Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер
Основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях); 2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); 3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация); 4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация); 5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления; 6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений; 7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; 8. Развитие инициативности и активности детей.
Математическое развитие дошкольников Позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Формирование элементарных математических представлений Математическое образование дошкольника
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка ? Необходимо сделать обучение занимательным Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!
Владение определенной математической терминологией
Множество рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.
Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. Ци́фары система знаков (буквы) для записи чисел (слов).
Счётная деятельность - деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания.
Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов
Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.
Время – философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия
Пространственная ориентировка - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния
Модель успешной организации образовательной деятельности
Подготовка к занятию – это
Информационно- образовательные ресурсы
Программные задачи на занятиях по ФЭМП :
Виды и типы занятий Вид занятия зависит от программных задач: 1) занятие полностью посвящено изучению нового материала 2) занятие полностью посвящено повторению 3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто) 4) итоговой-проверочные занятия (новый материал не даётся!) Типы занятий: 1) занятия в форме дидактических игр 2) занятия в форме дидактических упражнений 3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно
Модель успешной организации образовательной деятельности Компетентность педагога Готовность педагога к занятию
Методы обучения, используемые на занятиях по ФЭМП Игровые НаглядныеСловесные Практические
Модель успешной организации образовательной деятельности Компетентность педагога Готовность педагога к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов
Требования к раздаточному и демонстрационному материалу Материал должен быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Различным на каждом занятии Эстетичным Понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой) Соответствовать друг другу (белки- шишки, цветы-бабочки,…)
Модель успешной организации образовательной деятельности Компетентность педагога Готовность педагога к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов Правильный подбор раздаточного и демонстрационного материала
Требования к речи Речь воспитателя и ребёнка должна быть: Точной Краткой Чёткой Ясной (меньше воды) В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
Модель успешной организации образовательной деятельности Компетентность педагога Готовность педагога к занятию Выбор оптимальных методов и приёмов Правильный подбор раздаточного и демонстрационного материала Грамотная речь