предоставления услуги – производитель оказывает услугу потребителю в его стране Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу – услуга заключена в присутствии людей из-за границы, предоставляющих услугу

Классификация услуг по содержанию промышленная обработка, техобслуживание, ремонт – 3% транспортные – 22% туристические – 26% cтроительные – 2% страховые и пенсионные – 2% финансовые – 8% сборы за использование интеллектуальной собственности - 6% телекоммуникационные, компьютерные и информационные – 8% другие деловые услуги – 19% личные, культурные и рекреационные услуги – 1% государственные услуги – 2%

Динамика МТ услугами, млрд. долл. Группы стран Всего Развивающиеся страны Транзитные экономики Развитые страны

Основные экспортеры и импортеры услуг в 2015 году, % Доля в экспорте Доля в импорте США14,7США10,4 Германия 5,2Япония 3,7 Франция 5,0Германия 6,2 Великобритания 7,2Италия 2,1 Италия 2,1Великобритания 4,5 Япония 3,4Франция 4,8 Нидерланды 3,7Нидерланды 3,3 Испания 2,4Канада 2,0 Австрия 1,2Австрия 1,0

Контрактное обеспечение торговли Международный контракт сделка (соглашение) между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах, по купле-продаже или поставке товара, выполнению работ или оказанию услуг или иным видам хозяйственной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Разделы контракта Преамбула и определение сторон Предмет договора Сроки поставки товаров Цена и общая сумма контракта Условия платежа Качество Упаковка и маркировка товаров Гарантии продавцов Штрафные санкции и возмещение убытков Страхование Обстоятельства непреодолимой силы Арбитраж.

Преамбула. Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, заключивших договор, с указанием, кто является продавцом и покупателем, наименования и номера контракта, места и даты его заключения. Важное значение в преамбуле имеет указание даты и места заключения договора. Дата заключения означает момент начала действия договора

Предмет договора. В этом разделе указываются товар и его количество, базисные условия поставки. количество товара - устанавливается в единицах измерения, принятых для данного товара. В качестве таких единиц принимаются единицы веса, объема, длины, штуки и т.д. При этом могут использоваться не только метрические, но и условные единицы и не­ стандартные единицы измерения (мешок, пачка, бутыль)

Сроки поставки это согласованные сторонами и предусмот­ренные в контрактах временные периоды, в течение которых про­ давец должен передать предмет сделки покупателю в оговорен­ные контрактом географические пункты, определяемые базисны­ми условиями контрактов. Часто срок поставки отличается от базисных условий. Срок поставки также мо­жет не совпадать с моментом перехода права собственности.

Цена и общая сумма договора. Цена товара один из существенных элементов договора купли- продажи. Под ценой товара следует понимать количество денежных единиц, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар или за (партию) единицу товара, доставленный продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт При установлении цены в контракте купли-продажи опреде­ляются: единица измерения; базис цены; валюта цены; способ фиксации, уровень цены.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в ва­люте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны Способ фиксации цены. Цены, по которым производится расчет между контрагентами, могут быть прямо зафиксированы в контракте в момент его подписания или определяться в течение срока его действия либо к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, с последующей фиксацией, подвижная и скользящая

Условия платежа содержит согласованные сторонами условия платежа, способ и порядок расчетов между ними, гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. В договоре устанавливаются валюта платежа, срок и способ платежа, форма расчетов, оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска.

Валюта платежа. Ею может быть валюта страны экспортера, импортера или третьей страны. Важно, чтобы это были обращае­мые валюты. В случае если валюта платежа не совпадает с валю­той цены, указывается курс, по которому валюта цены будет пе­реведена в валюту платежа Срок платежа. В контракте сторонами устанавливаются кон­кретные сроки платежа Способ платежа определяет, когда должна осуществиться оп­лата товара по отношению к его фактической поставке. Существу­ют несколько способов платежа, используемых в практике меж­ дународной торговли: платеж наличными, платеж с авансом, платеж в кредит, а также их сочетание