Информационные системы. Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Что должны понимать? Что такое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Advertisements

ИНФОРМАЦИЯ Введение. Информатика изучает … информацию и ее свойства процессы хранения… обработки… и передачи информации с помощью компьютеров. informatique.
1 Информатика изучает … информацию и ее свойства процессы – хранения… – обработки… – и передачи информации с помощью компьютеров. informatique = information.
Лекция 2 Классификация информационных систем Экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» Дисциплина «Информационные системы в образовании»
ИНФОРМАЦИЯ Тема 1. Введение. Информатика изучает … информацию и ее свойства процессы хранения… обработки… и передачи информации с помощью компьютеров.
ИНФОРМАЦИЯ 1. Введение Введение 2. Измерение количества информации 3. Задачи 4. Информация и управление 5. Информационное общество 6. Правовая охрана программ.
Выполнила студентка ТУ-501 Полозова Юлия. Структура и классификация информационных систем Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для.
Представление об информационной системе Одним из направлений информатизации общества является использование информационных систем и технологий на каждом.
Классификация информационных систем. Типы архитектур информационных систем.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах.
Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Информатика – это… наука, изучающая свойства информации, а также процессы ее сбора, хранения, обработки и передачи в разных сферах человеческой деятельности.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Лекция 2 Классификация информационных систем Экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» Дисциплина «Информационные системы в образовании»
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Информационно - поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования системы. Пример: ИС продажи железнодорожных.
Что изучает информатика? Информатика – это… наука, изучающая свойства информации, а также процессы ее сбора, хранения, обработки и передачи в разных сферах.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ Подготовил Иванов А.Н.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Транксрипт:

Информационные системы

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Что должны понимать? Что такое информация? Формы существования, роль в обществе, в экономике Что такое ИС. Ее функции, роль, состав. Нужно четко понимать, что информационная система – инструмент поддержки бизнес-процессов, один из важнейших активов бизнеса. Что оказание ИТ-услуг – один из бизнес-процессов предприятия, поддерживающий остальные. Нужно представлять типы ИС, функции ИС (ее ценность для бизнеса), состав ИС. Процессы преобразования информации, информационная деятельность предприятия; структура, функций и классификация современных ИС. 2

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Содержание Информация – определение, свойства Определение информационной системы Классификация информационных систем Автоматизированные информационные системы

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация – это … любые сведения об окружающем мире, которые человек получает с помощью органов чувств: informatiо – разъяснение, сведения Латинский язык: глаза (зрение, 90 процентов информации) уши (слух) язык (вкус) нос (обоняние) кожа (осязание)

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация – это … Информация – одно из базовых понятий в науке (как материя, энергия), поэтому нет более четкого определения: невозможно выразить через более простые понятия объясняется только на примерах или в сравнении с другими понятиями Н. Винер, «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» «Информация есть информация, а не материя и не энергия».

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Виды информации Символ (знак, жест) Текст (состоит из символов, важен их порядок) Числовая информация Графическая информация (рисунки, картины, чертежи, фото, схемы, карты) Звук Тактильная информация (осязание) Вкус Запах КОТ ТОК

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в неживой природе Информация порядок, организованность, неоднородность порядок (больше информации) хаос (меньше информации) Замкнутые системы (нет обмена информацией и энергией с внешней средой): Открытые системы (возможно увеличение информации): H H O O H H атомы водорода и кислорода звездная пыль молекула воды галактика

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в живой природе Живые организмы – открытые системы. Одноклеточные используют информацию о температуре и химическом составе. Усложнение увеличение информации. Животные воспринимают информацию органами чувств. фотосинтез глюкоза C 6 H 12 O 6 кислород O 2 вода H 2 O углекислый газ CO 2 свет органическое вещество!

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в живой природе Информационные сигналы в жизни животных: звук, свет, запах, поза.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в биологии Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу: Наследственная информация (молекула ДНК):

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в технике системы стабилизации: системы программного управления нагреватель датчик t° t° паровая банятокарный станок контроллер

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информация в технике компьютеры – специальные устройства для хранения, передачи и обработки информации автоматизированные системы продажи билетов (АСУ «Экспресс») Интернет – глобальная информационная система роботы (имеют датчики, заменяющие органы чувств – зрение, слух, осязание) Asimo (Honda) Луноход

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Свойства информации Информация должна быть –объективной (не зависящей от чьего-либо мнения) «На улице тепло», «На улице 28°С». –понятной (английский язык?) –полезной (получатель решает свои задачи) –достоверной (правильной) дезинформация, помехи, слухи, байки –актуальной – должна быть важна в данный момент (погода, землетрясение) устаревшая, ненужная –полной (достаточной для принятия правильного решения) «Концерт будет вечером», история

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Информационные процессы Хранение –мозг, бумага, камень, береста, … –память ПК, дискеты, винчестеры, CD, DVD, магнитная лента Обработка –создание новой информации –кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода) –поиск –сортировка – расстановка элементов списка в заданном порядке Передача источник информации приемник информации канал связи помехи

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., Кодирование информации Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы (языка). Зачем кодируют информацию? ? кодирование данные (код) обработка данные (код) хранение борьба с помехами (специальные способы кодирования) передача Информация передается, обрабатывается и хранится в виде кодов.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Понятие информационной системы Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя. Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами. Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы. Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы – определения Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают: сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты. Информационная система это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление. Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от , 24- ФЗ].

