Тема 6. Обязанности и права сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Доцент кафедры к.ю.н. Чокина М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВА ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Advertisements

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Министерство Внутренних Дел Машниной Дарьи 23 П. СТРУКТУРА Милиция состоит из: 1) криминальной милиции, 2) милиции общественной безопасности; 3) иных.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. Выполнил: Якушев М.Д.
Весенняя школа «Молодёжь против коррупции» Ялта, Украина Задачи оперативно-розыскной деятельности: поиск и фиксация фактических данных о: противоправных.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ Административная и уголовная Д и с ц и п л и н а р н а я Возмещение вреда, причиненного.
Студент: Жукова Татьяна Группа: Врб-14-2 р. Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование.
1.Основные направления деятельности правоохранительных органов. 2. Министерство юстиции РК. 3. Комитет государственных доходов министерства финансов РК.
ГосударственныйМуниципальныйОбщественный Специально уполномоченными государственными органами: Росреестр Росприроднадзор Органами местного самоуправления.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Прохождение военной службы Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе», другими федеральными.
Тема: Законы и другие нормативные акты РФ по обеспечению безопасности Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Положения.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН О современных требованиях к аттестации профессиональных и нештатных аварийно- спасательных формирований опасных производственных объектов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра «Таможенное дело» Магистерская.
Транксрипт:

Тема 6. Обязанности и права сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Доцент кафедры к.ю.н. Чокина М.В.

План: 1.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оперативно- розыскной деятельности». 2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, их перечень. 3. Права органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность при решении задач оперативно-розыскной деятельности, их перечень.

Согласно ст. 6 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют: 1) органы внутренних дел; 2) органы национальной безопасности; 3) уполномоченный орган в сфере внешней разведки; 4) органы военной разведки Министерства обороны; 5) антикоррупционная служба; 6) Служба государственной охраны Республики Казахстан; 7) служба экономических расследований. 2. Перечень органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.

Выше перечисленные органы являются субъектами ОРД, т.е. это - государственные органы и должностные лица, состоящие в их штатах, которые согласно Закону, имеют право осуществлять оперативно-розыскные функции. Оперативно-розыскная деятельность в силу своей правовой природы представляет собой функцию уголовной юстиции, предназначенную для поиска и фиксации информации, необходимой для решения задач, предусмотренных ст. 2 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом, разведывательно-поисковая работа осуществляется с учетом определенных направлений присущих каждому конкретному субъекту осуществляемому ОРД.

В структуре каждого субъекта ОРД создаются оперативные подразделения, которые осуществляют оперативно-розыскную работу согласно своего статуса и поставленным перед ними задач. Система оперативных подразделений органа, осуществляющего ОРД, имеет внутреннюю структуру в виде отраслевых служб. Последние функционируют в соответствии с общей компетенцией оперативно-розыскного ведомства, однако адекватно определенной им сферы деятельности. Оперативные подразделения, являющиеся звеньями отраслевой оперативной службы, функционируют, учитывая, специфику как своего ведомства, так и службы, к которой принадлежат.

Органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Задачи органов внутренних дел Органы внутренних дел, призванные служить народу Казахстана, в целях обеспечения общественной безопасности осуществляют следующие задачи: 1) профилактику правонарушений; 2) охрану общественного порядка; 3) борьбу с преступностью; 4) исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также административных взысканий; 5) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны. 2. Иные задачи на органы внутренних дел возлагаются законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Основным оперативным подразделением МВД являются: Криминальная полиция, которая состоит из подразделений по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, иных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

ОРГАНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий, обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.

Задачи органов национальной безопасности 1) участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внешней разведке";Законом 3) осуществление контрразведывательной деятельности; 3-1) координация и осуществление деятельности по противодействию техническим разведкам в отношении сведений, составляющих государственные секреты; 4) выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан; 4-1) координация деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Республике Казахстан;

Задачи органов национальной безопасности 5) выявление, пресечение, раскрытие и расследование уголовных правонарушений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности; 6) обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время; 7) организация шифровальной работы в уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан; 8) обеспечение защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; 9) обеспечение физической защиты загранучреждений Республики Казахстан. 2. Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Субъекты внешней разведки 1 ) уполномоченный орган в сфере внешней разведки, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан; 2) органы национальной безопасности Республики Казахстан в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 2) статьи 6 настоящего Закона. Перечень служб, подразделений и категорий сотрудников органов национальной безопасности, в компетенцию которых входит осуществление разведывательной деятельности, определяется Председателем Комитета национальной безопасности РК в соответствии с законодательством РК;

Субъекты внешней разведки 3) органы военной разведки Министерства обороны Республики Казахстан в пределах полномочий 2. Субъекты внешней разведки в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Казахстан, призваны обеспечивать национальную безопасность Республики Казахстан путем ведения разведывательной деятельности. 3. Орган внешней разведки является специальным государственным органом, относится к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, имеет символику, знамя, ведомственные награды и нагрудные знаки, действительное и условные наименования.

Задачи разведывательной деятельности 1) обеспечение Президента Республики Казахстан, Правительства и государственных органов Республики Казахстан разведывательной информацией и аналитическими оценками, необходимыми для принятия решений в политической, финансово-экономической, военно- политической, научно-технической, гуманитарной, экологической и иных областях, затрагивающих национальные интересы Республики Казахстан; 2) участие в разработке и реализации государственной политики в области национальной безопасности Республики Казахстан; 3) содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны и военно- техническому обеспечению безопасности Республики Казахстан; 4) добывание разведывательной информации и реализация мер, направленных на недопущение реального и потенциального ущерба национальным интересам и безопасности Республики Казахстан со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, террористических и экстремистских организаций, преступных сообществ (преступных организаций), а также отдельных лиц; 5) иные задачи, определяемые законами и актами Президента Республики Казахстан.

Органы военной разведки Министерства обороны являются частью сил обеспечения безопасности Республики Казахстан которые призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законами и подзаконными нормативными актами оперативно- розыскных мероприятий.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СЛУЖБА оперативно-следственные подразделения уполномоченного органа по противодействию коррупции, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений.

Служба государственной охраны Республики Казахстан непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан специальный государственный орган, относящийся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющий в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов.

Охранные мероприятия – совокупность правовых, организационных и технических мер, оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов.

Охраняемыми лицами являются: 1) Президент Республики Казахстан; 2) Председатель Сената Парламента Республики Казахстан; 3) Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан; 4) Премьер-Министр Республики Казахстан; 5) супруга (супруг) Президента Республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи; 6) Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы; 7) члены семьи Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;

Охраняемыми лицами являются: 8) экс-Президент Республики Казахстан; 9) должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан; 10) главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается в соответствии с международными договорами Республики Казахстан; 11) руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан

Охраняемые объекты - здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория.

Служба экономических расследований - оперативно-следственные подразделения органов государственных доходов, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений, отнесенных законами Республики Казахстан к ведению этих органов, а также осуществляющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан..

2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их перечень При выполнении определенных Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала; б) обеспечивать выявление, предупреждение и пресечение преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам; б-1) исполнять письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; б-2) исполнять судебные акты о розыске скрывающегося подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, должника по исполнительному производству, а также лица, уклоняющегося от отбывания наказания или пробационного контроля;

в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства; г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации

Органы внутренних дел Республики Казахстан Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны: 1) защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств; 2) принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о происшествии, совершенном или готовящемся уголовном или административном правонарушении, информировать заявителя о принятом решении в установленном законодательством порядке; 3) оказывать помощь физическим лицам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; 4) осуществлять общие, специальные и индивидуальные меры профилактики правонарушений; 10) осуществлять поиск, задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных решением суда принудительных мер медицинского характера; 11) доставлять в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; 12) обеспечивать охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий; 13) пресекать массовые беспорядки, групповые неповиновения; 14) осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечению режима чрезвычайного или военного положения; 15) осуществлять государственный контроль за субъектами, занимающимися охранной деятельностью, монтажом, наладкой и техническим обслуживанием средств охранной сигнализации, и за деятельностью специализированных учебных центров по подготовке и повышению квалификации работников, занимающих должности руководителя и охранника в частной охранной организации; 16) осуществлять охрану физических лиц и объектов, подлежащих государственной охране; 17) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств при обеспечении пропускного режима на объектах, подлежащих государственной охране; 21) принимать меры по пресечению незаконной иммиграции, учету и регистрации иностранцев и лиц без гражданства, контролировать соблюдение ими установленных правил въезда, выезда, пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан; 25) осуществлять контроль в форме проверок и иных формах за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 27) принимать меры по обезвреживанию и уничтожению обнаруженных взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств; 28) контролировать состояние антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму"; 29) принимать участие в проведении антитеррористических операций и охранных мероприятий; 30) выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать уголовные правонарушения, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий; 31) задерживать лиц, совершающих уголовные или административные правонарушения; 32) устанавливать причины и условия, способствующие совершению уголовных правонарушений, принимать меры, направленные на их устранение; 33) осуществлять досудебное производство по уголовным делам; 34 ) проводить розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, исполнения решения суда, пропавших без вести; 37) принимать меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, и их имущества; 38) содержать лиц в специальных учреждениях органов внутренних дел, обеспечивать их охрану и конвоирование; 39) исполнять приговоры и постановления суда в отношении осужденных, обеспечивать соблюдение порядка и условий отбывания наказаний, охрану учреждений уголовно-исполнительной системы; 40) обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и специальных учреждениях органов внутренних дел; 41) требовать от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также состоящих на учете служб пробации, исполнения обязанностей, возложенных на них законом и судом; 42) обеспечивать законность, правопорядок в учреждениях уголовно-исполнительной системы; 43) обеспечивать собственную безопасность; 44) обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности; 45) обеспечивать соблюдение требований информационной безопасности; 46) обеспечивать защиту персональных данных; 47) обеспечивать накопление, сохранность и учет документов Национального архивного фонда Республики Казахстан и иных документальных материалов о деятельности органов внутренних дел, выдавать физическим и юридическим лицам архивные справки; 48) представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 49) представлять по запросам уполномоченного органа в области реабилитации и банкротства сведения по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным по преступлениям против собственности в отношении должников, признанных в установленном законом порядке банкротом или в отношении которых применена реабилитационная процедура; 50) осуществлять межведомственную координацию деятельности по обеспечению общественной безопасности; 51) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

3. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при решении задач оперативно-розыскной деятельности, их перечень 1) проводить в пределах своей компетенции гласно и негласно оперативно- розыскные мероприятия, перечисленные в статье 11 настоящего Закона, а также по поручению следователя, дознавателя негласные следственные действия, определенные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 2) создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности; 3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по письменному или устному договору жилые и нежилые помещения, транспортные средства, а также иное имущество физических и юридических лиц, воинских частей с возмещением ущерба владельцам в случае его нанесения, а также расходов за счет органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность и негласные следственные действия;

4) в целях создания конспиративных организаций использовать документы, зашифровывающие работников, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и негласные следственные действия, а также личность конфиденциальных помощников; 4-1) разрабатывать и утверждать правила эксплуатации транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями; 6) получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию от других организаций с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

7) привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий; 8) беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения организаций, а на территорию воинских частей и других режимных объектов, охрана которых осуществляется в соответствии с воинскими уставами военнослужащими, а также сотрудниками правоохранительных и специальных государственных органов, – по согласованию с их руководителями либо руководителями центральных государственных органов, в составе которых имеются режимные объекты или воинские части, только в целях проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 11 Закона об ОРД, и негласных следственных действий;статьей 11 9) регистрировать и (или) передавать по подследственности в порядке и сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, сведения о выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий уголовных правонарушениях с приложением подтверждающих материалов.

Органы внутренних дел Республики Казахстан 2. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право: 1) требовать от физических и юридических лиц соблюдения законодательства Республики Казахстан, прекращения противоправных действий, а также запрещать физическим лицам фотосъемку и видеозапись сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими своих служебных обязанностей во время проведения следственных мероприятий в местности, где объявлено чрезвычайное положение, или в зоне проведения антитеррористической операции, в случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения; 2) проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел; 3) вызывать в органы внутренних дел физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам и делам, получать от них объяснения и показания, документы, их копии, а при неявке подвергать в установленном порядке приводу; 4) запрашивать у руководителей или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности сведения об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму"; 5) запрашивать у субъектов охранной деятельности информацию об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об охранной деятельности"; 6) вносить физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных или административных правонарушений; 7) устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел; 8) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка; 9) пресекать незаконные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста; 10) проводить освидетельствование лиц на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования; 11) останавливать и досматривать транспортные средства, отстранять от управления транспортными средствами лиц, запрещать эксплуатацию транспортных средств, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов; 12) производить оцепление участков местности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок; 13) производить при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий досмотр физических лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств, не допускать в места их проведения лиц и транспортные средства с запрещенными предметами и вещами; 14) устанавливать контрольно-пропускные пункты при проведении оперативно-профилактических, розыскных и иных специальных мероприятий; 15) принимать участие в карантинных, санитарно-противоэпидемических и природоохранных мероприятиях; 16) привлекать для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период ликвидации чрезвычайных ситуаций; 17) использовать любой вид транспорта (кроме транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, прибытия к месту происшествия, в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 18) проводить проверки мест разработки, производства, ремонта, хранения, использования, уничтожения, торговли, коллекционирования и экспонирования гражданского и служебного оружия и патронов к нему, их основных составных частей, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; 19) использовать технические средства для фиксации фактов совершения уголовных или административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел; 20) проводить мероприятия по задержанию лиц, совершивших уголовные или административные правонарушения, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия; 21) доставлять в органы внутренних дел физических лиц за совершение административного правонарушения; 22) задерживать военнослужащих, совершивших уголовные или административные правонарушения, и передавать их органам военной полиции, командирам воинских частей или начальникам местных органов военного управления; 23) изымать оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также иные запрещенные предметы и вещества; 24) проводить специальные операции по обнаружению, блокированию, обезвреживанию и задержанию преступников и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, членов организованных преступных групп (сообществ), а также по освобождению заложников; 25) входить беспрепятственно, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках; 25-1) в целях обеспечения наблюдения и контроля за лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, проверки наличия и целостности электронных средств слежения беспрепятственно входить в жилые помещения, где они проживают, на территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом), в производственные и иные помещения организаций независимо от форм собственности по месту их работы или учебы; 26) ограничивать, временно запрещать физическим лицам доступ или пребывание в жилищах, в определенных участках местности, если их нахождение создает угрозу жизни и здоровью человека, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспортных средств и пешеходов, а также в случаях проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и массовых мероприятий; 27) использовать документы других государственных органов и организаций для зашифровки конспиративных организаций, помещений, транспортных средств, личности сотрудников и их ведомственной принадлежности; 28) проводить научно-технические и иные исследования; 29) создавать, использовать и совершенствовать ведомственные и оперативные учеты; 30) для постановки на криминалистические учеты подозреваемых, обвиняемых, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, поставленных на профилактический учет, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку, отбирать биологические, одорологические и другие образцы; 31) создавать, использовать и совершенствовать информационные системы, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные сети, сети связи; 32) задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр; 33) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан; 34) проводить освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования; 35) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, не допускать граждан на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающую к нему территорию или обязывать их остаться либо покинуть ее при введении режима особых условий; 36) привлекать общественные и религиозные объединения к деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 37) отказывать в оказании государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 38) привлекать средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел; 39) на безвозмездное аэронавигационное обслуживание воздушных судов органов внутренних дел; 40) осуществлять сбор и обработку персональных данных; 41) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. В случае нарушения сотрудниками, военнослужащими и работниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей прав, и свобод человека и гражданина, а также законных интересов физических и юридических лиц органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 9. Ответственность сотрудников органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность 1. Сотрудники, допустившие противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 2. Ущерб, причиненный действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Спасибо за внимание