Профессиональное общение медика. Конфликты в медицине.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Advertisements

Конфликты Разрешение конфликтов 70-80% деятельности руководителя проходит при скрытых или явных противоречиях и противостояниях.
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Управление конфликтамиСущность конфликта, его понятие. Конфликт -это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,
Управление конфликтами. Сущность конфликта, его понятие. Конфликт -это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,
Формы и стратегии решения и завершения конфликта. Просветительская и профилактическая работа с педагогами. Педагог-психолог Назарчук Н.П. МБДОУ «ДС 29.
Конфликты в организации.. Субъекты конфликта Субъекты конфликта. Возможными субъектами конфликта в организации являются: администрация организации; средний.
Полоцкий государственный университет Проверила: Божко В.В. Новополоцк 2011 Воронова Анна Полевикова Екатерина Управление конфликтами.
(Конфликты и способы их разрешения). Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания.
Разрешение конфликтных ситуаций в школе Гончарова Марина Владимировна Педагог-психолог МОУ СОШ 12.
Бейшен Құ мар Қ Т-243. Культура делового общения один из феноменов коммуникации, в основе которого лежит совокупность моральных норм, принципов, правил.
ПРИЗНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Типы общения. Студентки группы М-21 Иову Кристина.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Транксрипт:

Профессиональное общение медика. Конфликты в медицине.

Задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом: Установление контакта с больным; Установление контакта с больным; Диагностика болезни; Диагностика болезни; Оценка эффективности лечения. Оценка эффективности лечения. Наименее определенным здесь является психологическое содержание «установления контакта с больным». Наименее определенным здесь является психологическое содержание «установления контакта с больным».

«В обыденном сознании врачей симптом представляет собой лишь манифестацию лежащей в его основе биологической реальности». Но сама биологическая реальность оказывается лишь условно биологической, поскольку ее рассмотрение вне социального и психологического контекста бессмысленно. «В обыденном сознании врачей симптом представляет собой лишь манифестацию лежащей в его основе биологической реальности». Но сама биологическая реальность оказывается лишь условно биологической, поскольку ее рассмотрение вне социального и психологического контекста бессмысленно. А.Ш. Тхостов

Процесс лечения заболевания сопровождается: Психологическими явлениями, связанными с личностью больного; Психологическими явлениями, связанными с личностью больного; Изменениями личности, связанными с болезнью; Изменениями личности, связанными с болезнью; Личностью врача; Личностью врача; Применяемыми методами лечения. Применяемыми методами лечения.

Успех во врачебной деятельности определяется следующими психологическими особенностями I.Высокий уровень коммуникативной компетентности I.Высокий уровень коммуникативной компетентности Аффилиация потребность человека быть в обществе других людей, живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации. Аффилиация потребность человека быть в обществе других людей, живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации. Эмоциональная стабильность контроль над эмоциональными реакциями. Эмоциональная стабильность контроль над эмоциональными реакциями. Эмпатия психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Эмпатия психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Сенситивность к отвержению способность воспринимать негативное отношение окружающих. Сенситивность к отвержению способность воспринимать негативное отношение окружающих. II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах. II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах. III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях. III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях. IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам

Коммуникативная компетентность: наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.),

Коммуникативная компетентность сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

Коммуникативная компетентность владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение.

Коммуникативная компетентность врача Коммуникативная толерантность; Коммуникативная толерантность; умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли. умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Врачи, которые владеют коммуникативными навыками: могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента; могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента; могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение имеют более хорошие результаты лечения имеют более хорошие результаты лечения обеспечивают большую безопасность для пациента обеспечивают большую безопасность для пациента сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения

Виды общения во врачебной практике Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски – вежливости, учтивости, скромности, участливости. Малая заинтересованность медработника или пациента в результатах взаимодействия

Примитивное общение Когда оценивают человека как нужный или мешающий объект; Цель обращения к врачу – получение дивидендов; от пациента зависит благополучие врача

Формально-ролевое общение Вместо знания личности собеседника, ограничиваются знанием его социальной роли.

Манипулятивное общение Извлечение выгоды путем специальных приемов; Способ ипохондризации пациента

Деловое общение Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

Духовное общение Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта.

Модель лечебного процесса

Коммуникация

Коммуникативная сторона общения

Положение рук

Положение "расставленные ноги". Подобное положение характер- но в основном для мужчин. Это своеобразный вариант демонстрации паха. В таком положении мужчина уверенно стоит двумя ногами на земле, своим видом показывая, что не намерен убегать. Всем своим видом он передает окружающим сигнал доминирования, эффект от этого положения может быть усилен руками на бляхе ремня. Для женщин, подобное положение воспринималось бы неестественным и мужеподобным.

Положение "одна нога выставлена вперед". В таком положении вес тела сосредоточен на одной ноге, а вторая нога выставлена вперед. Такое положение ног сразу же дает понять намерения человека, ведь мы обычно направляем носок туда, куда бы нам хотелось направиться. Если Вы увлеченно беседуете с человеком, а его носок направлен в сторону,например, двери, то он был бы сейчас не против уйти. С другой стороны, если носок направлен на Вас - это признак того, что человек также, как и Вы, увлечен беседой.

Положение "скрещенные ноги". Показывают закрытое, подчиненное или оборонительное настроение. Подобное положение принимается когда человек испытывает стресс или определенные неудобства, например, находится в незнакомой компании. Чаще всего такой человек будет стоять немного отдаленно от основной группы. Если человеку не комфортно до такой степени, что он не может выйти из такого состояния очень вероятно, что у него также на груди будут скрещены руки. В таком дополненном положении человек закрыт от общения и практически совсем не воспринимает информацию. Скрещенные руки являются барьером, которым человек ограждает себя от внешнего мира. Такие руки можно немного по-другому интерпретировать - в детстве, когда нам было тяжело, наша мама нас обнимала, что являлось стимулом к успокоению. Скрещенные руки - это знак того, что человек пытается обнять себя сам, а соответственно успокоить себя и взять себя в руки, он полностью сосредоточен на себе и плохо воспринимает внешний мир.

Положение "скрещивание ног при сидении" Имеет такое же значение как и скрещивание ног при стоянии, человек будет взвешивать каждое слово, которое говорит. Правда, если человек начинает "пинать" воздух ногой - это значит, что Вы задали ему неудобный вопрос, и он хочет, чтобы Вы как можно быстрее ушли.

Положение "американская четверка" Представляет собой положение ног, когда одна нога стоит на полу, а вторая закинута на опорную ногу. Это является демонстрацией области паха, что подчеркивает уверенность человека. Такое положение может быть усилено с помощью рук: - человек откинулся в кресле и завел обе руки за голову - это является признаком того, что человек уверен в себе и показывает доминирование. - человек двумя руками обхватывает ногу - это является сигналом того, что человек настроен решительно и намерен стоять на своем до победного конца. - пальцы рук человека образуют шпиль - это означает, что человек сконцентрирован и уверен в себе.

Дистанции общения

Взаимное расположение

Вербальная коммуникация - Папа, а почему яблоко становится коричневым? - Понимаешь, сын, яблоко это фрукт, содержащий много железа. Когда ты откусываешь от яблока, свободные ионы кислорода вступают в соединение с частицами железа, образуя так называемый окисел. Я не помню точно химической формулы, но этот окисел имеет специфический рыжий цвет и люди называют это ржавчиной. Так что такой процесс окисления железа ты и наблюдаешь на своем яблоке. - Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?

Драмы слушания Название драмы Суть драмы Драма слушания Слушаю, но не слышу Драма понимания Слышу, но не понимаю Драма действия Понимаю, но сделать не могу Драма самовыражения Могу сделать сам, но сформулировать как это делается, не могу

Как Вы думаете, почему Бог дал человеку два уха и один рот? Как Вы думаете, почему Бог дал человеку два уха и один рот? Все просто)) Это для того, чтобы мы слушали в два раза больше, чем говорим. Это для того, чтобы мы слушали в два раза больше, чем говорим.

Виды слушания Вообще не слушаю собеседника (активное неслушание); Вообще не слушаю собеседника (активное неслушание); Демонстрирую, что слушаю собеседника (псевдослушание); Демонстрирую, что слушаю собеседника (псевдослушание); Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание); Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание); Слушаю и слышу собеседника (активное слушание) Слушаю и слышу собеседника (активное слушание)

Виды активного слушания Нерефлексивное слушание ; Нерефлексивное слушание ; Рефлексивное слушание; Рефлексивное слушание; Эмпатическое слушание. Эмпатическое слушание.

Приемы активного слушания Пауза Пауза Уточнение Уточнение Пересказ (парафраз) Пересказ (парафраз) Развитие мысли Развитие мысли Сообщение о восприятии Сообщение о восприятии Сообщение о восприятии себя Сообщение о восприятии себя Замечания о ходе беседы Замечания о ходе беседы

ТЕХНИКИ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕСЕДЫ 1. Выспрашивание адресация многочисленных вопросов собеседнику (происхождение которых ему непонятно), исходя из своего представления о ситуации. 2. Игнорирование отсутствие заинтересованности в собеседнике: перебивание; перебивание; ответ вопросом на вопрос; ответ вопросом на вопрос; монолог. монолог.

Перцептивная сторона общения характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов. характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов. Проблемы восприятия в межличностном общении: объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. По существу, в этом случае действуют два субъекта. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление. объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. По существу, в этом случае действуют два субъекта. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление. важную роль играет субъективная сторона: восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру черт или свойств, которыми он в действительности может и не обладать. Отсюда и частые ошибки в понимании партнера по общению. Они могут быть связаны с недостаточным знанием истинных причин поведения, поступка участников общения. важную роль играет субъективная сторона: восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру черт или свойств, которыми он в действительности может и не обладать. Отсюда и частые ошибки в понимании партнера по общению. Они могут быть связаны с недостаточным знанием истинных причин поведения, поступка участников общения. восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события. восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события.

Интерактивная сторона общения врача и пациента информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент); информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент); интерпретационная (убеждающий врач); интерпретационная (убеждающий врач); совещательная (доверие и взаимное согласие); совещательная (доверие и взаимное согласие); патерналистская (врач-опекун). патерналистская (врач-опекун). Общение как взаимодействие

Смысл коммуникации – в той реакции которую она вызывает! Смысл коммуникации – в той реакции которую она вызывает! Карта – не территория! Карта – не территория! Намерение любого поступка – позитивно! Намерение любого поступка – позитивно!

Этапы коммуникации врача и пациента Установление личного контакта; Установление личного контакта; Фаза ориентации; Фаза ориентации; Фаза аргументации; Фаза аргументации; Фаза корректировки - ответы на возражения; Фаза корректировки - ответы на возражения; Завершение встречи; Завершение встречи; Оценка действий; Оценка действий; Сопровождение пациента. Сопровождение пациента.

Установление контакта Самое важное – возникновение доверия!

– Как вы могли обманывать людей, которые вам верили? – Как вы могли обманывать людей, которые вам верили? – Очень странно, господин судья. Ведь не могу же я обманывать людей, которые мне не верят! – Очень странно, господин судья. Ведь не могу же я обманывать людей, которые мне не верят!

Невербальные признаки качественного общения

Доверие = Подстройка + Конгруэнтность Доверие = Подстройка + Конгруэнтность

2 этап: Сбор информации. Техники опроса. Цель вопросов: Выяснение потребностей и возможностей Типы вопросов: Открытые; Кто, как, отчего, что, почему, каким образом, …? Открытые; Кто, как, отчего, что, почему, каким образом, …? Особенности применения: Вынуждает клиента рассказывать (нельзя ответить ни словом «да» ни «нет»). Вынуждает клиента рассказывать (нельзя ответить ни словом «да» ни «нет»). Хорош для закрытых клиентов. Хорош для закрытых клиентов. Позволяет сделать наиболее точное заключение о потребностях, мотивах и главном среди них. Позволяет сделать наиболее точное заключение о потребностях, мотивах и главном среди них.

Закрытые вопросы Имеете ли, знаете ли, есть ли у Вас, можете ли Вы, …? Имеете ли, знаете ли, есть ли у Вас, можете ли Вы, …? Особенности применения: Служат для достижения согласия и контроля взаимопонимания. Служат для достижения согласия и контроля взаимопонимания. Дают дополнительную детальную информацию. Дают дополнительную детальную информацию. Хорош для открытых людей. Хорош для открытых людей. При частом повторе и использовании беседа напоминает допрос - соблюдайте баланс При частом повторе и использовании беседа напоминает допрос - соблюдайте баланс

Альтернативные вопросы Вы предпочитаете «то» или «это» …(или/или)… Вы предпочитаете «то» или «это» …(или/или)… Особенности применения: Повышает вероятность положительного ответа: два «да», одно «нет». Повышает вероятность положительного ответа: два «да», одно «нет». Хорош (в сочетании с внушающим вопросом) для медлительных, сложно принимающих решение клиентов. Хорош (в сочетании с внушающим вопросом) для медлительных, сложно принимающих решение клиентов. У клиента впечатление, что он сам выбрал/принял решение. У клиента впечатление, что он сам выбрал/принял решение.

Внушающие вопросы Вы же … (согласны…, предпочитаете….) Вы же … (согласны…, предпочитаете….) Вас же устраивает … Вас же устраивает … Особенности применения: Для получения согласия, управления разговором. Для получения согласия, управления разговором. Для осознания клиентом потребностей. Для осознания клиентом потребностей. Перевод разговора в нужное русло. Перевод разговора в нужное русло. При частом повторе - огромное давление и возможное сопротивление клиента. При частом повторе - огромное давление и возможное сопротивление клиента. Соблюдать осторожность в работе с закрытыми клиентами. Соблюдать осторожность в работе с закрытыми клиентами.

Гипотетические; Если…; предположим, что…; допустим, что… Если…; предположим, что…; допустим, что… Особенности применения: Обращает в желаемую для нас ситуацию. Обращает в желаемую для нас ситуацию. Подводит к осознанию потребностей, желаний. Подводит к осознанию потребностей, желаний. Есть определенное давление на клиента. Есть определенное давление на клиента.

Рефлексирующие/отражающие; Правильно ли я Вас понял, что… Правильно ли я Вас понял, что… Другими словами… Другими словами… Могу ли я понять так, что … Могу ли я понять так, что … Особенности применения: Для контроля взаимопонимания. Для контроля взаимопонимания. При работе с возражениями. При работе с возражениями. Для возможности собственной корректировки мнения собеседника. Для возможности собственной корректировки мнения собеседника. Для получения согласия в завершении беседы. Для получения согласия в завершении беседы. Уточнение потребности, подтверждение правильности выбранного Вами «пути». Уточнение потребности, подтверждение правильности выбранного Вами «пути».

Риторические вопросы Особенности применения: Войти в новую тему. Войти в новую тему. Концентрация, фокусировка внимания. Концентрация, фокусировка внимания. Эмоциональная поддержка. Эмоциональная поддержка.

3 этап: Презентация плана лечения Формула успешной коммуникации: А – Attention – Внимание! А – Attention – Внимание! I – Interest - Интерес I – Interest - Интерес D – Desire – Желание D – Desire – Желание A – Action - Действие A – Action - Действие

"На самом ли деле нужно, чтобы я принимал это лекарство?" "Врач должен знать, что пациенты часто лгут, когда говорят, что они принимали лекарства". Эта цитата из сочинений Гиппократа напоминает нам о том, что врачи всегда сталкивались с той проблемой, что пациенты не соблюдают их предписаний. "Врач должен знать, что пациенты часто лгут, когда говорят, что они принимали лекарства". Эта цитата из сочинений Гиппократа напоминает нам о том, что врачи всегда сталкивались с той проблемой, что пациенты не соблюдают их предписаний. 58.6% пациентов искажают предписания врачей из них % не соблюдают дозировки или указаний относительно числа приемов лекарств 37% - не принимают лечения в течение рекомендованного времени (как правило, сокращают это время). 58.6% пациентов искажают предписания врачей из них % не соблюдают дозировки или указаний относительно числа приемов лекарств 37% - не принимают лечения в течение рекомендованного времени (как правило, сокращают это время).

