Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК 4.1. Финансовая политика. Инструменты и задачи финансовой политики 4.2. Управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 8. Управление финансами. Методы управления финансами – комплексные процедуры управления, направленные на решение укрупненных задач.
Advertisements

Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
Валютно Финансовый механизм в современном мире 900igr.ne t.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Тема 9 Понятие управления финансами, его функциональные элементы Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами Финансовый.
Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Финансовый контроль. Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Тема 3. Управление финансами и финансовая политика.
Финансовый контроль. комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях.
Рыночные отношения в здравоохранении. Общие положения Стало признанным, что здоровье – категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на.
Транксрипт:

Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК 4.1. Финансовая политика. Инструменты и задачи финансовой политики 4.2. Управление финансами. Финансовое планировкание и прогнозирозвание 4.3. Сущность, задачи и виды финансового контроля 4.4. Финансовый рынок 4.1. Финансовая политика. Инструменты и задачи финансовой политики 4.2. Управление финансами. Финансовое планировкание и прогнозирозвание 4.3. Сущность, задачи и виды финансового контроля 4.4. Финансовый рынок

4.1. Финансовая политика. Инструменты и задачи финансовой политики Финансовая политика это совокупность государственных мероприятий, нап-- равленных на достижение определенной степени эффективности и мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение и использозвание в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и в конечном счете – создания условий для экономической стабилизации и прогресса общества. Содержание финансовой политики включает в себя: Разработку научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений их использования; Создание адекватного финансового механизма; Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Инструменты финансовой политики: Управление дефицитом бюджета; Прямое и косвенное налогообложение; Бюджетные расходы.

Задачи финансовой политики: Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых результатов; Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Совершенствозвание федерального и регионального финансового законодательства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают: Финансовую стратегию Финансовую стратегию долговременный курс государства в области финансов, в ходе которого предусматривается решение крупномасштабных задач Финансовую тактику Финансовую тактику решение задач конкретного этапа развития посредством своевременной перегруппировки финансовых связей По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика подразделяется на : Дефляционную финансовую политику Дефляционную финансовую политику Система мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Проводится путем увеличения налогов при одновременном снижении уровня госрасходов, сохранении эмиссии денег, повышении учетной ставки и т.д. Рефляционную финансовую политику Рефляционную финансовую политику Система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста.

Состав финансовой политики определяется инструментами воздействия государства на функционирозвание финансовой системы По этому признаку финансовая политика государства включает в себя: Бюджетную политику Бюджетную политику Комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию бюджетного процесса, управлению дефицитом бюджета и организации бюджетного контроля. Налоговую политику Налоговую политику Система мероприятий, проводимых государством в области формирования налогового механизма для достижения определенных стратегических целей в ходе развития экономики Валютную политику Валютную политику Совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валют- но-финансовыми организациями Кредитную политику Кредитную политику Совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление движением кредит-ного капитала. Учетную политику Учетную политику Проводится ЦБ путем маневрирования (повышения или понижения) учетной ставки в целях воздействия на объем кредита, на состояние платежного баланса на темпы инфляции и т. п.

Финансовый механизм финансовой политики Финансовый механизм финансовой политики представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. ФМ – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. Термин «ФМ» введен в оборот в на- шей стране в конце 60-х г.г. воздействие финансов на эффективность производственного и торгового процессов осуществляются через «финансовый механизм» ФМ представляет собой также сис- тему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировкании и стимулировании финансовых ресурсов. Организация финансового механизма - это сис- тема мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами (создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм и т.п.. Планирозвание в ФМ представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и программ, обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Стимулирозвание в ФМ выражается в использо- финансовых стимулов для повышения эффективности и торгового процессов ((цены, кредит, использозвание прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, дивиденды, премии, финансовые санкции). Функции финансового механизма Организация финансовых отношений Организация финансовых отношений Управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и организацией финансовых отношений Управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и организацией финансовых отношений

Структура финансового механизма Финансовые методы Финансовые методы Финансовые рычаги Правовое обеспечение Нормативное обеспечение Информаци- онное обеспечение Информаци- онное обеспечение Инвестирова- ние, страхозвание и др. Инвестирова- ние, страхозвание и др. Прибыль, %-е ставки, виды кредита, финансовые санкции и др. Законы, указы президента, постановления правительства и др. Инструктивно- методические указания Экономическая, коммерческая, финансовая и др.информация Экономическая, коммерческая, финансовая и др.информация Структуру финансового механизма составляют пять взаимосвязанных элементов:

