БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Открытая лекция для преподавателей и аспирантов ФГБОУ ВО РГАЗУ в рамках научно- просветительского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Барьеры общения Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер.
Advertisements

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Барьеры коммуникации Выполнила студента 3-го курса Группы 3БД-410 Павлова Валерия.
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Важным аспектом продуктивного общения является умение выслушать собеседника. Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей.
МЕНЕДЖМЕНТ «Коммуникации в менеджменте». Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми Эффективной коммуникации необходимо:1) Между.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Кафедра: Медицинская скорая помощь Факультет: Общей медицины СРС На тему: Барьеры препятствующие эффективному общению врача и пациента. Проверила: Егизова.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
Транксрипт:

БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Открытая лекция для преподавателей и аспирантов ФГБОУ ВО РГАЗУ в рамках научно- просветительского лектория Читает: к.п.н., доцент Е.Г. Михалкина

2 Понятие коммуникации Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой - либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции Источник информации информация кодирование информация Получатель информации декодирование информация обратная связь Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации

Коммуникация процесс и результат обмена информацией

Барьеры Проблема общения Барьеры взаимопонимания Владение профессиональным языком Уровень интеллектуального развития Полнота информации Логичность изложения и последовательность обоснования Концентрированность внимания Барьер первого впечатления Если отрицательное первое впечатление по всем характеристикам переносится на предмет обсуждения Барьеры установки Излишне мобильные установки создают впечатление, что у человека нет собственного мнения Излишне устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы ему дороже реальности Барьеры речи Возбуждение и радостное волнение могут победить косноязычного человека к яркой речи, а могут наоборот способствовать скомканному монологу Барьер негативных эмоций Барьер общения, созданный отрицательными эмоциями вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки

Основные барьеры на пути общения неумение слушать барьеры восприятия неоднозначность интерпретации смысла сообщения семантические барьеры неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических и невербальных факторов речи барьеры обратной связи неэффективная обратная связь

Правила эффективного слушания прежде всего перестаньте говорить помогите говорящему раскрепоститься покажите, что вы готовы слушать устраните раздражающие моменты сопереживайте говорящему будьте терпеливы сдерживайте свой характер не допускайте споров и критики задавайте вопросы и еще раз : перестаньте говорить

Средства общения Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак – любой материальный объект ( предмет, явление, событие ), выступающий в качестве указания и обозначения, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи информации Интенциональные знаки : специально производимые для передачи информации Неинтенциональные знаки : непреднамеренно выдающие эту информацию

Барьеры восприятия Человеку свойственно восприятие окружающего не через реальность того, что происходит, а через ее собственное восприятие хаски маламут

Семантические барьеры Вербальные средства нужны для передачи информации Содержание информации передается при помощи языка – приобретает словесную форму При этом частично искажается смысл информации Шутливо это продемонстрировал А. Моль : Персонажи Персонажи : Майор Капитан Лейтенант Сержант Солдаты

Пример потери вербальной информации : Как Вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте людей в казарме МАЙОР - КАПИТАНУ

Пример потери вербальной информации : По приказу майора завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Майор на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме КАПИТАН - ЛЕЙТЕНАНТУ

Пример потери вербальной информации : По приказу майора завтра утром в пять часов затмение на плацу людей в походной одежде. Майор даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день ЛЕЙТЕНАНТ - СЕРЖАНТУ

Пример потери вербальной информации : Завтра в самую рань, в пять часов, солнце на плацу произведет затмение майора в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день СЕРЖАНТ - СОЛДАТАМ

Невербальные барьеры Барьер модальностей. У каждого человека свой приоритетный канал восприятия, что нередко затрудняет общение. В бытовой сфере это приводит к непониманию, обидам Примеры 1. Мать говорит сыну : « Сколько раз тебе повторять - иди кушать ». Но если сын - визуал, то реагировать на эти слова он не будет. Для него значимы бы были слова : « Посмотри, какой сегодня обед !» 2. Жена возмущенно говорит мужу : « Когда ты выбросишь эти ужасные тапочки ? На них смотреть страшно ». Он возражает : « Они хорошие, мне в них удобно ». Скорее всего она – визуал, а ему важен не внешний вид обуви, а свои ощущения в ней – он кинестетика

Семантические барьеры Руководитель – секретарю : - напечатайте этот отчет, как только представится удобный случай - напечатайте этот отчет по стандартам прошлогоднего, сегодня, к отчет должен лежать у меня на столе

