П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ к.п.н, доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ ФИРСИН СЕРГЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Advertisements

Профессиональная компетентность учителя 9 января 2013 год.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Компетенции и компетентностная модель современного учителя МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа.
Компетентностная модель современного учителя. Компетентностная модель современного учителя.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Компетентность.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
ПЕДСОВЕТ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ. МОУ средняя общеобразовательная.
Компетентностная модель учителя в современной школе Знания и компетенции Компетенции и социальный заказ.
Информационно-методическая компетентность учителя истории на этапе становления модели 12-ти летнего образования Аслямова Р.Г 2009 год.
П ереход на новые образовательные стандарты Р азвитие системы поддержки талантливых детей С овершенствование учительского корпуса И зменение школьной.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Транксрипт:

П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ к.п.н, доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ ФИРСИН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Т ЕЗАУРУС Компетентность- способность, готовность к осуществлению какого-либо вида деятельности. Компетенция-круг полномочий, определяемых профессиональной компетентностью человека Компетентность педагога -это профессиональная и личностная готовность и способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся

Н ЕОБХОДИМОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Быстрое обновление и увеличение форм и средств получения информации - информатизация общества Резкое сокращение сроков внедрения научных достижений в практическое использование «Период полураспада» ПК-2,5 года, а режим КПК 1 раз в пять лет Модернизация образования Новые профессиональные позиции учителя (организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер)

М ОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Современное образование –это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Требования к результатам обучения должны включать универсальные учебные действия, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей жизни. Главным критерием качества образования уже не является успеваемость. Им становится способность выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределенности.

Ф УНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Содействие образованию школьника. Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Управления. Рефлексии. Самообразования.

З АДАЧИ УЧИТЕЛЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ : Видеть ученика в предмете, выстраивать его образовательный маршрут Создавать условия для достижения цели образования- формирование УУД Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса Создавать и использовать современную образовательную среду Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование

Ч ЕМУ ПРОТИВОСТОИТ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ? Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации) Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания Принудительным формам организации учебных занятий сходным с конвейерным способом организации труда XIX века Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства

В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЭТОМУ ПОДХОДУ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ИНЫХ ПРИНЦИПАХ : Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). Информационные технологии (компьютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.) Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования). Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). Организационные (координация деятельности людей для достижения целей). Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). Решение проблем.

К ОММУНИКАЦИЯ. Блоки (комплексы) компетенций Уровни достижения комплексов умений 123 Обсуждение Говорить по теме дискуссии. Формулировать свою точку зрения. Задавать вопросы на понимание: «правильно ли я понял, что …», «если я правильно понял, то …», «т.е. вы хотите сказать, что …», «вы действительно считаете, что …» Приводить аргументы, высказывать мнение и идеи, обмениваться информацией необходимой для достижения цели дискуссии. Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения Определять намерения говорящего, его цели. Принимать во внимание гендерные и культурные различия людей, участвующих в дискуссии. Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии Выступление Сделать короткое выступление на простую тему, заданную учителем. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему. Оценить удалось ли раскрыть тему и обосновать свою точку зрения. Структурировать речь (например, обозначая новые утверждения: во- первых..., во-вторых...). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную идею вашего выступления. Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления материала. Подобрать аргументы, адекватные для данной аудитории. Составить презентацию в электронном виде. Понимание текстов Уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание простого текста объемом не более одной страницы. Уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста. Уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание. Уметь определять адресата текста, т.е. к кому текст обращен. Уметь комментировать текст (связно изложить свой смысл – ассоциации, идеи, выводы по поводу прочитанного текста). Написание текстов (документов) Уметь письменно изложить содержание простого текста. Уметь писать конспекты простых текстов. Уметь писать несколько видов простых текстов – реферат, отчет. Соблюдать общие правила орфографии, пунктуации и грамматики (количество допустимых ошибок на одну страницу текста). Уметь писать тексты разного вида: отчеты, эссе, рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему, а также заявления, пояснительные записки, деловые письма, рецензии. Работа с информацией. Уметь обобщать информацию и делать выводы. Уметь сохранять информацию при помощи электронных файлов, папок и т.п. Уметь находить нужную информацию в Интернете и пользоваться электронной почтой. Уметь делать электронные презентации в соответствии со своей целью. Уметь бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты для вычленения необходимой информации (например, для того, чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства).

