Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всё самое, самое…. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко.
Advertisements

Образ Петербурга в русской литературе. На примере Преступления и наказания.
Подготовила: учитель начальных классов Тимановская Елена Витальевна.
Петербург Достоевского «..Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит…» А.С.Пушкин Автор работы:
Исследовательская работа учениц 4 а класса МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского» Терелюк Виктории и Буйловой Марины Руководитель:Никифорова Е.Ю.
определить идейное и художественное своеобразие поэмы ; выявить особенности композиции ; охарактеризовать образ Петербурга ; проанализировать образы героев.
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Смысловые группы наречий Цель урока: 1) систематизация знаний о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий; 2) формирование умения определять.
Проектная работа на тему «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка для овладения видами речевой деятельности»
Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Презентация урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Знал красивый город, река Нева мосты, Белые ночи Знаю Хочу узнать.
город полусумасшедших На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь.
В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество- не только не отошли с уничтожением.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Составитель: Щупачко Н.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ РК «Специальная.
Смысловые группы наречий Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Любимое детище Петра. Памятник Петру I «Медный всадник» Скульптор Э. –М. Фальконе На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн И вдаль глядел.
замечать описания в художественном произведении; понимать роль этих описаний; осознавать органическое единство формы и содержания художественного произведения;
Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать. Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать Красивый город Река Нева Белые ночи Мосты Город рек и каналов.
Историческая справка Санкт-Петербург Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед.
Транксрипт:

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила: Бренер И.Е.

А.С. Пушкин «Медный всадник» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.

По словам Белинского, настоящим героем поэмы "Медный всадник" Пушкина является не император Петр I и не чиновник Евгений. Настоящим героем поэмы является Петербург: "...Настоящий герой ее [поэмы] - Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде..." (В. Г. Белинский)

Н.В. Гоголь «Шинель» Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.

Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести "Шинель" близок к тому, каким он будет представлен в романе "Преступление и наказание". Достоевский также пишет о характерной для Питера "вони". Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила: Бренер И.Е.

Прочитайте фрагмент Городской пейзаж в романе Летняя вонь, вонь из распивочных, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, опять вонь из лавочек и распивочных, вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Дворец, купол собора, голубое небо, голубая вода; не было ни духоты, ни вони, ни распивочных; цветы.

Выявите закономерность в этих описаниях-пейзажах Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа Какова роль пейзажа в романе? Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.

О чём говорил Достоевский, используя эти слова? Каморка

«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик». Каморка

Чью комнату так описывал Достоевский? Сарай

Чью комнату Достоевский называл «проходной угол»?

за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…

Чья комната изображена, и какой предмет лишний?

Какой цвет преобладает в романе?