ЧЕЛОВЕК Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. Высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧЕЛОВЕК Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Advertisements

Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру.
Обществознание 8 класс Урок 6. Приведите пример какой - либо известной личности, которую можно считать примером для подражания ?
Быть личностью 8 класс
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Деятельность как способ существования людей. Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Смысл жизни и цель жизни человека.
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Быть личностью
Работу выполнила: ученица 8а класса МБОУ «Лицей 18» Данилова Анна Учитель: Офёркина М.П.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
А 1. Кто является автором теории происхождения человека от животного: 1) Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4) Ж. Кювье Правильный ответ.
Обществознание 8 класс Урок 6. Приведите пример какой - либо известной личности, которую можно считать примером для подражания ?
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Транксрипт:

ЧЕЛОВЕК Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. Высшая ступень развития живых организмов на Земле

Теория происхождения человека – антропогенез (2, 5 млн. лет назад) Религиозная Палеовизит Естественно-научные (материалистические) -Ч. Дарвин (человек, как биологический вид имеет естественное природное происхождение) -Ф.Энгельс ( главная причина появления человека- труд )

Человек- биосоциальное существо Биологическое существо Социальное существо Принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность.

Отличия человека от животного: 1.Трудится, изготавливает орудия труда 2. Мышление 3. Членораздельная речь 4. Сознательная целенаправленная, творческая деятельность 5. Удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности ( и создает духовные блага, не только материальные)

Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны Человек – существо биосоциальное!

Человека от животных отличает способность: 1)к обмену информацией с себе подобными 2)к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию 3)к усвоению форм поведения других 4)к совместному изготовлению орудий труда

Потребности - нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования Виды потребностей: -Биологические (пища, одежда, жилище) -Социальные (общение, общественная деятельность) -Духовные (Идеальные, Познавательные) (знание, творческая деятельность) Все они взаимосвязаны.

Человеческие / животные потребности Животные Человек Инстинкты+ Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации

Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность: 1)в трудовой деятельности 2)в нормальном теплообмене 3)в сохранении здоровья 4)в физической активности

Деятельность –способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели Мотив - цель – методы и средства – процесс- результат

Мотивы деятельности Мотив – побудительная причина Потребности Интересы Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития Интересы – обобщенное выражение потребностей людей

Элементы деятельности субъект объект потребности цель средства результат Цель оправдывает средства Н. Макиавелли Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами Н.С. Лесков

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности приобретение знаний и способов действий достижение практического результата установление и развитие взаимных отношений

Творчество Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей в материальных ценностях Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей Материально- Производственная (преобразование природы) Социально- Преобразовательная (преобразование Общества)

Духовная -Познавательная (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях. -Ценностно-ориентировочная (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения ) -Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

ОБЩЕНИЕ 1. По используемым средствам -Непосредственное ( руки, голос, голова – с помощью естественных органов) -- Опосредованное (газета, диски, Интернет – с помощью изобретенных средств или специально приспособленных) -Прямое – личные контакты -Косвенное – через посредников 2. По субъектам общения -Между реальными субъектами -Между реальным субъектом и иллюзорным партнером ( с домашними животными, игрушками) -Между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос») -Между воображаемыми партнерами ( художественными образами произведений)

Функции общения Социализация- формирование и развитие межличностных отношений в качестве условий становления человека как личности Познавательная – познание людьми друг друга Психологическая – осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Организационная – организация совместной деятельности людей Отождествления (противопоставления) – выражение причастности человека к группе (Я- свой или Я – чужой)

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Типы мышления: -Образное (задача дана наглядно, в конкретной форме- первобытный человек) -Понятийное (теоретическое) – задача поставлена как теоретическая, используется абстрактное понятие- современный человек -Знаковое- обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственным, знаковым языком.

Цель и смысл жизни Цель жизни- некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека Смысл жизни- осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации

Концепции смысла жизни Наименование концепции Ее сущность Аскетизм (гр. – упражняюсь)Жизнь-это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов Гедонизм (гр. – наслаждение)Жить- значит наслаждаться Прагматизм (гр. – дело, действие)Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения Утилитаризм (гр. – польза)Жить- значит из всего извлекать пользу Эвдемонизм (гр. – блаженство, счастье) Жизнь- стремление к счастью как подлинному назначению человека Этика долга Жизнь- это самопожертвование

Проблема смысла жизни Объективная сторона Субъективная сторона Каждый человек – биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни Человек осознает принадлежность к конкретно- историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание совей деятельности человек ищет в разных направлениях : в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра и др.

Смысл жизни Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования

Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур ( гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген ( гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон ( гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант ( гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Бытие человека Существование человека во всем многообразии его проявлений Все то, что есть

Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимость каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

Структура личности Социальный статус – место человека в системе общественных отношений Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются- личностью становятся в процессе социализации

Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза ( ) способность воспроизводить действительность в идеальных образах

Социализация (лат. общественный)- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: -НАЧАЛЬНЫЙ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В СЕМЬЕ, ДЕТСКОМ САДУ -СРЕДНИЙ – ЮНОСТЬ, ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ -ЗАВЕРШАЮЩИЙ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, ОСВАИМАЮЩЕГО НОВЫЕ РОЛИ – СУПРУГ, РОДИТЕЛЬ, ДЕДУШКА, СПЕЦИАЛИСТ И Т.Д.

Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство юность зрелость старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа (1), армия, церковь, СМИ (2) + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования

ВСЕ ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ ПОНЯТИЕМ «АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИИ» -Национальные традиции и обычаи -Государственная политика -СМИ -Социальное окружение -Образование -Самовоспитание

Расширение и углубление социализации происходит В сфере деятельности – расширение ее видов, выделение главного в ней, ее осмысление В сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения В сфере самосознания – формирование образа собственного Я ( «я»- концепция- представление человека о самом себе) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли

Задатки и способности Задатки – врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы. Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Уровни развития способностей Гениальность (высший уровень развития способностей и талантов) Талант (выдающиеся способности) Одаренность (сочетание различных развитых способностей)

Внутренний (духовный) мир человека - Это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного (внутреннего) мира человека -Познание (потребность в знаниях о себе, окружающем мире, смысле и значении жизни) – формирует интеллект человека (совокупность умственных способностей) -Эмоции (субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений) – удивление, радость, страх, гнев

Структура духовного мира человека -чувства (эмоциональное состояние, более длительное чем эмоции) 1. Нравственные – дружба, любовь, патриотизм 2. Эстетически – восторг, отвращение, тоска 3. Интеллектуальные – любопытство, сомнение

Структура духовного мира человека -Мировоззрение (система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире) Структура мировоззрения: -Знания -Духовные ценности -Принципы -Идеалы -Убеждения -Идеи

Особенности мировоззрения 1. Оно всегда исторично, т.е. связано с теми проблемами которыми живет общество 2. В мировоззрении могут проявляться догматизм (Догмати́зм (греч. мнение, учение, решение) способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.), скептицизм (Скептици́зм (греч. рассматривающий, исследующий) философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.), разумный критицизм ( критическое отношение к чему- либо)греч. догмамигреч. философскоесомнение 3. Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Пути формирования мировоззрения 1. Стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) 2. Осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов). Может быть оптимистическим и пессиместическим

Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека

Значение мировоззрения: -Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности -Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей -Вооружает методами познания и деятельности -Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры

Менталитет (лат. умственный) Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практически делам, представляет собой менталитет человека. Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Т.о. внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в тоже время противоречивое явление.

Свобода и ответственность Обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (бог, судьба, рок)? -фатализм- мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости ( все заранее предопределено, исключается возможность выбора и случайность) -волюнтаризм- мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего (решения принимаются лишь с субъективными оценками и желаниями)

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода есть там где есть выбор. Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок.

Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Социальная ответственность – выражается в склонности человека вести себя в соответствии и интересами других людей.

Поведение Это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Отклоняющееся поведение (девиантное) Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1)врожденная предрасположенность 2)неблагоприятная социальная среда 3)политические, экономические кризисы 4)конфликт между господствующей культурой и субкультурой

Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется: 1)цель деятельности 2)результат деятельности 3)мотив деятельности 4)потребность

Способности – это: 1)врожденные анатомо-физиологические качества человека 2)индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность 3)умение сопереживать 4)умение жить в коллективе

Вид деятельности, характерный не только для людей: 1)материально-производственная 2)познавательная 3)творческая 4)игровая

В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны