СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ Цветкова А.В. Специалист ТПМПК г.Сыктывкара 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Advertisements

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Организации деятельности специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка Кузьмина Елена Сергеевна, старший воспитатель.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Нормативно-правовое обеспечение организации инклюзивного образования.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Развитие специального (коррекционного) образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через совместное обучение с другими обучающимися, в отдельных классах, группах.
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Подходы к разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Мостова Ольга Николаевна, заведующая кафедрой.
Транксрипт:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ Цветкова А.В. Специалист ТПМПК г.Сыктывкара 2015 г.

Нормативные документы для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ «Всеобщая Декларация прав человека»; «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»; «Конвенция ООН о правах ребенка»; «Декларация ООН о правах инвалидов»; «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»; «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» « Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»; «Конвенция о правах инвалидов»; «Рекомендация R (92) Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов»; « Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов»; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99-ФЗ, от N 203-ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями на 2 декабря 2013 года); Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями); Федеральный закон Российской Федерации 152 «О персональных данных»; Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года, Пр-271); Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599; Указ Президента Российской Федерации от «Национальная стратегия действий в интересах детей на годы»; Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года 1662-р; Распоряжение Правительства Российской Федерации «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 15 октября 2012 г р; Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы» от 7 февраля 2011 г. 163-р; Постановление Правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» от 17 марта 2011 г.175; Постановление Правительства РФ от г. 617 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России г.; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. N 1015 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г г.; Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» от г. 636;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от г. 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. регистрационный 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год»; Приказ Министерства образования и науки Российской от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 544 н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года 373; Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от АФ- 150/06; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Постановление Правительства Республики Коми от N 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми»; Постановление Правительства Республики Коми от г. 325 «Об утверждении программы Республики Коми «Право быть равным» ( годы); Устав образовательной организации.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность Пункт 3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.

Приказ Минборнауки России от г. 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России г., N 31800). П.17. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в РФ» По завершении школьного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья за исключением детей с нарушением интеллекта получают государственные аттестаты об основном общем или среднем общем образовании. В соответствии с п. 13 статьи 60

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 28 мая 2014 г. 598) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья: п

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья 21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. 23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закон Российской Федерации от г. 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 18 Закона Российской Федерации от г. 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» посвящена обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся инвалидами. В этой статье затрагиваются вопросы дошкольного обучения и воспитания детей-инвалидов, а также их обучения на дому и реабилитации. Статья 19 определяет создание условий для получения инвалидами начального общего, основного общего среднего полного общего (в том числе при необходимости индивидуального обучения на дому) и профессионального образования.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)- образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28) адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ-273).

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. Всестороннее изучение психолого-медико- педагогических особенностей конкретного ребёнка.

Изучение результатов комплексного психолого- педагогического обследования. Цель - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом его возможностей.

Разработка адаптированной образовательной программы. проектирование необходимых структурных составляющих АОП; определение временных границ реализации АОП; формулирование цели АОП совместно с родителями; определение круга задач в рамках реализации АОП; определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты); планирование форм реализации разделов АОП; определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося; определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.

Разработка адаптированной образовательной программы. Задачи по адаптации образовательной программы: Компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка. Минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения. Реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме. Выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.

Реализация АОП. организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

Анализ и коррекция. Осмысление полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики. Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.

Адаптированная образовательная программа обучения, на основе рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК), предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ и включает в себя комплекс мероприятий по медико-психолого-социально- педагогическому сопровождению.

Структура адаптированной образовательной программы МОДУЛИ - индивидуальный учебный план, - адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации; - программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ. Титульный лист Пояснительная записка Содержание программы : - образовательный компонент - коррекционный компонент -воспитательный компонент Программно-методическое обеспечение АОП Результаты реализации АОП Система контрольно-измерительных материалов учет развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения АОП обучающимися с ОВЗ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход; реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; привлечение родителей в коррекционно- педагогический процесс.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ координатор тьютор учитель-дефектолог учитель-логопед педагог-психолог социальныйпедагог

Литература: Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». – М, «МИРОС», Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ./составитель Цветкова А.В., ГОУДПО «КРИРО» 2014.

Интернет источники: Письмо Министерства образования Российской Федерации от г. 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 августа 2008 г. N 379 н г. Москва "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"// Приложение 2. к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 августа 2008 г. N 379 н г. Москва "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"// gif Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// dok.htm dok.htm Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//