МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД Научный руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Озерова Екатерина Николаевна Мониторинг качества профессионально- коммуникативного обучения иностранных студентов-медиков как лингводидактическая технология.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Белорусский Государственный Университет ГУО «Центр проблем развития образования» Ольшевская Мария Владимировна Коммуникативно-когнитивный подход к обучению.
Требования к структуре и формату презентации инженерного кейса Международный инженерный чемпионат «CASE-IN».«Студенческая лига»
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД Научный руководитель Сергей Николаевич Северин кандидат педагогических наук, доцент Магистрант Лилия Вячеславовна Ульяницкая-Гоменюк

8% - минимальный уровень сформированности коммуникативной компетентности 92% - нормативный уровень сформированности коммуникативной компетентности 0% - сверхнормативный уровень сформированности коммуникативной компетентности

Задачи исследования: 1. Конкретизировать сущность понятия «коммуникативная компетентность», определить критерии, показатели и уровни ее сформированности у студентов первого курса языковых специальностей. 2. Уточнить функции когнитивно-коммуникативного подхода в контексте языкового образования студентов и разработать модель формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей. 3. Обосновать с позиции когнитивно-коммуникативного подхода и разработать методику формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей. 4. Экспериментально апробировать и определить эффективность методики формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей.

Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – интегративное профессионально- личностное качество специалиста, обладающего лингвистическими, коммуникативными и социокультурными знаниями, стратегиями, опытом и умением эффективного социального взаимодействия с представителями родной и иной культур.

Лингвистические, коммуникативные и социокультурные ЗНАНИЯ Лингвистические, коммуникативные и социокультурные УМЕНИЯ ОПЫТ взаимодействия с представителями иной культуры МОТИВАЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КРИТЕРИИ сформированности коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей: лингвистические, коммуникативные и социокультурные знания; лингвистические, коммуникативные и социокультурные умения; опыт взаимодействия с представителями иной культуры; мотивация.

УРОВНИ сформированности коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей: нулевой минимальный нормативный сверхнормативный

Функции когнитивно- коммуникативного подхода: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЕДИНСТВЕ С ОВЛАДЕНИЕМ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА, ПОСРЕДСТВОМ ИНОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ВАРИАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ (формирование ассоциаций и аналогий; перефразирование; связывание; группировка; классификация; идентификация основных идей и др.).

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 1. Концептуальный блок 2. Целевой блок 3. Диагностический блок 4. Конструктивно- содержательный блок 5. Инструментальный блок 6. Блок ресурсообеспечения 7. Результативный блок

МЕТОДИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности; отбор содержания обучения иностранному языку конкретной целевой группы; подборка материала и разработка упражнений для достижения стратегической цели обучения.

2 ЭТАП: РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний; ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: обеспечить вариативность упражнений, требующих категоризации, классификации, обобщения, систематизации, применения языковой догадки, установки корреляций, а также задействования стратегий, обусловливающих такие процессы восприятия как выделение определенных признаков и идентификация.

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ и РАЗВИТИЯ лингвистических, коммуникативных и социокультурных умений; ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: создать ситуации для развития стратегий контекстуальной речевой догадки, синтеза, анализа, интерференции (упражнения на установление логических связей, сравнение, сопоставление, выделение из контекста релевантной информации, формулирование выводов и умозаключений путем логической индукции и дедукции).

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ когнитивного, коммуникативного, рефлексивного опыта Формирование стратегий критической оценки и интерпретации новой информации в рамках диалога культур. Ключевая роль отводится таким методам и формам работы как: игровые, диалогические, проблемно- поисковые, эвристические, задач но- ситуационные, анализа конкретных ситуаций (case study), а также методу проектов.

3 ЭТАП: ДИАГНОСТИКИ И РЕФЛЕКСИИ обратная связь преподавателя и студентов

Методическая разработка по теме «БрГУ им. А.С. Пушкина – Мой Университет» Когнитивные стратегии Поиск, структурирование, компоновка инфо; разработка когнитивной карты, кратких выводов; сравнительный и сопоставительный анализ Коммуникативные задачи Выражение своего мнения, согласия/несогласия; рассказ о структуре университете; доклад о преимуществах получения образования в университете по специальности «Современные иностранные языки» Форма работы Индивидуальная, парная, групповая Формируемые знания Лексический материал по теме «Университет», «Структура университета» Формируемые и развиваемые умения Просмотровое чтение, конспектирование, восприятие иноязычной речи на слух, подготовка сообщения и его презентация, участие в ролевой игре Формируемый опыт Когнитивный, коммуникативный, рефлексивный

1 этап 1) Изучите информацию о факультетах Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина на сайте 2) Запишите ключевые слова о каждом факультете. 3) Нарисуйте схему университета с названиями факультетов используя ключевые слова. Текст представьте в виде: когнитивной карты, диаграммы, таблицы, схемы, кругов Эйлера, например:

4) Используя разработанную когнитивную карту / схему / таблицу / диаграмму, расскажите своему партнеру о структуре университета и факультетах своего ВУЗа, затем поменяйтесь ролями.

2 этап 5) Подготовьте выступление /презентацию о Вашем университете для иностранного студента. Расскажите о всех плюсах обучения в Вашем университете. 6) Используя возможности сети Интернет найдите университеты, предлагающие получение высшего образования по Вашей специальности. Сравните образовательные программы Вашего университета с найденным Вами. Сравните и обобщите информацию. Представьте информацию в объеме слов.

3 этап 7) Представьте, что Вы стали студентом первого курса университета (колледжа) в Канаде / Англии /США /Швеции/ Австралии/ Китае/Тайланде. Расскажите об особенностях обучения в Вашей стране (изучаемых дисциплинах, дистанционном обучении, требованиях к студенту, стоимости обучения и др.). Используйте ресурсы сети Интернет для поиска необходимой инфо, результат представьте в виде ролевой игры на тему: «Встреча бывших одноклассников».

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента Экспериментальная Группа Контрольная Группа Студент Констатирующи й этап Контрольный этап Студент Констатирующи й этап Контрольны й этап 2 нормативный сверхнормативный 4 нормативный 5 сверхнормативный 5 нормативный сверхнормативный 6 нормативный минимальный нормативный 9 сверхнормативный 10 нормативный 10 нормативный 11 нормативный 11 нормативный 12 минимальный нормативный 12 нормативный 13 нормативный сверхнормативный 13 нормативный 14 нормативный

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗРАБОТАНА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ОПЫТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ЕДИНСТВЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И МОТИВАЦИИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!