Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы Выполнил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 9 г.о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование критического мышления на уроках средствами ИКТ. Выполнила: учитель МОУ»Покоснинская СОШ» Стариченко Надежда Николаевна. I квалификационная.
Advertisements

Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Технология проблемного обучения в начальной школе.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Новые педагогические технологии Технология развития критического мышления.
Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Транксрипт:

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы Выполнил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 9 г.о. Чапаевск Ягова Оксана Константиновна

ВВЕДЕНИЕ. Сегодня нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают, востребованными остаются 10-15% из изученного. В концепции модернизации образования (2001 г.) главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Теория развития критического мышления - ТРКМ- современная технология, способная решать задачи современного образования.

Противоречия. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУНы, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися. Заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение В 2004 г издательство «Просвещение» выпустило пособие для учителя «Развитие критического мышления на уроке». (С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская), Но это теория, а воплотить её очень трудно: нет собственного опыта, нет готовых рецептов, нет в школе методистов, способных помочь в этом вопросе, да и материально-техническая база желает быть лучше.

Актуальность Сегодня нужен выпускник, у которого будут сформированы творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Это та профессиональная проблема, которую я предполагаю решить, используя ТРКМЧП.

Цель, которую я ставлю, применяя ТРКМЧП - научить школьников критически преобразовывать, переживать, и, самое главное, "присваивать" предложенную информацию; - помочь им освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысить уровень и качество образования в целом.

Предполагаю Именно ТРКМ поможет подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становиться и моей целью.

Основные задачи: - изучить теоретический материал по технологии РКМЧП; - овладеть способами проведения уроков в рамках технологии; - спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления; - провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии; - разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии; - провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы и русского языка в 7-9 классах; - выявить преимущества данной технологии; - проанализировать результаты деятельности учащихся.

Определение критического мышления В русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение ( тезис, идея положение), поддерживаемое доводами. Каждый довод, в свою очередь, подкрепляется доказательствами (статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения).

Чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно помочь ему развить в себе ряд качеств: 1. Готовность к планированию. Гибкость Настойчивость Готовность исправлять ошибки Осознание Поиск компромиссных решений Это тот новый образовательный результат, к которому я хочу привести своих учеников.

Структура технологии 1 стадия ВЫЗОВ. Актуализация имеющих знаний;пробуждение интереса к получению информации;постановка учеником собственных целей обучения. 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ. Получение новой информации;корректировка учеником поставленных целей обучения 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ. размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения

Инновационность Представляется опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, учащийся сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом любого стиля и типа речи, с информацией.

Условия реализации ТРКМЧП Учителю изучить технологию, пройти курсы, создать условия для ученика, чтобы обрести уверенность в себе Технологии: ведение двухчастного дневника прием «ИНСЕРТ» мозговая а Технологиитака «Мысли по кругу» «сводная таблица»

Диагностика результативности учащихся в режиме ТРКМПЧ Сопровождающая и обобщающая. выделяются следующие уровни: Воспроизведение – узнавание и вызов информации. Понимание – интерпретация материала, схем. Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования.

«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Учащиеся изображают герб помещика, представляют и защищают свою работу, объясняют, отвечают на вопросы одноклассников. Так, лицо Манилова изображено в виде сахарницы, а все детали лица – глаза, нос, рот – кусочки рафинада. Голова Коробочки – это комод, рот – выдвинутый ящик, а глаза и нос – завязанные мешочки…

Заключение Цели РКМ отвечают целям обучения русскому языку и литературе на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.