ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА. Первая половина 19 века яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Advertisements

Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может.
Марина(фр.marineморской)жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения морского или иные события, происходящие.
Реализм 19 ВЕК. РОССИЯ. Реализм в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду.
Житейская драма «маленького человека» Шабайкина Р.К.
Русская живопись первой половины XIX века» Санкт-Петербург ГОУ 582 учитель истории Кунакова Н.В.
Изображая природу, художник передает свои мысли и переживания, свое понимание жизни. Ценность произведения живописи в том, что оно показывает нам мир.
Выполнила Ученица 9 Б класса МБОУ- СОШ 34 Табунникова Надежда Живопись Тула 2013.
Родился 24 июля 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857),
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Описание окружающей среды на картине Н.Н.Дубовского «Море» 6 класс.
Айвазовский Иван ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. В 1850 году И.К. Айвазовский пишет, наверное, самое знаменитое свое произведение «Девятый вал». Главной темой картины является.
Французское слово «пейзаж» означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный изображению природы. Элементы окружающей природы.
«Мадонна Литта» ( ) картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века.
Творчество Карла Брюллова
Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу» , ГТГ.
Выполнил: ученик 7 класса Юшманов Иван МКСКОУ «Целинная СКОШИ 8 вида»
Транксрипт:

ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА

Первая половина 19 века яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.

Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.

Имея своей особенностью познание конкретного человека, романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве жизни крестьян. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А.Г. Венецианова. Наиболее же полно реалистические открытия первой половины 19 века отразились в 1840-е годы в творчестве П.А. Федотова.

В искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека,природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих картинах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Знаменитые художники 19 века И их работы

Орест Адамович Кипренский ( ) Великолепно и тонко прописанные портреты художника Кипренского принесли ему славу и истинное признание среди современников. Его работы Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет мальчика Челищева, Голицина А. М г. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др. В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов и состояния души. Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

«Портрет Челищева» Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм. Конечно, портреты детей были и раньше. Но если кто-то из художников решался изобразить ребенка, он пытался максимально «состарить» его, сделать образ как можно ближе к образу взрослого человека. Детство не воспринималось как особый возраст, никто не видел в ребенке тот внутренний мир, который восхваляют поклонники романтизма. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет.Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи. Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковой галерее, ее размер 48*38 сантиметров.

В изображении А.С. Пушкина Кипренский одновременно завершает романтический портрет начала XIX в. и открывает новый период развития этого жанра. В нем дан романтически-обобщенный, почти символический образ гениального поэта. Творческое начало представлено здесь как некое наивысшее проявление человеческой природы. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие и в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение гармонично сочетается с объективным характером модели.С просьбой написать портрет Пушкина к Кипренскому обратился друг поэта Антон Дельвиг.В одном из верхних углов холста художник изображает небольшую фигурку музы, держащую лиру, являющуюся символом поэзии и которая была дорисована также по просьбе Дельвига. Поэт и его вдохновение – это неразделимо, а муза, довольно часто упоминаемая Пушкиным в стихах, его верная спутница. Портрет А.С. Пушкина, выполненный Кипренским, современники признавали лучшим. Поэт с большой теплотой отозвался об этой работе. Знакомые и друзья поэта отмечали, что когда Пушкин говорил о портрете, и эта работа взволновала его до глубины души, он мгновенно становился другим и даже будто терял в лице свои африканские черты.«Портрет А.С. Пушкина», созданный в 1828 г. является одним из шедевров Государственной Третьяковской галереи в Москве. Портрет Пушкина

Сильвестр Щедрин художник ( )Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды Соренто. Среди них заметны картины Окрестности Сорренто. Вечер, Новый Рим "Замок святого ангела", Набережная Мерджеллина в Неаполе, Большая гавань на острове Капри и др. Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академию художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию.

Окрестности Сорренто Этот зрелищный пейзаж с названием Вид в окрестностях Сорренто. Вечер Сильвестр Щедрин писал приблизительно во второй половине х годов. Будучи в Италии он настолько проникся итальянскими видами, что был просто перегружен различными замыслами к написанию подобных зрелищных пейзажей. За все время проведенное художником в Соренто, он написал около 40 полотен, за что, его очень полюбили местные жители, вежливо звавшие его Дон Сильвестро. На картине художник в очередной раз раскрывает зрителю вечерний вид близ Кастелламаре, малую гавань в Соренто, фактически это окрестности древнего города Стабии раскинувшегося на берегу Неаполитанского залива.Сегодня картина находится в Русском музее, в Петербурге. размер холста 32,5 на 45,5 см

«Новый Рим. Замок святого Ангела» Изображена набережная Тибра неподалеку от дома, где жил художник. Эта серия является поворотным этапом в творчестве Щедрина. Прежде всего, по- новому трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стены жилых домов вот первый план, а «старый» Рим (замок Святого Ангела и Собор Святого Петра) перемещается в глубину и становится своеобразным фоном. Эта серия пейзажей очень удачный опыт Щедрина-плэериста, мастера живописи на открытом воздухе. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные серебристые, голубые и зеленоватые тона. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз… Всякий раз он изменял воздух и тон картины». Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три варианта полотна.

