Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания) Австрийский психолог, психиатр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин,
Advertisements

С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Выполнили студентки Гирс Светлана и Сенченко Виктория 2 Курс ППд.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители первые воспитатели.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Антропологическая концепция Э. Фромма: синтез марксизма и психоанализа.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт.
Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович Проверила: преподаватель Анастасия Владимировна Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович.
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
Лев Николаевич Толстой. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне ( Тульская губерния, Россия ) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым.
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа
Австрийский психолог, психиатр и невролог.. Зигмунд Фрейд (1922 год) Зигмунд Фрейд (1922 год)
Формы работы с родителями Составила: социальный педагог Архипова Е.С.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет им.Гагарина Ю.А.»
Альберт Бандура. Научный вклад В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он автор более.
Транксрипт:

Альфред Адлер (Alfred Adler) (7 февраля 1870, Пенциг, предместье Вены, Австро-Венгрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания) Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии и основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

Альфред Адлер рос в богатом пригороде Вены. Все его приятели и друзья были христианами. Будучи иудеем, он принял протестантскую веру в раннем возрасте. В годы учебы Адлер примкнул к группе студентов Венского университета для обсуждения «Капитала» Маркса. Он не стал марксистом, его отвращение к доктринерству ограждало его от полного принятия системы, но годы обучения привлекли его к вопросам социальной справедливости и политических реформ.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. В том же году он примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В декабре 1897 года Адлер женится в Москве на Раисе Тимофеевне Эпштейн, дочери русского эмигранта. У них родились четверо детей - Валентина в 1898 г., Александра в 1901 г., Курт в 1905 г. и Нелли в 1909 г. Александра и Курт впоследствии стали психиатрами и продолжили дело отца. Раиса Тимофеевна Адлер, жена Адлера

Альфред Адлер (до 1900) В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии". С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений " и в 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество. В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований.

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например: Прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи Многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста (А.В.Суворов, Наполеон)

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти). Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: Фикционный финализм Чувство неполноценности и компенсация Стремление к превосходству Стиль жизни Социальный интерес Творческое Я Порядок рождения

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми. Альфред Адлер с семьей и друзьями в Сальмансдорфе (1933)

В 1910 году Адлер был избран президентом Венского Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории - «непонятными». Альфред Адлер с Раисой, Александрой и коллегами

В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд Адлера О нервном характере (ber den nervsen Charakter), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер- Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг «Человекознание» (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

Адлер, читает лекцию в Берлине Адлер, читает лекцию в Скандинавии Кафе в гостинице Siller в Вене, где Альфред Адлер проводил неофициальные дискуссии с коллегами

В 1912 году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием - «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года - «Journal of Individual Psychology»). В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем - в США, где функционируют и поныне. Солдат Альфред Адлер (1891, возраст - 21 год)

В 1914 году Адлер добровольно поступает на службу в австрийскую армию. Занимаясь лечением военных неврозов, он приходит к выводу о глубоких психологических корнях войны, маскируемых идеологией. Причина, толкающая человека убивать и разрушать, обусловлена не классовыми и государственными интересами, а чувством неполноценности и недостатком социального чувства. Эта ущербность массовой личности может быть преодолена, по Адлеру, лишь специальной системой воспитания, которая должна помочь семье, школе и обществу воспитать психологически здоровую личность. В Австрии и Германии Адлер основывает специальные клиники, в которых врач не только лечит, но и воспитывает, просвещает и практически разрешает социальные конфликты. В адлеровских клиниках проводились совместные консультации детей, родителей и учителей в присутствии большой аудитории. Загородный дом Адлера в Салмансдорфе

Адлер впервые посетил США в конце 1926 г. Он читал лекции, был приглашенным профессором Колумбийского университета в 1929 г., стал первым заведующим кафедрой медицинской психологии в медицинском колледже Лонг-Айленда в 1932 г. В этот период он работал над совершенствованием своего английского (который описывали как "хромающий") и даже научился в возрасте 60 лет водить автомобиль. Колумбийский университет Флайер на семинар Адлера в Институте Вильяма в Беркли, Калифорния

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала. Австрия – январь 1930 года Адлер был назначен почетным гражданином города Вены

Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров. Адлер перевязывает руку ребенку

Lydia Sicher - психиатр, первая ассистентка Адлера в Вене

Альфред Адлер с Куртом, Нелли, Софи Лазарфельд и друзьями

Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг- Айленском медицинском колледже в 1932 году.

Адлер, будучи в Америке, постепенно отходит от науки в сторону пропагандистской и просветительской деятельности. Стремясь расширить свою аудиторию, он упрощает проблему, сбиваясь на проповедь. Когда его упрекают в упрощении, он отвечает: "Я потратил 40 лет, чтобы сделать мою психологию понятной. Я мог бы сделать ее еще более простой, сказав, что все неврозы - от тщеславия. Но и это могло бы оказаться слишком сложным для понимания многих".

В середине 1930-х гг. в Австрии к власти пришли фашисты. В связи с этим Адлер с женой с 1935 г. постоянно жили в Нью-Йорке. Трое детей переехали с ними, а Валентина бежала в Россию (где вскоре погибла вследствие сталинских репрессий). Находясь в Соединенных Штатах, Адлер вел напряженный образ жизни - читал лекции и много писал. Alfred Adler's американская эмиграционная карточка - сентябрь, 24, 1933

Об Адлере были высказаны различные, в основном, положительные мнения. Его считали, правда, "чересчур самолюбивым". Ф.Виттельс, называя Адлера "на редкость умным человеком", все же отмечал, что тот "пожинает дешевые лавры", стремясь объяснить психоанализ профанам на языке "здравого смысла" и этим, по сути дела, отбрасывает глубочайшую проблематичность этого "здравого смысла", который необходимо истолковывать, исходя из бессознательных механизмов. Дж. Раттнер говорил об Адлере, как о великолепном ораторе, который "заставлял каждого думать вместе с ним". К. Роджерс вспоминает, что был поражен "обманчиво простой манерой Адлера обращаться к ребенку" и признает, что очень многому научился от него. Живя в США, Адлер много путешествует, выступает с лекциями в разных странах. Неизвестность о судьбе дочери - это боль последних лет его жизни. Все силы Адлера были направлены на одну цель - воспитание детей и воспитание воспитателей. В 1937 году Адлер умирает от сердечного приступа во время лекционной поездки в Шотландию.

Под самоизоляцией человека нетрудно обнаружить фундамент из честолюбия и тщеславия. Изречения Альфреда Адлера Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей. Значительное число явлений представляется нам как своего рода плохая шутка. Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней. В нашей цивилизации не проявляют большого уважения к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить. Мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла. Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности. Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека.

Концепция индивидуальной теории личности Человек является целостной, неделимой и единой личностью Каждый индивид является творческой личностью Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля» Самоутверждение как компенсация «комплекса неполноценности»

Типы поведения 1. Управляющий. Самоуверенность, напористость, активность людей, ориентация на превосходство над другими. 2. Берущий. Низкие уровни социального интереса и активности, паразитирующее существование в обществе. 3. Избегающий. Спасение бегством от решения проблем, низкая социальная активность и отсутствие активности. 4. Социально-полезный. Сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству

Влияние общества на личность Главное значение в процессе развития личности Эго Общество ограничивает творческие возможности, определяя правила и законы Личность не может изолированно существовать вне общества «Вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума»