САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Контрольная работа по дисциплине: "Муниципальное право РФ" на тему: " Контроль за осуществлением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
Advertisements

Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
1 ТЕМА 7 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СПК ПС ОМС. 2 Понятие муниципального правового акта Муниципальный правовой акт – это решение по вопросам местного.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Законодательство, устанавливающее правовую основу для деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления Федеральный закон от
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ: 1. простота подготовки и оформления жалобы; 2. отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины и судебных.
Структура Органов местного самоуправления
Политическая система РФ.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Права и обязанности налогоплательщиков Работу выполнил студент 111 группы Михайлов Михаил.
Транксрипт:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Контрольная работа по дисциплине: "Муниципальное право РФ" на тему: " Контроль за осуществлением местного самоуправления " Киянова А.А. 144/3

Актуальность темы В соответствии с п.1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Данные обязанности, требуют от должностных лиц и органов местного самоуправления максимальной самоотдачи, скрупулёзности и высокой степени ответственности в их работе.

Актуальность темы В последнее время стало ярче проявление того, что одной из важных причин, препятствующих позитивному социально-экономическому развитию жизни страны на местном уровне, стала халатность и безответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В связи с данной проблемой, становятся актуальными вопросы организации и осуществления контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, выполнению ими своих служебных полномочий и их ответственности.

Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 1. Государственный контроль Государственный контроль осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида: 1) контроль за соблюдением законов, который включает: контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и как следствие - установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления; контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного само-управления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов; контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами; 2) контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 1. Государственный контроль Как предусмотрено в статье 8 Европейской хартии местного самоуправления, любой административный контроль за органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить. Следует отметить, что объектом контроля является деятельность органов местного само-управления и их должностных лиц в широком смысле, в том числе такая форма ее проявления, как злоупотребление властью. В ст. 52 Конституции РФ установлена государственная гарантия защиты от злоупотребления властью, в том числе посредством судебной защиты.

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан В Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" урегулирован порядок обращения граждан в суд. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения) или бездействие, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность; он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан В Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 154-ФЗ и 131-ФЗ) есть статьи, посвященные рассмотрению обращений в органы местного самоуправления. В 65 субъектах РФ есть законы субъектов РФ об обращениях граждан. В настоящее время особенности рассмотрения обращений регулируются Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с названным Законом граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам. Причем в Законе отмечается, что правом на обращение обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 4) в течение 30 дней дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона (анонимное обращение, обжалование судебного решения, невозможность прочтения текста обращения, многократность об-ращения по одному и тому же вопросу без приведения новых доводов, необходимость затрагивать государственную или иную охраняемую законом тайну); 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

3. Прокурорский надзор В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона 131-ФЗ органы прокуратуры Россий-ской Федерации и другие уполномоченные Федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конститу-ционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Рос- сийской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

3. Прокурорский надзор Наиболее характерными нарушениями, выявляемыми в уставах и правовых актах органов местного самоуправления: Превышение органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий. Например, введение на территории конкретных муниципальных образований налогов и сборов, государственной пошлины, не предусмотренных законодательством. Неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления. Так, повсеместно правовые акты, содержащие общеобязательные правила, вместо представительных органов местного самоуправления единолично принимались главами муниципальных образований. Судами Республики удовлетворялись заявления прокуроров о признании недействительными решений глав муниципальных образований об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Нарушение бюджетного законодательства. По протестам прокурора отменялись акты глав муниципальных образований по предоставлению муниципальных гарантий организациям за счет местных бюджетов по договорам поставки сельхозпродукции. Нарушение административного законодательства. Правовыми актами глав муниципальных образований вводилась административная ответственность за проезд по улицам и т.д.

3. Прокурорский надзор В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры РФ осуществляют общий надзор за законностью. Общий надзор означает: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления. В названном Законе предусматривается, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения Закона органами и должностными лицами: опротестовывает противоречащие Закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений Закона. В этом случае должностные лица или органы местного самоуправления обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

3. Прокурорский надзор В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ" на органы прокуратуры возлагается обязанность по защите нарушенных прав и законодательно охраняемых интересов граждан в форме обращения в суд с заявлением. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований Федеральным законом 131-ФЗ определено, что устав муниципального образования (акт, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов муниципального образования) вступает в силу после его государственной регистрации в органах юстиции. Государственная регистрация устава муниципального образования необходима для включения муниципального образования в единый федеральный реестр муниципальных образований, для приобретения соответствующими органами местного самоуправления прав юридических лиц. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть: противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответ-ствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного федеральным законом порядка принятия устава.

4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, которые: 1) проверяют соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; 2) проверяют соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; 3) присваивают уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; 4) выдают свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; 5) включают сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Кроме устава муниципального образования необходимо представлять: 1) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят устав муниципального образования; 2) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации

5. Судебный контроль Статья 49 Федерального закона от от 4 августа 2000 г. устанавливает усложненный порядок инициирования и решения вопроса об ответственности представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления перед государством. В соответствии с ней представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления его в силу.

5. Судебный контроль Пунктом 4 ст. 49 Федерального закона от от 4 августа 2000 г. предусмотрено, что Президент РФ в соответствии с п. 3 данной статьи вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления в том случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда этим органом не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации не приняты предусмотренные законом меры. Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполни-тельного органа государственной власти субъекта Федерации) не приняты соответствующие меры, то Президент РФ вправе отрешить главу муниципального образования от должности, издав соответствующий указ.

5. Судебный контроль Роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования путем отрешения его от должности мо-жет нарушить права и законные интересы граждан. Если это произошло, есть возмож-ность подать жалобу в суд на уровне субъекта Федерации (краевой, областной и т.д.) либо в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления). Суды должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

Выводы Прокурорский надзор, как одна из форм государственного контроля, в наибольшей степе-ни способен гарантировать соблюдение конституционных принципов самостоятельности и законной деятельности местного самоуправления, защиту его от необоснованного ущемления. Для усиления контроля за деятельностью глав муниципальных образований и повышения их ответственности за правильное решение вопросов местного значения целесообразно предусмотреть дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц, возможность их отрешения от должности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, установить особенности регулирования труда этой категории должностных лиц.

Литература 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета дек. 2. Федеральный конституционный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.// Собрание законодательства РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 марта 2010 г.// Собрание законодательства РФ Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от г.// Собрание законодательства РФ Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации.// Баранчиков В.А. - М.: Экзамен, Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России.// Кокотов А.Н. – М.: Юристъ, 2007.