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Процессы, протекающие в информационных системах Информационный процесс – «процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [Закон РФ «Об участии в информационном обмене» от , 85-ФЗ]. Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информавционных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) [Закон РФ «Об участии в информационном обмене»]. В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков: –ввод информации из внешних или внутренних источников; –обработка входной информации и представление ее в удобном виде; –вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; –обратная связь это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Процессы в информационной системе

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные процессы Информационные процессы реализуются с помощью информационных процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат. Различают следующие типы информационных процедур: 1. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм переработки информации остается неизменным и полностью определен (поиск, учет, хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях). 2. Неформализуемые информационные процедуры, при выполнении которых создается новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации неизвестен (формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из полученного множества). 3. Плохо формализованные информационные процедуры, при выполнении которых алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен (задача планирования, оценка эффективности вариантов экономической политики). Функции информационных подразделений, создающих и поддерживающих информационные системы (служба администратора): 1. оповещение и обработка запросов; 2. поддержание целостности и сохранности информации; 3. периодическая ревизия информации; 4. автоматизация индексирования информации.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Свойства информационных систем В целом информационные системы определяется следующими свойствами: 1. любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; 2. информационная система является динамичной и развивающейся; 3. при построении информационной системы необходимо использовать системный подход; 4. выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения; 5. информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную систему обработки информации.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Возможный эффект от применения информационных систем Получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов (повышение эффекта от деятельности); Освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации (снижение трудоемкости); Обеспечение достоверности информации (сокращение потерь); Совершенствование структуры информационных потоков (включая систему документооборота); Предоставление потребителям уникальных услуг; Уменьшение затрат на производство продуктов и услуг (включая информационные).

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Этапы развития информационных систем и цели их использования Концепция использования информации Вид информационной системы (ИС) Цель использования ИС гг. Бумажный поток расчетных документов ИТ обработки расчетных документов на лектромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ИТ для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности гг. Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления. Выработка наиболее рационального решения гг. Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические ИТ. Автоматизированные подразделения Повышение конкурентоспособности предприятия 23

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация информационных систем Тип информационной системы зависит от того : –Какие функции она выполняет –Чьи интересы она обслуживает –На каком уровне управления она используется По характеру представления и логической организации хранимой информации информационные системы подразделяются на: –фактографические, –документальные и –геоинформационные.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Фактографические информационные системы Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики объектов данной предметной области. Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структурирования входной информации. Фактографические информационные системы предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (данных, фактов, концепций).

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Документальные (документированные) информационные системы В документальных (документированных) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика). Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов – соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким- либо критериям и т.д. Определение и установление такой взаимосвязи представляет собой сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может быть формализована в полной мере.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Геоинформационные системы В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство).

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация информационных систем по функциональному признаку Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация информационных систем по уровням управления ИС оперативного уровня – бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты; ИС специалистов – офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы); ИС тактического уровня (среднее звено) – мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений; ИС стратегического уровня – формулирование целей, стратегическое планирование.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы оперативного (операционного) уровня ИС оперативного уровня поддерживает специалистов- исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом. ИС оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой и является основным поставщиком оперативной и архивной информации для остальных типов ИС в организации. Если система работает плохо, то организация либо не получает информацию извне, либо не выдает информацию.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Пример ИС оперативного уровня: бухгалтерская; банковских депозитов; обработки заказов; регистрации авиабилетов; выплаты зарплаты и т.д. 31

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы специалистов Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных ИС интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе. К этому классу систем относятся: –информационные системы офисной автоматизации; –информационные системы обработки знаний.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы офисной автоматизации ИС офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Основная цель обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Эти системы выполняют следующие функции: –обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров; –производство высококачественной печатной продукции; –архивация документов; –электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации; –электронная и аудиопочта; –видео- и телеконференции.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы обработки знаний ИС обработки знаний необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Существуют специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию которые позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок (экспертные системы).

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Информационные системы тактического уровня (среднее звено) Информационные системы управления (MIS – Management Infor­mation System) - ориентированы на тактиче­ский уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и орга­низацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, ана­лиз и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Основные функции ИС тактического уровня: –сравнение текущих показателей с прошлыми показателями; –составление периодических отчетов за определенное время (а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне); –обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Системы поддержки принятия решений Системы поддержки принятия решений (СППР, DSS – Decision Support Sys­tem) - используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формирова­нию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ре­сурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реали­зацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической об­работки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер. СППР обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее (имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями). СППР получают информацию из управленческих и операционных информационных систем. СППР используют все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Особенности СППР Обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать; оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа; позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные; отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий несколько раз в день; имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Стратегические информационные системы Стратегические ИС представляют собой компьютерные информационные системы, обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Стратегическая ИС стали расцениваться как важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие потребителей с поставщиками.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация по степени автоматизации 39

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация по степени автоматизации В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные. –Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой. –Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" обязательно вкладывается понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения. –Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация по характеру использования информации Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных (информационно- поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах). Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса управляющие и советующие системы. –Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета. –Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация по сфере применения Информационные системы организационного управления предназна­чены для автоматизации функций управленческого и опера­ тивного контроля и регулирования, оперативного учета и анализа, пер­ спективного и оперативного планирования, бухгалтерского учета, управ­ления сбытом и снабжением и пр.; Информационные системы управления технологическими процес­сами предназначены для автоматизации функций производственного персонала: организации поточных линий, изготовления микросхем, под­держания технологического процесса и пр.; Информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщи­ ков, конструкторов, архитекторов дизайнеров для проведения инженер­ных расчетов, создания графической документации (чертежей, схем, планов), создания проектной документации, моделирования проекти­руемых объектов; Корпоративные информационные системы используются для автома­тизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

Информационные системы в менеджменте ИУБПиЭ СФУ, кафедра Бизнес-информатики (с) Доррер М.Г., 2013 Классификация по способу организации По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы: –системы на основе архитектуры файл-сервер; –системы на основе архитектуры клиент-сервер; –системы на основе многоуровневой архитектуры; –системы на основе интернет/интранет-технологий.