«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В. ГОГОЛЯ. Образ маленького человека в литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет. Место повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести» Презентацию подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Advertisements

Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Презентация. "Петербургские повести" Н.В.Гоголь
Тема «Маленького человека» существовала в русской литературе и до ее проявления в произведениях Н.В. Гоголя. Впервые она была обозначена в «Медном всаднике»
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя. Все мы вышли из гоголевской шинели. Ф. М. Достоевский.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель. Выполнили работу: Самородов. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А.
Сюжет ??? Знакомьтесь, Акакий Акакьевич Имя героя Происхождение Семья Окружение Имя героя Происхождение Семья Окружение.
Цель работы: изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. Цель работы: изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. Задачи:
Н.В.Гоголь «Портрет». вне человека или внутри его? Добро и зло.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка,
Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Выполнила: ученица 7-го.
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.
Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель». Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель».
Урок литературы 8 класс. В черновом варианте произведение называлось: « Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Основой произведения стал услышанный Н.В.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация по произведению Н.В. Гоголя "Шинель"
«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Ф.М.Достоевский.
o Невский проспект o Нос o Портрет o Шинель o Записи сумасшедшего o Коляска.
Сопоставительный анализ образов «лишних» людей в литературе 19 века. Выполнил ученик 10 в класса Васечкин Пётр.
Транксрипт:

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В. ГОГОЛЯ. Образ маленького человека в литературе.

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где... кроме фонаря, все дышит обманом. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

«Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в годах XIX века. Маленький человек это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И Н.В. ГОГОЛЬ Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь узнал на собственном опыте положение бедного чиновника. И именно это позволило Гоголю во всех красках показать Петербург с его внешним лоском и внутренним убожеством.

Невский проспект (1833 – 1834) Нос (1832 – 1833) Портрет (1833 – 1834) Шинель (1841) Коляска (1835) Записки сумасшедшего (1834) Невский проспект (1833 – 1834) Нос (1832 – 1833) Портрет (1833 – 1834) Шинель (1841) Коляска (1835) Записки сумасшедшего (1834) Содержание сборника Петербургские повести

«Маленький человек» в повести «Шинель» Страдает несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин. Никто не заступился за него, никто не поддержал его в его беде. И будучи не в состоянии перенести такое горе. Башмачкин умирает. И только после своей смерти он начинает протестовать.

История «маленького человека» в «Невском проспекте» Пропадает герой «Невского проспекта» художник Пискарёв, который стал жертвой циничной действительности. Это может прозвучать жестоко, но погибает он из-за собственных романтических иллюзий.

«Маленький человек» в повести «Записки сумасшедшего» Поприщин страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга. Именно поэтому он так мечтает о дочери начальника департамента. Но его мечта несбыточна, и он сходит с ума.

«Маленький человек» в повести «Нос» Майор Ковалев из повести «Нос» - жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, облеченный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.

МЕСТО ПОВЕСТИ «ПОРТРЕТ» В СБОРНИКЕ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство - это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы Чартков был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство.

Основная проблема, которая интересовала здесь Гоголя, – это проблема искусства, и проблема художника. …Масса публики, – писал он, – представляющая в лице своем нацию, очень странна в своих желаниях; она кричит: Изобрази нас так, как мы есть, в совершенной истине… Но попробуй поэт… изобразить все в совершенной истине… она тотчас заговорит… это нехорошо…. Аналогичная ситуация в Портрете: Дамы требовали облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Мужчины тоже были ничем не лучше дам.

Портрет молодой девушки, который Чартков рисовал на заказ

ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО «СОБЛАЗНИЛО» ЧАРТКОВА ТОЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ - НЕОБЫЧАЙНЫЙ ПОРТРЕТ С ЖИВЫМИ ГЛАЗАМИ. «ЭТО БЫЛО УЖЕ НЕ ИСКУССТВО: ЭТО РАЗРУШАЛО ДАЖЕ ГАРМОНИЮ САМОГО ПОРТРЕТА».«ЖИВОСТЬ» ИЗОБРАЖЕНИЯ У ХУДОЖНИКА- КОПИИСТА ДЛЯ ГОГОЛЯ - ЭТО НЕ ПРОСТО ПОВЕРХНОСТНОЕ ИСКУССТВО: ЭТО ОРУДИЕ МИРОВОГО ЗЛА И ЕГО КОНКРЕТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ - ДЕНЕЖНОЙ ВЛАСТИ: С ПОРТРЕТА ГЛЯДЯТ ЖИВЫЕ ГЛАЗА РОСТОВЩИКА.

Сон Чарткова, в котором старик с портрета вышел и начал пересчитывать золотые червонцы

Хуже всего то, что в самом конце повести мы понимаем, что именно это дьявольское искусство и обладает своим зловещим правом на вечность. И всякая попытка его уничтожить – тщетна: Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!