Язык выгод Для вас это означает… Для вас это означает… Это дает вам возможность… Это дает вам возможность… Это позволяет вам… Это позволяет вам… Это избавляет от необходимости… Это избавляет от необходимости… Благодаря этому вы снижаете … Благодаря этому вы снижаете … Это увеличивает возможность… Это увеличивает возможность… Это способствует повышению … Это способствует повышению … Это сводит до минимума… Это сводит до минимума… Это укрепляет вашу … Это укрепляет вашу … Это оправдывает… Это оправдывает… Это делает более оптимальным… Это делает более оптимальным… Благодаря этому вы получаете… Благодаря этому вы получаете… Это облегчает… Это облегчает… За счет этого вы экономите … За счет этого вы экономите …

Работа с возражениями – умение убеждать аудиально (на слух) мы усваиваем только 5% информации; аудиально (на слух) мы усваиваем только 5% информации; аудиально + визуально – уже до 50%; аудиально, аудиально + визуально – уже до 50%; аудиально, визуально + записи от 60 до 70%; визуально + записи от 60 до 70%; а если аудиально, визуально, а еще записи подкрепляются упражнениями, то мы усваиваем до 90% информации. а если аудиально, визуально, а еще записи подкрепляются упражнениями, то мы усваиваем до 90% информации.

Виды аргументов Рациональные Рациональные (прямые): (прямые): Факты,цифры; Факты,цифры; Мнения экспертов; Мнения экспертов; Аналогии Аналогии Формула аргументов: 2 рациональных + 2 эмоциональных Эмоциональные Эмоциональные (косвенные): (косвенные): Свидетельства третьих лиц; Свидетельства третьих лиц; Примеры и демонстрация; Примеры и демонстрация; Личный опыт Личный опыт

Однако не со всеми больными врачу удается наладить взаимоотношения. Таких больных условно можно отнести к категориям: больные, не склонные к сотрудничеству с врачом; больные, не склонные к сотрудничеству с врачом; больные, имеющие цели, отличные от лечения; больные, имеющие цели, отличные от лечения; больные, с которыми трудно наладить взаимопонимание; больные, с которыми трудно наладить взаимопонимание; больные, доверительные отношения с которыми мешают процессу лечения. больные, доверительные отношения с которыми мешают процессу лечения.

Психология конфликта Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – одновременное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Противоречия могут существовать длительные период и не перерастать в конфликт. Поэтому, необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство

Функции конфликта Позитивные функции: Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Получение новой информации об оппоненте Получение новой информации об оппоненте Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Стимулирование к изменениям и развитию Стимулирование к изменениям и развитию Снятие синдрома покорности у подчиненных Снятие синдрома покорности у подчиненных Диагностика возможностей оппонентов Диагностика возможностей оппонентов Негативные функции: Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально- психологического климата в коллективе Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально- психологического климата в коллективе Представление о побежденных группах как о врагах Представление о побежденных группах как о врагах Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Стороны конфликта Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

Участники конфликта: прямые и косвенные Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут: Провоцировать конфликт и способствовать его развитию; Провоцировать конфликт и способствовать его развитию; Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению. Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению. Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно. Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно. Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей.

Выделяют конфликты: 1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет; 1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет; 2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. 2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. 3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. 3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.

Истинный конфликт Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий; Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий; Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств; Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств; Смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Неверно приписанный – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Неверно приписанный – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.

Межличностный конфликт. столкновение двух и более личностей с взаимопротивоположными, несовместимыми потребностями (мотивами, интересами, ценностями) в бытовой, производственной, экономической, политической и других сферах столкновение двух и более личностей с взаимопротивоположными, несовместимыми потребностями (мотивами, интересами, ценностями) в бытовой, производственной, экономической, политической и других сферах Объективные факторы – это реально существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно. Объективные факторы – это реально существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно. Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных (социально- психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности. Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных (социально- психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности.

Рефлексия процесса коммуникации Сам субъект, какой он есть в действительности; Сам субъект, какой он есть в действительности; Субъект, каким он видит самого себя; Субъект, каким он видит самого себя; Субъект, каким он видится другому. Субъект, каким он видится другому.

Барьеры общения: различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей; различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей; отсутствие эмпатии между общающимися; отсутствие эмпатии между общающимися; отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения; отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения; несовместимость характеров коммуникантов; несовместимость характеров коммуникантов; экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия; экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия; барьер отвращения (брезгливость). барьер отвращения (брезгливость). нарушение межличностной дистанции. нарушение межличностной дистанции. манипулирование в процессе общения одной из сторон; манипулирование в процессе общения одной из сторон; сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор). сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).

Стили поведения в конфликте

КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНЕ Конфликты в медицине, так же как и в других отраслях, происходят на трех уровнях противоречий (высшем, среднем и низком): Система здравоохранения – общество; Система здравоохранения – общество; Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал; Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал; Медицинский персонал – пациенты (и их родственники). Медицинский персонал – пациенты (и их родственники).

Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения На уровне «ОБЩЕСТВО – ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения. Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины. Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как: Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как: Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование; Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование; Закрытие участковых больниц; Закрытие участковых больниц; Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование; Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование; Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы. Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы.

Конфликты в системе врач – больной Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного, несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов. Например: Например: Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности; Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности; Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход); Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход); Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация. Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация. Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п. Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п. Помещение в палату с умирающим больным. Помещение в палату с умирающим больным. Требование в покупке медикаментов. Требование в покупке медикаментов. Требование вознаграждения за выполненную работу. Требование вознаграждения за выполненную работу.

Конфликты в системе врач – больной Субъективные конфликты. Этот тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может служить несоответствующее представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.

Конфликты в системе врач – больной Нереалистичные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.

Предметом конфликта в медицине выступают: объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические); объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические); субъективные причины (зависящие от врача): информационно- деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические. субъективные причины (зависящие от врача): информационно- деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические.

Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике: досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне врач – пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом; досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне врач – пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом; судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции специализированными третейскими судами. судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции специализированными третейскими судами.

Методы разрешения межличностных конфликтов Признание существующих между оппонентами противоречий. Признание существующих между оппонентами противоречий. После этого необходимо: После этого необходимо: - определить предмет спора; - очертить границы взаимных претензий; - выявить позиции сторон.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий: Отделение реальных причин конфликта от инцидента (формального повода для начала столкновения); Отделение реальных причин конфликта от инцидента (формального повода для начала столкновения); Концентрация внимания на существующих проблемах, а не на личных эмоциях; Концентрация внимания на существующих проблемах, а не на личных эмоциях; Действовать по принципу «здесь и сейчас»; Действовать по принципу «здесь и сейчас»; Создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; Создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого; Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого; Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента – говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности; Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента – говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности; Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества. Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Поведение в напряженной конфликтной ситуации Фаза 1. Настройка на партнера. Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях. Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы. Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние. Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние. Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?» Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?»

Фаза 2. Перестройка поведения партнера Техники выравнивания напряжения: Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу. Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу. Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера. Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера. Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера. Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера. Подчеркните свою общность с партнером. Подчеркните свою общность с партнером. Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас. Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас. Обратитесь к фактам. Обратитесь к фактам. В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации. В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации. Сохраняйте самообладание. Сохраняйте самообладание. Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо. Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо. Повторяйте самые неразумные слова партнера. Повторяйте самые неразумные слова партнера. Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние. Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.