Элементы финансового механизма государства Финансовое законодательство Организационные формы финансовых отношений Порядок формирования и использования публичных денежных фондов Методология финансового прогнозирования и планировкания Управления финансами Элементы финансового механизма государства

Виды финансового механизма Директивный финансовый механизм Директивный финансовый механизм Регулирующий финансовый механизм Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государства. В его сферу включаются налоги, госкредит, расходы бюджета, бюджетное финансирозвание, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планировка- звание определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не завтра- кивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях (денежные фонды, направления их использования) Типы финансовой политики Классическая Регулирующая Планово- директивная Планово- директивная Регулирующая; Неоконсервативная стратегия;

Классическая финансовая политика Классическая финансовая политика Основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сох- ранение свободной конкуренции, использозвание рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение госрасходов и налогов, обеспечение условия для формирования и исполнения равновесного бюджета. Регулирующая финансовая политика Регулирующая финансовая политика В ее основу положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.основным инструментом вмешательства в экономику становятся гос- расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому госрасходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Планово-директивная финансовая политика Планово-директивная финансовая политика Применяется в странах, использующих административно- командную систему управления экономикой. Основанная на госсобственности на средства производства. Цель финансовой политики – максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения.

Финансовая политика предприятия

4.2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ Управление финансами Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов. Объектом управления финансами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которыми являются: Финансы предприятий, учреждений и организаций; Страховые отношения; Государственные финансы. Субъектом управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление: Финансовые службы предприятий, учреждений и организаций; Страховые органы; Финансовые органы и налоговые инспекции.

Функциональные элементы финансового управления Функциональные элементы финансового управления Финансовое планировкание Финансовое планировкание Стратегическое и оперативное управление Стратегическое и оперативное управление Финансовый контроль Финансовый контроль Предусматривает оценку хозяйствующим субъектом своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффектив- ные направления их исполь- зования. Составными частями финан- сового планировкания явля- ются бюджетное и итоговое планировкание Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление финансами в РФ осуществ- ляют Федеральное Собрание, Администрация Президен- та РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления. Под оперативным управлением финансами понимается совокупность мер, разрабатываемых на основе оператив- ного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме завтрат от перераспределения финансовых ре- сурсов. Оно сводится к маневрированию финансовыми ресурсами в целях решения конкретных задач текущего периода. Его осуществляет Минфин РФ, финорганы МСУ, финансовые службы предприятий и организаций.

Уровни управления финансами в РФ Федеральный: федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, российские акционерные общества, федеральные государственные унитарные предприятия и т.д. Региональный: бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных внебюджетных фондов, государственные унитарные предприятия и т.д. Муниципальный: местные бюджеты, бюджеты местных внебюджет- ных фондов, муниципальные предприятия и т.д. Эффективность управления финансами Достаточность финансовых ресурсов Отсутствие дефицита финансовых ресурсов Уровни управления финансами Достаточность финансовых ресурсов

Органы управления финансами в РФ Государство и его территориальные подразделения Президент РФ Органы госвласти РФ (исполнительные и законодательные) Федеральные государственные органы специальной компетенции Органы государственной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления Органы государственных внебюджетных фондов Главные распорядители и распорядители бюджетных средств Получатели бюджетных средств Кредитные организации

Финансовое планировкание основной метод Управления финансами Роль финансового планировкания Финансовое планировкание перспективный учет всех предполага- емых в будущем доходов и направле- ний расходования денежных средств государства или хозяйствующего су- бъекта для обеспечения его устойчи- вого развития, осуществляемый путем составления финансовых планов раз- ного объема, содержания и назначе- ния в зависимости от задач, целей, сроков и объектов планировкания Понятие финансового планировкания это ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Цели финансового планировкания Задачи финансового планировкания определение возможных объемов финансовых ре- сурсов, капитала и резер- вов на основе прогнозиро- вания величины финансо- совых показателей; обеспечение эффектив- ного использования ре- сурсов в будущем. обеспечение необходимыми финансовыми ресрсами производственной, инвестиционной и финансовой дея- тельности; определение путей эффективного вложения капита- ла, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличе- ния прибыли за счет рационального использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесто- ров; контроль за финансовым состоянием, платежеспо- собностью и кредитоспособностью предприятия.