Василий Андреевич Тропинин ( ) Замечательный русский художник, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые работы картины: Кружевница, также Портрет Пушкина А. С., гравера Е.О. Скотникова, Старик - нищий, отличающаяся легким колоритом Портрет сына художника г. картины Пряха, Золотошвейка, данные работы особо привлекли внимание современников г. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, его творчество особо отражено в 20-е 30-е годы, что принесло ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения.

Портрет Сына Одной из лучших работ считается картина Тропинина портрет сына Арсения или ее еще называют Голова мальчика созданная в 1818 году Детей художник любил писать и им было создано более двадцати образов подростков.Изображение ребенка было для него особо привлекательным. Многие детские портреты написаны в виде жанровой сценки. Рядом с детьми или подростками художник рисует собачку, птичку, игрушку или музыкальный инструмент.Несомненно, что Тропинин писал портрет сына Арсения, находясь в состоянии необычного творческого озарения. Лицо подростка освещено приглушенным светом и выражает детскую удивительную легкость. Внимание ребенка что-то отвлекло, он повернул голову, вздернул брови и стал сосредоточен. Особо поражает не по-детски задумчивый взгляд Арсения. Может быть, его еще привлекает игра, но он не хочет ослушаться отца и поэтому сидит спокойно. В его облике мы видим благородство и внутреннюю красоту. Вся картина наполнена гармонией и отражает отцовскую нежность. Тропинин сумел с огромной любовью передать внутренний мир мальчика, поэтому портрет получился полный очарования. В настоящее время картина «Портрет сына» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер 40,4 на 32 см масло, холст

Кружевница Художник Василий Тропинин на этапе своего творческого пути создал новый стиль живописного произведения, изюминкой которого является радости повседневного бытия. Картина Кружевница - это первая из опубликованных автором в качестве вольного художника. Этой картиной Тропинин хочет показать, что даже простая крестьянка может выглядеть в стократ лучше знатной дворянки. «Кружевница» - картина Тропинина, которая по праву занимает место в истории русского искусства. Сейчас увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее, размер картины – 75 на 59 сантиметров.

Портрет Пушкина До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году. Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.ак мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно. Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

Венецианов Алексей Гаврилович ( ) Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, Его знаменитые портрет Жница, картина > Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и другие. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, его тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.

Эта симпатичная картина Венецианова Захарка была написана художником в 1825 году. На роль персонажа картины живописец выбрал простого крепостного мальчика, уверенно по деловому шедшего из деревушки Сливнево в лес с топориком, видимо на помощь своему отцу крепостному Федулу Степанову. По виду наш мальчуган показался художнику очень занятым и энергичным. Конечно Венецианов не мог не очароваться характером этого мальчишки, какой типаж, подумал художник, ведь он как раз, подходил на роль Захарки к задуманной картине портрету. Сегодня картина Венецианова Захарка находится в залах Третьяковской галереи в Москве, ее небольшой размер составляет 39,8 на 30,7 см. Масло, картон. Картина "Захарка"

Жнецы Определяющим в творчестве Венецианова является свойственное значение глубочайшей веры в благородную поэтическую характерность русского крестьянина. Однажды художник увидел, как мать и сын залюбовались бабочками, на мгновение присевших на руку женщины, и попросил их немного попозировать. Талантливый живописец сумел выразить в этом произведении свою мысль, что мир всегда прекрасен. И крестьяне, которые так близки к земле, могут почувствовать это лучше всех. Мальчик с детским восторгом и некоторым изумлением смотрит на бабочек на руке его матери. В этом возрасте, мир для него пока еще бесконечный праздник. А вот на лице женщины снисходительная материнская улыбка не может скрыть усталость. На холсте изображен крестьянский мальчишка Захарка, довольно часто позировавший Алексею Венецианову, а также в роли молодой женщины ему позировала его мама Анна Степанова. Это небольшое полотно автор подарил императору Александру I для коллекции Эрмитажа Сейчас картина «Жнецы», Венецианова А. Г. написанная позже 1825 года, 66 на 52 см, находится в экспозиции Государственного Русского музея Петербурга.

Карл Павлович Брюллов биография ( ) Мастер исторической живописи, егокартина Последний день Помпеи в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства вулкана Везувия. Картина произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Он мастерски пишет светские картины, Всадница и портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. Его картины и портреты сложены из контрастов света и тени.. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П.Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н.Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.

В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы. В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно. Холст, масло. 249 x 176 Государственный Русский музей Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини. К. Брюллов, 1842 г

«Итальянский полдень»(«Итальянка, снимающая виноград») Парная к «Полдню» картина «Итальянское утро» написана в 1823 году и была подарена Обществом поощрения художников Александре Федоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалом» красоты. Холст, Масло. 27 × 22 см Итальянское утро Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Итальянское утро»

Европейская общественность восторгается творцом, а после выставки в Петербурге гениальность художника признают и отечественные ценители. Пушкин посвящает картине хвалебный стих, Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев также положительно отозвался о этом великом шедевре, высказывал тезисы о творческом единении Италии и России. Картина по такому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, позже была переправлена на выставку в Парижском Лувре. Европейцы восторженно отзывались о таком грандиозном сюжете. Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход. Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник. Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр. «Последний день Помпеи»

Александр Андреевич Иванов ( ) Великолепный мастер исторического жанра. Около двух десятков лет Иванов трудился над своей главной картиной Явление Христа народу, подчеркивая свое страстное желание изобразить пришествию на землю Иисуса Христа. На начальном этапе это картины Аполлон, Гиацинт и Кипарис г, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г. За свою недолгую жизнь Иванов создал множество живописных работ, для каждой картины пишет множество этюдов пейзажей, портретов. Вернулся на родину в 1858 году, где скончался от болезни. Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество великого художника оставило неизгладимый след своего мастерства для потомков.

«Явление Христа народу»

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу». На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни. Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию! Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным. Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях. Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Федотов Павел Андреевич( ) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического реализма в бытовом жанре. Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. Начинал художник с подобных студенческих зарисовок 1837 г. типа Прогулка. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по- гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки. Он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни. Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление искусстве России. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. Также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор г. Федотов одинокая и трагическая фигура, проживший короткую, не легкую жизнь не зная материального благополучия и радости.

«Прогулка» Небольшого размера картина Федотова «Прогулка», больше похожа на жанровую сценку, в которой художник изобразил себя в компании сестры и отца во время прогулки по Москве в 1837 году, куда Павел Андреевич приехал всего на несколько дней в отпуск, предоставленный ему впервые за последние три года. Федотов очень рад был встрече с родственниками и решает обязательно зарисовать какой либо эпизод на память, где они все вместе прогуливаются на фоне московских улочек. Художник изображает себя в мундире офицера лейб-гвардии Финляндского полка, а также своего отца и сводную сестру. Погода стоит прохладная, скорее всего это ранняя осень. Вдали виднеется городской парк, где деревья еще сохраняют свой летний наряд, но прохожие уже оделись потеплее.Картина Федотова «Прогулка» была исполнена в технике акварель на бумаге, дополнительно художник использовал тушь и перо. Сегодня это миниатюрное произведение 26.5 на 21.4 см

«Свежий кавалер» По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская. Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины. Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство». Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки. Сегодня эта миниатюрная картина Павла Федотова «Свежий кавалер» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер составляет 48,2 на 42,5 см. масло, Холст

«Сватовство майора»

В середине 19 века, когда публика пресытилась воспеванием красоты и благородства, на горизонте отечественной культуры появился художник Федотов Павел Андреевич. Его порой миниатюрные полотна были далеки от классики, а герои – от идеалов. Излюбленным сюжетом художника стала обыденная жизнь русских людей со своими недостатками и достоинствами. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Но этого стоило ожидать, на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров! В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора- дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом. На полотне отражен интересный сюжет, предшествующий сватовству, в котором происходят последние моменты подготовки купеческой семьи к встрече жениха. Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате. Практически сразу к выходу картины в свет художником были написаны стихотворные строки, озвучивающие «Сватовство майора», благодаря которым более подробно можно понять эту наигранную роль каждого из этих наших героев полотна. История создания полотна по-своему примечательна. Павел Андреевич перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал. В данный момент картина Федотова «Сватовство майора» хранится в Третьяковск ой галерее.

Иван Константинович Айвазовский Замечательный художник маринист, его насыщенные романтизмом знаменитые полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь, Ночь. Голубая волна, Море. Коктебельская бухта, Лунная ночь. Купальня в Феодосии и Чесменский бой, Буря на море ночью, очень популярная картина Девятый вал, Радуга, Штиль, Всемирный потоп др. Иван Айвазовский создал множество живописных полотен, отражая в них мягкие тона побережья, качающиеся на морских волнах корабли, различные эффекты морской воды и пены, величественные образы бушующего моря в шторм с кораблекрушениями Картины Айвазовского были высоко оценены многими художниками, среди которых И. Е. Репин, Г. И. Семирадский, И. И. Шишкин, известный меценат. М. Третьяков, который покупал его знаменитые полотна.

Чесменский бой - это гениальное батальное полотно. На переднем плане можно отчетливо увидеть силуэт главного корабля русской флотилии. В глубине бухты видны турецкие корабли, которые пострадали от взрывов. Одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, что они вот-вот пойдут на дно. Об этом говорят обломки мачт и бушующее пламя, которое озаряет все вокруг трагическим ярким светом. Турецкие моряки, которым удалось уцелеть после многочисленных взрывов, пытаются ухватиться за обломки корабля. По их лицам видно, что без помощи им не выжить. Сизый дым медленно поднимается в небеса, смешиваясь с облаками. Такое интересное и неожиданное сочетание стихий у многих ассоциируется с праздничным фейерверком. Он вызывает ощущение радостного волнения и трепета только на первый взгляд. Достаточно немного всмотреться в полотно, чтобы заметить отдельные детали. Это позволяет прочувствовать весь драматизм происходящего. Размер полотна составляет 195 на 185 см. Сегодня это произведение можно увидеть в картинной галерее им. И.К. Айвазовского, расположенной в Феодосии. «Чесменский бой» картина написана в 1848 году.

"Всемирный потоп"

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится в запасниках картина Айвазовского "Всемирный потоп" К сожалению, любители живописи лишены возможности увидеть ее подлинник. Возможно, виной тому, малая площадь зала, предназначенного для экспозиции произведений Айвазовского. Ведь размер этого шедевра, действительно, впечатляет 246,5 х 319,5 метра и он мог бы занять целую стену. Этот можно сказать жуткий сюжет живописец начал писать в 1862 году, а спустя два года вновь вернулся к этой теме и создал другой вариант, который и находится в музее. Он написан маслом на холсте, есть также вариант рисунка акварелью на бумаге. Стоит особо отметить, что имея многогранный талант, Айвазовским было написано немало на библейские и исторические темы. Картина Всемирный потоп, была проэкспонирована на выставке Академии художеств получила восторженные отзывы русской интеллигенции. Могущество природы всегда привлекало любопытство человечества, подобно гипнозу. Горестно-завораживающие тона и оттенки - уже своеобразное предсказание гибели и неизбежности. Контраст в произведении добавляет отчаяние людей, оставшихся один на один с катастрофой. Однако вода очищает от греховности и беспросветный сине-фиолетовый мрак, это не конец – говорит Айвазовский. Предстающая перед нами стихия несет в себе и слабую надежду и веру, несмотря на тьму и печаль. Это дарованный Всевышним шанс очищения и получения спасения. Произведение не вызывает у зрителей пессимизма, поскольку мы уверены, что очень скоро будет найден выход из бездны в светлый мир добра. Море у художника своеобразная основа природы и истории, особенно в религиозных темах. Однако религиозную иконографию, трудно назвать большой удачей Айвазовского. Мировосприятие Айвазовского национальными корнями тесно связывалось с культурой Армении. Арарат символ Армении живописец изображал более десятка раз. Его известное произведение "Сошествие Ноя с Арарата" было представлена на парижской выставке. Потоп вселенский катаклизм, о котором говорится во многих религиях мира. Это гигантское наводнение - кара Высшего существа (Высших существ) за греховность и непослушание. Потоп - возмездие за утрату нравственности. Бог хотел избавить Землю от людей, погрязших в безнравственности и оставить только благочестивого Ноя с семьей. Ною тогда исполнилось, согласно Библии, пятьсот лет. Он имел трех сыновей и на сооружение этого "допотопного" судна у них ушло около ста лет. На следующий год ее купил император Александр II для Эрмитажа. Сегодня картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» находится в Таганроге в городской картинной галерее, ее размер 94 на 143 см.

Спасибо за внимание