Репрезентативные системы восприятия информации Название репрезентативной системы Так он смотрит Так он говорит 1. ВИЗУАЛИСТ - хорошо воспринимает визуальную информацию ( схемы, зрительные ориентиры, иллюстрации и пр.) Видеть, под углом зрения, просматривается, в перспективе, надо посмотреть, обзор, глядите и пр. Все слова и выражения, связанные со зрительными ощущениями 2. АУДИАЛИСТ - хорошо воспринимает вербальную информацию ( голосовые сообщения ) Слышать, громко, медленно, тихо, звуки, речь, говорить и пр. Все слова и выражения, связанные со слуховыми ощущениями и речью 3. КИНЕСТЕТИК - ощущает информацию. Ему важна проксемика, пантомимика, движения и пр. Свободно, остро, удобно, глубоко и пр. Все слова и речевые обороты, связанные с осязательными, обонятельными, и др. видами ощущений

Нарушение транзакций В общении партнеры занимают определенные позиции, связанные друг и другом транзакциями Они могут выступать в следующих Я - состояниях : Я - родитель R Я - взрослый В Я - репенок реп

Идентификация я - состояний Я - родитель Кормяще - заботливый Критический Я - взрослый

Идентификация я - состояний Я - репенок Приспосабливающийся Свободный Бунтарь

Формы транзакций по Берну Дополнительная ( параллельная ) R В реп R В R В R В Правило коммуникации : такие транзакции могут продолжаться долго, обычно к конфликтам не ведут, но не всегда бывают эффективными Осуществляется между 2- мя любыми Я - состояниями собеседников, причем реакция партнера прямо связана с тем состоянием, которое затронул собеседник

Формы транзакций по Берну Дополнительная ( параллельная ) ПРИМЕРЫ : R В реп R В R В R В Стимул : Почему до сих пор не подготовлены материалы к совещанию ? Реакция : Извините, я не успел, столько работы, но завтра же сделаю Стимул : Вы подготовили материалы к совещанию ? Реакция : Да, набрал на компьютере и распечатал

Формы транзакций по Берну Пересекающиеся R В реп R В Правило коммуникации : разговор лучше прекратить, так как после пересекающихся транзакций коммуникация временно прекращается Особенность : реакция собеседника исходит не из того Я - состояния, на которое было направлено воздействие Такие транзакции мешают общению, приводят к конфликту - точка конфликта

Формы транзакций по Берну Пересекающиеся ПРИМЕР : R В реп R В Стимул : Мне звонили из библиотеки ? Реакция : Меньше нужно бегать на перекуры, тогда не будет вопросов - точка конфликта

Формы транзакций по Берну Скрытые Правило коммуникации : так как общение идет на скрытом психологическим уровне, обоим партнерам необходимо тонко чувствовать друг - друга Взаимодействие осуществляется сразу на 2- х уровнях : социальном и психологическом На социальном произносится одно, а на психологическом уровне подразумевается другое Причем, партнеры это понимает и реагируют не на социальный, а на психологический уровень R В реп R В скрытые транзакции

Формы транзакций по Берну Скрытые ПРИМЕР : Социальный уровень : Стимул : Конечно, эта модель лучше, но она предназначена для деловых людей и достаточно дорога Реакция : пожалуй, я ее возьму R В реп R В Психологический уровень : Стимул : Подразумевается, что покупатель не деловой человек и не может позволить себе купить дорогую вещь Реакция : А мне разве не по карману ?

Препятствия на пути плодотворного общения Отсутствие ясной цели общения Слабое представление о тех, с кем общаетесь Неправильный выбор языковых средств Несоответствие между сообщением и поступками Неумение выражать свои мысли Неподходящее время Неудачное начало Горячность в разговоре, резкость выпадов в адрес собеседника Неудачный выбор места общения и окружающей обстановки Неуважение, неприятие собеседника, нежелание прийти к соглашению

Правила позитивного общения Улыбайтесь Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам Человек будет очень расположен к Вам, если Вы запомните как его зовут Ничто так не льстит собеседнику, как внимание к нему Обвиняя человека в чем - либо, Вы вызываете в нем внутренний протест. Вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их Искренне цените и хвалите достоинства людей Желая убедить человека что - то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание делать это ( учитывайте интересы и желания других людей ) Заведите разговор о том, что интересует Вашего собеседника Уважайте достоинства других людей. Если Вы хотите иметь друзей – давайте им возможность превзойти Вас. Мудрый не выставляет мудрость напоказ !

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Умейте преодолевать любые барьеры !