Методы финансового планировкания Метод экономического анализа Нормативный метод Метод балансовых расчетов Метод много- вариантных расчетов Метод денежных потоков Используется для определения осно- вных закономерно- стей, тенденций движения натура- льных и стоимост- ных показателей, внутренних резер- вов предприятий. На основе зара- нее установлен- ного технико- экономических норм и нормати- вов рассчиты- вается потреб- ность предприя- тий в финансовых ресурсах и их источниках. Основывается на прогнозе поступ- ления средств и завтрат по основ- ным статьям ба- ланса на опреде- ленную дату в перспективе для определения бу- дущей потребно- сти в средствах Сущность сос- тоит в разрабо- тке альтернати- вных вариантов плановых рас- четов для того, чтобы по разли- чным оценоч- ным критериям выбрать опти- мальный. Обуславли- вается ожи- данием пос- тупления средств на счета фир- мы на опре- деленную дату и бюд- жетировани ем всех рас холов.

Классификация видов финансового планировкания Виды финансового планировкания Перспективное Текущее Оперативное используется для опре- деления важнейших по- казателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, явля- ется основной формой реализации хозяйству- ющего субъекта (от 1 года до 3 лет) является основной частью перспективного плана и, по сути, конкретизирует его по- казатели (на один, т.е. теку- щий год ) необходим для конт- роля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходозванием нали- чных финансовых ре- сурсов хозяйствую- щего субъекта

Разновидности и сущность инструментов финансового планировкания Инструменты финансового планировкания 1) Финансовые показатели – директивные параметры качественного или количественного развития 2) Контрольные цифры – параметры перспективного развития предприятия, не имеющие директивного характера 3) Финансовые лимиты – предельно допустимое по верхней и нижней границам директивное значение планируемого показателя

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Финансовое прогнозирозвание Финансовое прогнозирозвание определение объема и услов- ного размещения финансовых ресурсов хозяйствующего су- бъекта на определенный срок вперед путем анализа динами- ки его развития определение объема и услов- ного размещения финансовых ресурсов хозяйствующего су- бъекта на определенный срок вперед путем анализа динами- ки его развития это

Виды финансового прогнозирования Объект прогнозирования 1) Краткосрочное (в пределах одного года) 2) Среднесрочное (на один – три года) 3) Долгосрочное (на срок более трех лет) Финансовые ресурсы как объект прогнозирования и их состав Объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжения хозяйствующего субъекта за период, относительно которого составляется прогноз Чистая прибыль, остающаяся после уплаты обязательных платежей Амортизационные отчисления, возмещаемые из цены продукции Виды финансового прогнозирования

Организационная структура управления финансами на предприятии

Служба управления финансами крупного предприятия

Модуль «Управление финансами»

Составляющие успеха на поприще управления личными финансами

4.4. Финансовый контроль Финансовый контроль Финансовый контроль совокупность мероприятий, проводимых субъектами конт- роля по проверке финансовых и связанных с ними опера- ций и действий государственных органов власти, муници- цпальных образований, предприятий, учреждений, орга- низаций, а также населения с применением специфичес- ких форм и методов организации. Финансовый контроль форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денеж- ных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатс- тва в связи с формирозванием и использозванием центра- лизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной эко- номики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля. Непосредственным предме- том контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмот- рение, утверждение и испол- нение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые по- казатели деятельности субъе- ктов хозяйствования, налого- вые платежи в бюджет и вне- бюджетные фонды; показате- ли, характеризующие денеж- но – кредитные отношения; страховой рынок, другие опе- рации и действия, имеющие стоимостную форму. Цель финансового контроля содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйст- вующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Задачи финансового контроля: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физичес- кими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджет- ными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизован- ных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходо- ванию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информаци- онно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др. Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уго- ловные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нару- шителей финансовой дисциплины.

