Музыкальные салоны пушкинской эпохи. Салоны Салоны, франц. salon ( от итальян. salone - большая зала ). Первоначальное значение: комната, служащая для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первые по времени салоны появились, вероятно, во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века). Знатная итальянка Джулия Савели вышла замуж за господина.
Advertisements

Литературные салоны первой половины XIX века Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 494 Колногорова А.Д.
Полушутливый, так называемый Донжуанский список Пушкина породил всплеск интереса пушкинистов к адресатам его любви. Часто бывая в доме Ушаковых, где его.
Музей-усадьба «Приютино» Приютино – одна из немногих сохранившихся до наших дней под Петербургом усадеб первой половины XIX века – принадлежала А.Н.Оленину,
Урок краеведения в 9 классе. Есть дача за Невой… Есть дача или мыза, Приют для добрых душ, Где добрая Элиза И с ней почтенный муж, С открытою душою И.
Полушутливый, так называемый Донжуанский список Пушкина породил всплеск интереса пушкинистов к адресатам его любви. Часто бывая в доме Ушаковых, где его.
Полушутливый, так называемый Донжуанский список Пушкина породил всплеск интереса пушкинистов к адресатам его любви. Часто бывая в доме Ушаковых, где его.
Любовная лирика А.С.Пушкина. Бакунина Екатерина Павловна.
Для 9 классов. Тема любви в творчестве Пушкина, пожалуй, одна из главных тем его творчества. Любовь сопровождает поэта всю его жизнь и творчество.
В любовных стихотворениях выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил.
Легко ли быть хозяйкой музыкального салона В гостиной истинно дворянской Чуждались щегольства речей И щекотливости мещанской Журнальных чопорных судей.
Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости. М. Глинка.
Устный журнал «Поэты пушкинской поры» Далёкий отсвет пушкинской плеяды… Нам вряд ли увидать другой такой.
ДЕЛЬВИГ АНТОН АНТОНОВИЧ
Литературный Петербург Первая половина XIX века – «золотой век» русской культуры.
Детство А.С.Пушкина. Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…
…нажать на эту кнопку и перейти к другим экспонатам. …нажать на эту кнопку и вернуться на главную страницу.
«Семья и семейные ценности» Роль музыки в сохранении и укреплении семейных ценностей Учитель музыки МБОУ СОШ 8 г. Туапсе Терзиян Людмила Рафиковна.
Презентация к уроку по истории и культуре Санкт – Петербурга учителя ГДОУ школы 123 учителя ГДОУ школы 123 Выборгского района г. Санкт – Петербурга Мосенковой.
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать.
Транксрипт:

Музыкальные салоны пушкинской эпохи

Салоны Салоны, франц. salon ( от итальян. salone - большая зала ). Первоначальное значение: комната, служащая для приема гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи.

Хозяйки и хозяева салонов Салон - это, прежде всего, его хозяйка - женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Хозяйки известных салонов, такие как, маркиза Рамбулье, мадам Бурдоне, мадам Граммон или мадам Рекамье - по праву оставили в истории свои имена. В России - это З.Н.Волконская и А.О. Смирнова-Россет, Е.М.Хитрово и А.П.Елагина и др. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А.Н.Оленин, В.Ф.Одоевский, М.Ю.Вильегорский, В.А.Соллогуб.

Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова ( гг.) Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее была сестрой знаменитого князя Юсупова. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование. В 1816 году в Петербурге она открывает салон. Ее дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима (разумеются сцены с весталками, а не с гетерами). Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне. За эти бдения Голицыну прозвали "ночной княгиней" ("la Princesse Nocturne"). Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюбленный: Не спрашивай, зачем унылой думой Среди любви я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый, Зачем не мил мне сладкой жизни сон.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская ( ) В салоне З.А. Волконской бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич. Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи "Погасло дневное светило…" Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне и посвятил З. Волконской эти стихи: Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, И над задумчивым челом, Двойным увенчанным венком, И вьется и пылает гений…

Дом семьи Карамзиных Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было бы назвать «семейным приютом муз». Гостей здесь ждали всегда. В красной гостиной с простыми соломенными креслами царили самовар и… русский язык! Это была единственная гостиная в Петербурге, где в то время предпочитали родную речь и не играли в карты. Поэты в скромных сюртуках и заехавшие мимоездом одетые по бальному первые красавицы, дипломаты и провинциальные родственники, – все находили для себя интерес и душевное отдохновение в салоне, который вели жена историка Карамзина Екатерина Андреевна и ее дочери Софья и Екатерина. Из черновых набросков к «Евгению Онегину»

Дом семьи Карамзиных В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И. Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором.

Салон Алексея Николаевича Оленина Салон Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина не мог не быть одним из главных очагов (точнее – камельков) культуры Северной Пальмиры в начале 19-го столетия. Рыженький и горбатенький, но необычайно легкий в общении, остроумный и любезный Оленин удивительно сочетал в себе сердечность, ум, глубокую образованность с потрясающей способностью к «искательству. И если выбирать ему приходилось между музами и карьерой, он всегда бестрепетно предпочитал второе. Оленин оставался литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин. Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно.

Салон Алексея Николаевича Оленина В столичном доме и усадьбе Приютино Алексея Николаевича Оленина начинающие художники и писатели всегда находили поддержку и протекцию своим дарованиям. Об этом с благодарностью вспоминали многие, в том числе С. С. Уваров, Ф. Ф. Вигель, М. Ф. Каменская, Ф. П. Толстой. Основатель и первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, человек творческий и увлекающийся, А. Н. Оленин имел притязания на звание литератора, историка, археолога, палеографа, знатока, ценителя и коллекционера древнерусских рукописей, оружия. Сам император Александр I называл его Tausendkünstler, тысячеискусником.

Салон Алексея Николаевича Оленина В дневнике дочери Анны, сочинившей музыку к думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», отмечается благородная миссия отца в духовном сближении творческих людей разных поколений: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что перепало. В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щед-рина и проч., почерпала я все, что было в то время лучшего». Салон также посещали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Д. И. Языков, П. А. Катенин, М. Ю. Виельгорский, Ф. П. Толстой, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, С. И. Гальберг, А. М. и Н. М. Муравьевы. В салоне А. Н. Оленина познакомились М. П. Бестужев-Рюмин и А. С. Пушкин. Здесь актеры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли.