«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»
Advertisements

Презентация урока литературы по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата!
Ох, БАТЮШКА НАШ, СЛАВНЫЙ, ТИХИЙ Дон! Тихохонько Бежишь, Глубоко Копа ̀ шь, Славой ВЫВОДИШЬ КРУТЫ БЕРЕЖКИ, Посередь СЕБЯ СТАНО ̀ ВИШЬ ЧА ̀ СТЫ О ̀ СТРОВЫ,
Биографию Шолохова можно назвать легендарной - как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Миша Шолохов со своими родителями Анастасией.
Выполнила : Попова Саша 11 класс. Война – всенародное бедствие. Не сохами – то славная землюшка наша распахана … Распахана наша землюшка лошадиными копытами.
Вышли с Дону казаки, Вот стараи старики; И гусары друзья с нами, А егери вслед за нами. За французами мы гнали Да их в речки загоняли. Генерал-то наш.
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
« Тихий Дон» Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Рассказ М А Шолохова «Бахчевник» г. Москва 2018 год.
М.А Шолохов. Роман «Тихий Дон». За что М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию?
Проверка знаний Михаил Александрович Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова ?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Куединская средняя общеобразовательная школа 2 - БШ» Все начинается с уроков семьи Выполнила: Болтаева Сабина,
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
История создания романа. Произведение связано с событиями русской истории: -Первая русская революция Первая Мировая война -Октябрьская революция.
Учитель русского языка и литературы Рыбальченко В.В.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Тематический блок 3. Война и мир Подготовка к ЕГЭ. Уровень С.
Чем больше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть ному принадлежим.
Михаил Александрович Шолохов 1905 г. – 1984 г. « Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Транксрипт:

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова

1-й эпиграф к роману Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами. Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Старинная казачья песня

2-й эпиграф к роману Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ай, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь? Ах, как мне, тихо Дону, не мутно течи! Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют, Посредь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит. Старинная казачья песня

Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами III части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года...». «они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» «Милая ты моя… говядинка!»Весть о войне застает казаков за привычной работой – косили жито. И на сходе у людей одна тревога – мобилизация, одна мысль – «они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» Страшное слово война откликается выразительной репликой старичка- железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя… говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).)

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны? Назовите эпизоды, в которых описывается война, процитируйте.

Как влияет война на людей, участвующих в боях? убийство им австрийца (конец гл.5 ч.З). «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».Первые впечатления людей, участвующих в боях, изумление, разочарование, ужас; навсегда врезаются в память нелепые первые смерти. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл.5 ч.З). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч.З, гл.10). Перемены разительны даже во внешности: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». ч. З, гл. 11

Как ведет себя в полку Евгений Листницкий? Листницкий пишет отцу: «Хочется живого дела и... если хотите – подвига... Еду на фронт» (ч 3, гл.14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч.З, гл.15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.

Охарактеризуйте образ Чубатого. (См. ч.З, гл.12.) Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый. Его лозунг – «Убивай, руби, не думай!». Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него «волчиное сердце».

«Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым – четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил». ч. 4, гл. 4

С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

Вывод: Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (например, в сцене у костра – солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Домашнее задание (по книге второй) 1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? 2. Новая власть и отношение к ней казаков. 3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).