О РГАНИЗАЦИОННАЯ КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ( КОМПЕТЕНЦИИ ЛИДЕРА, РАБОТА С ЛЮДЬМИ ). Уровни достижения комплексов умений 123 Уметь проверять себя, что ты четко понимаешь поставленную преподавателем цель работы. Уметь определить, что необходимо сделать для достижения поставленных целей (например, создать что- либо, оказать услугу, реализовать проект), в том числе: простые задачи; необходимые ресурсы (например, материалы, оборудование, инструменты, помощь со стороны); крайние сроки выполнения работы. Уметь проверять себя, что ты четко понимаешь свои личные обязанности (например, что должен и чего не должен делать). Убедиться, что вы знаете, где вы будете работать, с кем и когда (например, время начала и окончания работы, перерывов). Уметь определить цели совместной работы (предложить свои и обсудить, выработать в совместном обсуждении). Уметь определить задачи, ресурсы и сроки достижения ваших целей. Уметь обменяться информацией для прояснения ответственности: задавать вопросы для выяснения того, что хотели бы делать остальные; убедиться, что вам ясны ваши собственные обязанности и обязанности других людей (задачи, роли участников группы или команды, что вы лично и другие люди можете и не можете делать). Устанавливать рабочие соглашения с коллегами (например, где вы будете работать, процедуры безопасности деятельности и сохранения здоровья, доступ к ресурсам, время начала, окончания работы и перерывы). Уметь поддерживать совместную работу (например, удовлетворять потребности людей в информации и поддержке, избегать неуважительных и дискриминационных действий, помогать защищать свои права, проявлять желание помочь в устранении разногласий, принимать различные роли). Уметь планировать работу, согласовывая цели, обязанности и рабочие соглашения. Высказывать предложения и показывать, что вы прислушиваетесь к мнению окружающих, чтобы выработать реалистичные цели совместной работы (например, цели команды, группы или организации). Определить ресурсы, сроки и действия по достижению целей (например, разбить работу на легко решаемые задачи, определить приоритетные задачи и крайние сроки достижения результата, предоставления услуг, мероприятия). Уметь поддерживать плодотворные рабочие отношения в процессе выполнения работы. Уметь согласовать обязанности, в том числе, на основании соответствующих свидетельств, определить вклад каждой роли в достижение требуемого результата (например, личные качества, компетенции, знания, необходимые лидеру группы, члену команды, координатору ресурсов, профессиональные роли). Уметь оперативно анализировать ход работы и согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы. Уметь обсуждать с группой итоги работы. Давать возможность высказаться всем членам группы. Определить достигнут ли желаемый результат. Если нет, то почему. Уметь анализировать, а не оценивать «хорошо-плохо» совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою.

О БУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ УМЕНИЯМ

И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ Уровни достижения комплексов умений 123 Уметь определять или выбирать тему исследования с помощью преподавателя. Уметь описать явление и сформулирова ть вопрос. Уметь сформулирова ть свою гипотезу, объяснения причин данного явления. Уметь сформулировать цель и объект исследования. Уметь выделить предмет исследования. Уметь составить программу и план исследований. Уметь сформулировать проблему исследования. Умение составить программу и план исследования (последовательность действий для достижения требуемого результата и примерные сроки). Уметь объяснять результаты при помощи теорий. Уметь выводить следствия из теорий. Уметь поставить эксперимент и объяснить его результаты. Уметь проводить измерения и пользоваться математическим аппаратом для описания законов и закономерностей. Уметь проводить требуемые вычисления и обобщать полученные данные в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем. Уметь написать отчет о проведенных исследованиях и защитить его в ходе публичного обсуждения. Уметь представить результаты своего исследования, в том числе и при помощи электронной презентации. Уметь написать короткую статью о проведенных исследованиях и их результатах.

П РОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. В самом общем виде проектное мышление можно представить в виде следующей последовательности «мыслительных шагов»: 1. Идея или замысел проекта – представление результата в общей форме (краткое описание, рисунок, схема). 2. Краткое обоснование идеи – почему или зачем необходимо реализовать именно эту идею (замысел)? Кто заинтересован в ее реализации? 3. Цели – результаты (содержат детальную формулировку конкретных результатов, которые должны быть реализованы как конечные цели проекта). 4. Анализ существующей ситуации, условий достижения поставленных целей – выявление проблемных зон и зон рисков. 5. Анализ возможных негативных последствий реализации проекта. 6. Постановка задач – достижение промежуточных результатов, без достижения которых конечных результатов достичь нельзя. 7. Определение конкретных действий, необходимых для решения поставленных задач. 8. Определение ресурсов (финансовых, кадровых, технических и т.д.), необходимых для достижения поставленных целей и задач. 9. Формирование команды исполнителей проекта, распределение обязанностей, определение функционалов. 10. Определение системы мониторинга, контроля и экспертизы реализации проекта: разработка системы критериев и показателей, по которым можно определить как эффективность самого процесса реализации проекта, так и его результатов. 11. Рефлексия деятельности по реализации проекта и его результатов (рефлексивный контроль по ходу реализации проекта и итоговая по его завершению).

П РОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ ( ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ) Уровни достижения комплексов умений 123 Уметь проверять себя, что ты четко понимаешь, сформулированные преподавателем, идею и цель проекта. Уметь найти свое место в разработке и реализации проекта. Уметь формулировать цель проекта и понимать чем цель отличается от задачи. Уметь обосновывать идею и цели проекта. Уметь анализировать ситуацию. Уметь формулировать задачи и определять действия по их реализации. Уметь формулировать критерии и показатели эффективности реализации проекта и достижения требуемых результатов. Уметь анализировать свои возможности, сильные и слабые стороны в реализации проектной идеи, соотнося их с внешней ситуацией. Уметь разработать проект в соответствии с общей схемой проектирования, руководить его реализацией или участвовать в его реализации, решая частную задачу. Уметь подвести итоги реализации проекта и представить их в публичном выступлении.

С ОСТАВ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Формулирование намерений Определить для себя, зачем или почему я хочу научиться этому – мотивацию своего обучения Самоутвердиться, карьерный рост, повышение личного статуса, интерес Формулирование долгосрочных и краткосрочных целей обучения. Убедиться, что поставленные цели действительно отражают те образовательные результаты, к которым вы стремитесь Планирование Определить способы достижения результатов обучения Использовать различные источники информации для того чтобы определить способы достижения необходимых результатов в выбранной вами сфере (например, в ОУ, личной жизни, карьере); Определить те критерии, по которым вы сможете оценить степень достижения ваших намерений Определить систему оценивания степени достижения образовательных результатов Определить состав и порядок действий по достижению целей. Выделить наиболее приоритетные. Убедиться, что определены все необходимые действия, и они действительно направлены на достижение нужных вам образовательных результатов Спланировать время достижения краткосрочных и долгосрочных целей Убедиться, что отпущенное время на обучение соответствует вашим условиям и возможностям Анализ достижений и процесса обучения Определять чему вы научились(например, знание предметов, компетенции, включая ключевые, новые методы работы, ваши личные качества, интересы) Определять каким образом вы научились, в том числе, что прошло более, а что менее успешно; – определять реализованные намерения и подтверждения ваших достижений; – определять пути дальнейшего повышения результативности вашей деятельности. Получить обратную связь о качестве ваших достижений от учителя, от других значимых для вас людей Продемонстрировать свои достижения в какой-либо деятельности или при помощи тестов