Классификация финансового контроля I. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль: Государственный контроль Государственный контроль Ведомственный контроль Ведомственный контроль Внутрихозяйственный контроль Внутрихозяйственный контроль проводится органами госу- дарственной власти (Прези- зидентом и Правительством вом РФ, Министерством фи- нансов РФ, Счетной палатой РФ, Государственным тамо- женным комитетом РФ, Цен- тральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлеж- ности и формы собственос- сти; осуществляется контрольно- ревизионными управлениями (отделами) министерств и ве- домств, охватывает деятель- ность подотчетных им пред- приятий, учреждений и орга- низаций. Преимущества дан- ного вида контроля проявля- ются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово- хозяйственной деятельности. проводится финансово- экономическими служба- ми предприятия и напра- влен на непрерывное на- блюдение за эффектив- ностью финансовой, про- изводственной, снабжен- ческой и сбытовой деяте- льности, выявление внут- ренних резервов, обеспе- чение сохранности дене- жных и материальных средств, устранение при- чин и условий, порожда- дающих хищения. Государственный Ведомственный Общественный Правовой Внутрихозяйственный Гражданский

Общественный контроль Общественный контроль Правовой контроль Правовой контроль Гражданский контроль Гражданский контроль выполняется неправитель- ственными общественными организациями или отдель- ными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности; проводится правоохрани- тельными органами в форме ревизий, судебно- бухгалтерской экспертизы и т.д.; осуществляется физичес- кими лицами при налого- обложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д. 2. По времени проведения:. Предварительный Текущий Последующий

Предварите- льный ФК Предварите- льный ФК Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утвержде- ния бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреж- дений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ре- сурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способ- ствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходова- ния финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировкании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы. Текущий ФК Текущий ФК Является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупрежде- ния и выявления нарушений финансовой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значе- ние. Текущий финансовый контроль опирается на первичные до- кументы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предпо- лагает системный факторный анализ деятельности предприятий в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, сни- жения себестоимости продукции, просроченной дебиторской и кре- диторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенап- равленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследу- ется динамика государственного долга..

Последующий ФК Последующий ФК Проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бух- галтерских документов выявляются причины отклонения фактичес- ких данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюдже- тов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий конт- роль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой пос- ле завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффектив- ность организации финансовой работы на предприятиях и организа- циях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансо- вого контроля. Основные методы проведения финансового контроля: Проверки Обследования Анализ Ревизия

Проверки Проверки, проводимые органами государственного финан- сового контроля (например, налоговыми органами), под- разделяются на документальные (выездные) и камераль- ные. Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат пер- вичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгал- терская, статистическая и оперативно-техническая отчет- ность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (органи- зации) запрещено законом. В то же время контрольным орга- нам предоставлено право изымать у юридических лиц доку- менты, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, рас- хищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифи- цированы и т.д. Камеральная проверка проводится по месту нахождения конт- рольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и све- дений проверяемых юридических и физических лиц. Камеральные Документальные (выездные) Документальные (выездные)

Обследозвание Обследозвание заключается в личном ознакомлении контроли- рующего лица на месте с отдельными сторонами финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и орга- низаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д. Анализ Анализ, проводимый на основе детального изучения периоди- ческой и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприя- тий, учреждений и организаций. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и рас- ходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых пла- нов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бю- джетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д. Ревизия Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных про- верок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, а также работы финансовых органов по состав- лению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообраз- ности и экономической эффективности совершаемых хозяйст- венных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение госсобственности; обеспече- ние достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии выявле- ние и предупреждение нарушений в финансово- хозяйственной деятель- ности ревизуемого объе- кта.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов по ведомственной принадлежности ревизуемых органов ведомственные; внутрихозяйственные. по полноте охвата ревизуемых материалов по полноте охвата ревизуемых материалов полные и частичные; комплексные и тематические; сплошные, выборочные и комбини- рованные. по отношению к плану контрольно-экономи- ческой работы по отношению к плану контрольно-экономи- ческой работы плановые; внеплановые; внезапные. по привлекаемым материалам и способам проверки по привлекаемым материалам и способам проверки документальные; фактические.

по очередности использования одних и тех же документов по очередности использования одних и тех же документов первичные; дополнительные; повторные. Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои дос- тоинства и недостатки, избирается в зависимости от харак- тера стоящих перед ревизией общих и частных задач, осо- бенностей деятельности проверяемого объекта и т.д Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа: подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии. Акт ревизии традиционно состоит из трех частей: вводной с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта; основной с констатацией нарушений и обоснозванием их причин; заключительной (результативной) с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

Органы финансового контроля Органы финансового контроля Состав и структура органов финансового контроля определяются государствен- ным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов: Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов: Президент РФ; Главное контрольное управление Президента РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ - Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ),. Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах Федеральная служба РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый органами законодательной власти Финансовый контроль, осуществляемый органами законодательной власти Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созда- ны финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правиль- ности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использова­нием государственных средств и другие вопросы. Парламент через спе- циальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную про- верку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и исполь- зовании государственных средств. Счетная палата РФ. Задачи счетной палаты РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд- жетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; - определение эффективности и целесообразности расходования госсредств и использования федеральной собственности; -оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспер- тиза проектов федеральных законов; - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение.

Центральный банк РФ (Банк России). Финансовый контроль, осуществля- емый ЦБ РФ отличается рядом особенностей в силу специфики своего пра- вового положения: он одновременно является органом государственного уп- равления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятель- ностью. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соб- людением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законода­тельства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К на- рушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).

Внутрихозяйственный контроль и аудит Внутрихозяйственный контроль Внутрихозяйственный контроль осуществляется работниками финансово-бухгалтер- ских служб самих предприятий, учреждений и организа- ций. Особая роль при этом отводится главному (стар- шему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных опе- раций своего предприятия, с тем, чтобы исключить лю- бую возможность образования недостач, растрат, хи- щений, незаконного и нецелевого использования де- нежных средств и материальных ценностей. Аудит Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудито- рских фирм) по осуществлению независимых вневедомст- венных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклара- ций и других финансовых обязательств и требований эко- номических субъектов, а также оказанию других аудитор- ских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия со- вершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на: Внутренний осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленче- ских решений по экономному и рациональному использо- ванию ресурсов предприятия с целью максимизации при- были и рентабельности. Особенностями внутреннего ау- дита является, во-первых, то, что он проводится внутри организации ее же специалиситами-аудиторами; во-вто- рых, то, что он организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основой для принятия управленческих решений; в-третьих, то, что расходы на его проведение финансируются самой организацией. Внешний выполняют аудиторские фирмы или частные предприни- матели аудиторы, на основании проверки обоснован- ности и законности всех хозяйственных операций. Они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка проводится в точном соответст-вии с требованиями соответствующих стандартов и ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» 2001 г.

Аудиторская проверка может быть: Обязательной проводится в случаях, прямо установленных законодате- льством РФ (например, в частности, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г «Об ос- новных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегод- ной аудиторской проверке») или по поручению государст- венных органов. Основные критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязатель- ной ежегодной юридической проверке, подразделяются на несколько групп: по организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной прове- рке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера ус- тавного капитала); виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной еже- годной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвести- ционные институты, внебюджетные и иные фонды; источникам формирования уставного капитала экономического субъекта (если в ус- тавном капитале имеется доля иностранного капитала, то такой субъект подлежит обяза- тельной ежегодной аудиторской проверке). Добровольной (инициативной) Добровольной (инициативной)

4.4. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Финансовый рынок Финансовый рынок представляет собой сферу реализации финансовых активов и экономических отношений, возникающих меж- ду продавцами и покупателями этих активов. Финансо- вый рынок – это рынок, на котором обращаются финан- совые инструменты. С организационной точки зрения финансовый рынок рассматривают как совокупность финансовых инс- титутов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инст- рументов. Под термином «финансовые инструменты» понима- ются различные формы краткосрочного и долгосроч- ного инвестирования. На финансовых рынках осуще- ствляется торговля такими финансовыми инструмен- тами как денежные средства, ценные бумаги и их производные. Финансовый актив – это товар финансового рынка. Таким товаром являют- ся деньги (рубли и иностранная валюта), коммерческие и фондовые цен- ные бумаги, а также ценные бумаги, представляющие безусловное долго- говое обязательство страховых компаний и пенсионных фондов (страховое свидетельство, медицинский полис, пенсионный полис), драгоценные мета- ллы в слитках (за исключением ювелирных и бытовых изделий из них), объекты недвижимого имущества.

