Педагог-психолог Селиванова Наталья Борисовна Механизмы защиты ребенка
Я -защищенный Я -самостоятельный Я -умный Я - красивый
Регрессия Замещение Подавление Интеллектуализация
Защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в конфликтной, тревожной ситуации, когда человек прибегает к менее адекватным, менее зрелым образцам поведения, которые как ему кажется гарантируют защиту и безопасность. Развивается в раннем возрасте и используется ребенком для сдерживания чувства неуверенности в себе, страха, неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить начатое дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, импульсивность. Возможные отклонения в поведении: инфантилизм (незрелость в поведении), конформизм (соглашательство)в антисоциальных группах.
Опасного объекта другим более безопасным. Осуществляется перенос с действий с наиболее недоступного объекта, изначально направленный на недоступный объект, на действия с доступным объектом, т.е. происходит переадресация реакции.
Импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику, предпочтение конфликтов со сценами насилия. Возможные отклонения в поведении: неуправляемость, склонность к насильственным действиям, жестокость.
Сознательное подавление предотвращения импульсов, мыслей и желаний, которые принимаются индивидом как неприемлемые.
Тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств Возможные отклонения в поведении: ипохондрия (состояние человека в постоянном беспокойстве о том, что можно заболеть). иррациональный конформизм (стадное поведение).
Контроль над эмоциями и импульсами путем рассуждения вместо непосредственного переживания. (обычно в подростковом возрасте).
На формирование защитных реакций у детей значительное влияние оказывают родители и некомпетентные педагоги в образовательно- воспитательной среде. Взаимодействие со взрослыми иногда носят травмирующий характер, поэтому ребенок вырабатывает свои защитные механизмы. Появившись в детстве у ребенка, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем определяют всю гамму отношений с другими людьми и со своими будущими детьми. У таких людей создается позиция власти. Такие дети проявляют агрессию с другими детьми.
Позитивное отношение к своим «отрицательным достижениям» и негативная оценка других. Появление медлительности, размеренности, упорядоченности в действиях как реакцией компенсации на утомляемость. Выраженная заторможенность сенсорики (ребенок как бы перестает видеть, слышать, понимать, запоминать). Подражание своим сверстникам (по причине экономии и равенства сил). Заражение эмоциональным состоянием окружающих и др.
Холодность матери Травмирующие отношения со взрослыми Позиция взрослого «НАД» Конфликтные отношения в семье Негативное отношение к другим людям
В воображаемом мире (как они сами себе придумали) В мире детского коллектива (который чаще не совпадает с миром воображаемым) В мире взрослых ( в котором дети себя чувствуют как лилипуты в стране великанов).
Отказаться от обесценивания ребенка (снижение его самооценки) «Не ты плохой, поступок плохой». Уметь слышать ребенка его проблему, понимать В стрессовом состоянии - успокоить Знать его потребности (желания) Учить ребенка самого анализировать конфликтную ситуацию (конечно, с помощью наводящих вопросов педагога) Выразить уверенность в его старании все исправить Необходимо сопереживать ребенку в его плохом поступке Создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей
Признание чувств ребенка. Позволять ребенку выражать свои эмоции доступными методами (без присутствующих) Иметь в группе «подушку –колотушку»; «коробочку кричалку», «газету –рвушку», «пластилин колодин»
Подавленный ребенок, который привык слушаться взрослых Зависимый ребенок, к которому с любовью относятся только когда он беспомощен Эффективное общение заключается в том, чтобы взрослый смог точно настроиться на потребности каждого ребенка. На неуместные требования необходимо использовать нейтральные фразы: «Ну хорошо, если тебе так хочется…»
Некоторые воспитатели, желая помочь ребенку, иногда стремятся к выстраиванию контакта немедленно, с этой целью задают много вопросов, осуществляют тактильные прикосновения. Если этот ребенок развивается в норме Дайте ребенку осмотреться самостоятельно