Р ЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Уровни достижения комплексов умений 123 Уметь продемонстрировать, что вы понимаете поставленную проблему, кратко изложив ее суть. Уметь определить, по крайней мере, один способ ее разрешения. Уметь спланировать и применить ваш способ решения данной проблемы. Уметь оценить результативность решения проблемы вашим способом. Уметь в своей деятельности определить проблемную ситуацию, описать ее основные характеристики. Уметь определить несколько способов ее решения. Уметь обосновать выбранный способ решения. Уметь планировать реализацию выбранного способа решения и корректировать его в ходе реализации. Уметь проанализировать весь ход решения проблемы и оценить эффективность выбранных способов. Уметь определить в какой области находится проблема – организационной, личной, технической, правовой и т.д. Уметь определить различные подходы к ее решению. Уметь выстроить стратегию решения подобных проблем. Уметь выявлять сильные и слабые стороны выбранной вами стратегии решения проблем. Уметь представлять результаты, делать выводы и защищать выбранную вами стратегию и план ее реализации в ходе профессиональной дискуссии.

К ОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава, входящих в нее элементов: Ценности, принципы и цели Профессиональные качества Ключевые компетенции Педагогические методы, способы и технологии Профессиональные позиции

Ц ЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности): свобода учащегося быть самим собой каждый человек обладает своим «совершенством» помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию. Цели: В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни. Из них наиболее значимыми компетенциями являются: умение учиться коммуникативные личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я») компьютерные технологии (очевидно, сюда входят и умение читать, писать и считать)

П РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА 1. Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся 2. Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности 3. Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися 4. Иметь развитую способность к критике и рефлексии 5. Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания 6. Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности 7. Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу 8. Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес 9. Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим 10. Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами 11. Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п. 12. Демонстрировать увлеченность своим предметом 13. Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями

П РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды». Характеристики образовательных ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды» Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат) Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Участие учащихся в различных формах дискуссии Формирование понятий и организации на их основе своих действий Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

В ОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ : Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. Учить задавать вопросы и высказывать предложения Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. Учить понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

О СНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ : 1. Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». 2. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций); 3. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; 4. Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; 5. Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев 6. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. 7. Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся. 8. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. 9. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. 10. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. 11. Уметь организовать понятийную работу учащихся 12. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике. 13. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

П РОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Педагогическая деятельность учителя физической культуры имеет свою специфику, связанную с реализацией, помимо основных (конструктивного, организаторского, коммуникативного и гностического) видов педагогической деятельности, ещё и её двигательного компонента. Согласно нормативным документам, учитель физической культуры должен быть готов к осуществлению учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно- просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреационной деятельности.

О СНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Гностическая (познавательная) компетентность 2. Конструктивная компетентность. 3. Организаторская (управленческая) компетентность 4. Коммуникативная компетентность. 5. Исследовательская компетентность. 6. Двигательная компетентность. 7. Профессионально-личностного самосовершенствования.

Г НОСТИЧЕСКАЯ ( ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ Она проявляется в познании содержания учебного предмета физическая культура, закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознания педагога. Она включает умения исследования и диагностики отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности. Гностическая компетентность предполагает владение учителем психолого-педагогическими знаниями, знаниями в области преподаваемой дисциплины (основами теории физического воспитания, культурно-исторических основ физической культуры и спорта, владение основами знаний олимпийского движения, знание медико-биологических основ двигательной деятельности, знание правил по технике безопасности); обладание опытом в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся, в области процессов общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся.

К ОНСТРУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся), выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач.

О РГАНИЗАТОРСКАЯ ( УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Свое поведение учитель строит, исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся типичный признак опытности учителя. Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы.

К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Профессия учителя, в том числе и учителя физкультуры, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность, а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия). Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебно-тренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера, лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона

И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности.

Д ВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно- массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога.

П РОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. Структурно компетентность профессионально-личностного самосовершенствования. В состав компетентности профессионально-личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят: творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ : работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных), внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научно- практических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических качеств и двигательных навыков.

ВЫВОДЫ: Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного), конструктивного, организаторского (управленческого), коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры. Спасибо за внимание!!!