Классификация финансовых рынков: По сроку обращения финансовых инструментов: По сроку обращения финансовых инструментов: Денежный рынок Денежный рынок Рынок капитала Рынок капитала Срок обращения финансовых инструментов менее года. Инструменты денежного рынка служат в первую очередь для обеспечения ликвидными средствами госоранизаций и сфе- ры бизнеса. Инструментами денежного рынка являются каз- начейские векселя, банковские акцепты, депозитные серти- фикаты банка. Срок обращения финансовых инструментов более 5 лет (от 1 года до 5 лет – среднесрочные документы). Инструменты рын- ка капитала связаны с процессом сбережения и инвестирова- ния. Инструментами рынка капиталов являются долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды. Наличные и безналичные деньги как таковые обращаются на денежном рынке только в том случае, если они сами являются товаром, а не обслу- живают товарный оборот, как это имеет место на рынках товаров и услуг.

В зависимости от того, каким образом осуществляется передача денежных средств от избыточных денежных единиц к дефицитным В зависимости от того, каким образом осуществляется передача денежных средств от избыточных денежных единиц к дефицитным Рынок банковских ссуд Рынок банковских ссуд Банки и другие кредитные организации являются финансовыми посредниками, осуществляющими процесс доведения денежных средств от кредиторов к заемщикам. Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг На рынке ценных бумаг потребители капитала име- нуются эмитентами, которые привлекают денежные средства путем выпуска и распространения ценных бумаг. Поставщики капитала, вкладывающие сред- ства в покупку ценных бумаг с целью извлечения до- хода, именуются инвесторами. Доведение ценных бумаг до инвесторов происходит, как правило, с помощью посредников, именуемых в разных странах чаще всего инвестиционными институтами, т.е. юридическими лицами, осу- ществляющими свою деятельность с ценными бумагами как исклю- чительную или основную.

В зависимости от срока обращения ЦБ, рынок ценных бумаг подразделяется на: В зависимости от срока обращения ЦБ, рынок ценных бумаг подразделяется на: Рынок краткосрочных ценных бумаг Рынок краткосрочных ценных бумаг сегмент рынка ценных бумаг, на котором разме- щаются и обращаются ценные бумаги со сроком менее одного года. В то же время он является основной частью денежного рынка. Краткосрочные ЦБ в большинстве своем являют- ся платежно-расчетными или кредитными инстру- ментами (векселя и чеки). Однако имеются и чис- то краткосрочные ЦБ – краткосрочные долговые обязательства государства (казначейские вексе- ля США, ГКБО в РФ) Рынок долгосрочных ценных бумаг Рынок долгосрочных ценных бумаг сегмент рынка ценных бумаг, на котором размеща- ются и обращаются ценные бумаги со сроком не менее одного года. Он представляет собой основ- ную часть рынка капитала.

В зависимости от первоочередности размещения ценных бумаг, рынок ЦБ подразделяется на: В зависимости от первоочередности размещения ценных бумаг, рынок ЦБ подразделяется на: Первичный рынок ценных бумаг Первичный рынок ценных бумаг рынок, на котором продаются впервые выпущен- ные ценные бумаги. Обязательные участники этого рынка – эмитенты ценных бумаг и первичные ин- весторы. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресур- сов, необходимых для инвестиций в производство, и другие виды завтрат. Вторичный рынок ценных бумаг Вторичный рынок ценных бумаг рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Вторичные рынки ЦБ предназначе- ны не для привлечения финансовых ресурсов, а для перераспределения уже имеющихся ресурсов в со- оответствии с потребностями участников рынка. Существозвание вторичного рынка ценных бумаг стимулирует деятельность первичного рынка.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами выделяют: В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами выделяют: Организованный рынок ценных бумаг Организованный рынок ценных бумаг Основу организованных рынков составляют бир- жи – специально созданные институты для ор- ганизованной и систематической продажи и пе- репродажи выпущенных финансовых инструмен- тов, главным образом обычных и привилегиро- ванных акций, зарегистрированных на бирже компаний, негосударственных ценных бумаг. Неорганизованный рынок ценных бумаг Неорганизованный рынок ценных бумаг Система рассредоточенных посреднических кон- тор, осуществляющих торговлю выпущенными финансовыми инструментами. На неорганизова- нных рынках происходит большинство первич- ных размещений ценных бумаг, а также торговля бумагами худшего качества – облигациями и ак- циями не зарегистрированных на бирже компа- ний. В последнее время все большее развитие получает система внебирже- вой электронной торговли (СЭЛТ) финансовыми инструментами, кото- рая не может быть строго отнесена ни к неорганизованным, ни к орга- низованным рынкам.