Отводящий нерв - n. abducens (VI пара) Возрастные особенности, аномалии развития, методы исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ромбовидный мозг,Продолговатый мозг,четвертый желудочек
Advertisements

Проводящие пути Головного и спинного мозга. Проводящие пути Образованы цепями нейронов, тела которых располагаются в различных отделах нервной системы.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Заболевания сетчатки. Сетчатка это тончайшая внутренняя оболочка глаза, прилежащая на всем своем протяжении с внутренней стороны к стекловидному телу,
Подъязычный нерв, n. hypoglossus ( XII пара ) Выполнила Чагаева Яна ОП-205.
Симпатическое воспаление глаза Симпатическое воспаление глаза - это забо левание, получившее свое название в связ и с тем, что при раневых глубоких поражен.
Презентация по психогенетике подготовила студентка группы СП Писаренко Ольга ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПЛОД.
Государственный Медицинский Университет г. Семей Кафедра: Офтальмологии и оториноларингологии. СРС На тему: Атипичные формы мастоидитов, Дифференциальная.
Пенская А.Ю Истомина Ю.В 3 ст,5 гр. Синонимы:окуло-дентодигитальный синдром, глазо-зубо-костная дисплазия, синдром Мейер-Швиккерат Описан Meier и Schwickerat.
Гемионапсия. План: Что такое Гемианопсия? Что провоцирует Гемианопсия Патогенез (что происходит?) во время Гемианопсии Симптомы Гемианопсии Диагностика.
Лицо – это передний отдел головы человека Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
1.Прецентральная извилина 2.Прецентральная борозда 3.Верхняя лобная извилина 4.Центральная борозда 5.Средняя лобная извилина 6.Нижняя лобная извилина.
Российский университет дружбы народов Медицинский факультет Презентация на тему: Отводящий нерв (VI пара )
Черепные нервы ведущий научный сотрудник Р Н П К «Кардиология», к.м.н. Карпова Ирина Станиславовна.
Блуждающий нерв (п. vagus) X пара черепно- мозговых нервов.
Строение и функции головного мозга. Масса головного мозга разных организмов 4700 г. 355 г г. 1,6 г г. 0,02 г.
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТІ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА Тема: Аномалии прикуса,
Наследственные заболевания человека
Вывихи Презентацию составила Гостева Вероника 8 «Г»
Транксрипт:

Отводящий нерв - n. abducens (VI пара) Возрастные особенности, аномалии развития, методы исследования

Система состоит из двух нейронов. Центральный нейрон располагается в нижнем отделе прецентральной извилины. Аксоны его в составе корково-ядерного пути направляются к ядру своей и противоположной стороны. Ядра отводящих нервов расположены по обеим сторонам от средней линии в покрышке нижней части моста вблизи продолговатого мозга и под дном IV желудочка. Внутреннее колено лицевого нерва проходит между ядром отводящего нерва и IV желудочком.

Выход из мозга: Волокна направляются к основанию мозга и выходят стволиком на границе моста и продолговатого мозга на уровне пирамид. Отсюда оба нерва направляются кверху через субарахноидальное пространство по обеим сторонам от базилярной артерии. Далее они проходят через субдуральное пространство кпереди от ската, прободают оболочку и присоединяются в пещеристом синусе к другим глазодвигательным нервам. Выход из черепа: через верхнюю глазничную щель входит в глазницу Функция: иннервирует латеральную мышцу глаза, поворачивающую глазное яблоко кнаружи.

Отводящий нерв, как и другие ЧМН, у новорожденного четко специализирован, но развитие его не завершено. Макроскопически он относительно тонкий, к примеру более крупными являются обонятельные, зрительные, блуждающие нервы. Миелинизация начинается на 7 месяце пренатального развития. Двигательные нервы миелинизируются раньше, чем чувствительные. Так, отводящий нерв, являясь полностью двигательным, к моменту рождения в значительной степени миелинизирован. После рождения процесс миелинизации продолжается до 15 месяцев жизни. В течение первых лет жизни формируются связи черепных нервов между собой.

Аномалии и пороки развития черепных нервов тесно связаны с врожденными пороками ЦНС и являются следствием нарушения одного или нескольких основных процессов развития мозга: образование нервной трубки, разделение ее краниального отдела на парные образования, миграция и дифференцировка нервных клеточных элементов. Так, нарушения развития стволовых отделов представляют гипоплазию или аплазию ядерных групп (например глазодвигательных или блоковых нервов). Нарушения в развития Варолиева моста приводят к врожденным порокам развития тройничного, отводящего, лицевого и преддверно- улиткового нервов с соответствующей клинической картиной.

Любые нарушения в иннервации глазодвигательных мышц влияют на возможность полноценно видеть. Среди таких нарушений можно выделить парез глазных мышц у детей, так как у них, помимо основных причин, которые свойственны взрослым людям, часто проявляются врожденные аномалии. Парез отводящего нерва проявляется как изолированный паралич. Человек при этом не может полноценно отводить глаз и у него проявляется двойная картинка одного объекта (диплопия). Такое явление возникает из-за нарушения иннервации латеральной мышцы, за которую отвечает отводящий нерв.

Повреждается отводящий нерв из-за следующих факторов: Аневризма; Повреждение сонной артерии; Черепно-мозговые травмы; Болезни инфекционного характера; Онкологические заболевания; Микроинфаркты и инсульты; Патологии нервной системы; Рассеянный склероз. Отводящий нерв у детей также травмируется из-за перечисленных факторов. Однако для малышей свойственны и другие причины: Синдром Градениго; Синдром Мебиуса; Синдром Дуэйна.

Синдром Мебиуса врожденная аплазия ядер отводящего и лицевого нервов. Многие случаи этого синдрома спорадические, но имеются описания семей с аутосомно-рецессивным и аутосомно-доминантным наследованием. Частота составляет 1 случай на новорожденных. Кроме аплазии ядер, могут наблюдаться другие аномалии развития: микрофтальм, деформации ушей, аномалии прикуса, лишние пальцы и отсутствие пальцев, синдактилия, брахидактилия, косолапость, недоразвитие грудных мышц. Интеллект снижен примерно у 40% больных. Синдром Мебиуса следует дифференцировать от травматических поражений лицевого нерва в родах.

Синдром Мебиуса.Клиника Лицо ребенка маскообразное, без морщин, с открытым ртом и не закрывающимися глазами. Углы рта опущены. Глазные яблоки не отводятся в стороны. Иногда наблюдается полная наружная офтальмоплегия вследствие аплазии ядер глазодвигательных нервов или полного отсутствия наружных мышц глаза.

Возникает данное патологическое состояние при среднем отите или мастоидите, осложненных инфекцией воздухоносных клеток верхушки пирамиды височной кости (апицит). Синдром Градениго

симптомами синдрома Градениго являются картина гнойного воспаления среднего уха, паралич (в легких случаях – парез) наружной прямой мышцы глаза, развивающийся в силу поражения отводящего нерва, болевыми ощущениями по ходу тройничного нерва (прежде всего, второй и третьей ветви). Также отмечается быстро развивающееся тугоухость, обусловленная поражение звуковоспринимающего и звукопроводящего аппаратов среднего уха

Синдром Дуэйна Синдром Дуэйна (Duane's syndrome, ретракционный синдром Дуэйна) – редкая форма врожденного косоглазия, при которой имеет место нарушение в нервах, контролирующих движения глаза. Заболевание названо в честь американского офтальмолога Александра Дуэйна ( ). Существует 3 типа (I, II, III) и 3 субтипа (A, B, C) этого заболевания. Самым распространенным (до 80% всех случаев синдрома) является I тип, и в 80% синдром односторонний (чаще левосторонний). При всех 3 типах синдрома наблюдается сужение глазной щели при приведении глаза к носу

Синдром Дуэйна Синдром Дуэйна является, скорее всего, следствием неправильного подключения глазных мышц, в результате чего некоторые глазные мышцы сокращаются, когда они не должны сокращаться. Установили, что в большинстве случаев ядра и нервы абдукции отсутствуют или гипоплазированы, а боковая прямая мышца иннервируется ветвью глазодвигательного нерва. Эта точка зрения поддерживается более ранними работами Хотчкисс и др., которые сообщали об аутопсии двух пациентов с синдромом Дуэйна. В обоих случаях отводящий нерв отсутствовал, и боковые прямые мышцы были иннервированы нижней дивизионом третьего или глазодвигательного нерва. Это неправильное подключение нервных волокон приводит к нервированию противоположных мышц. Таким образом, в связи с попыткой абдукции, стимулирование латеральной прямой мышцы через глазодвигательный нерв будет сопровождаться стимуляцией противоположной медиальной прямой мышцы через тот же нерв.

Исследование функций Исследование всех трех пар глазодвигательных нервов(III, IV и VI нервы) ведется одновременно. У новорожденного зрачки одинаковой величины, с живой прямой и содружественной реакциями на свет. Движения глазных яблок осуществляются раздельно: еще нет бинокулярного зрения. Сочетанные движения глаз непостоянны, возникают случайно. Глазные яблоки часто спонтанно конвергируют к средней линии, в связи с чем периодически наблюдается сходящееся косоглазие. Оно не должно быть постоянным, в противном случае это свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Движения глазных яблок у новорожденных толчкообразные. Постепенно, по мере фиксации взора, когда ребенок начинает следить за предметами, движения становятся плавными, содружественными.

Исследование функций Фиксацию взора на предмете иногда можно отметить уже у 5 – 8-дневных детей, но более постоянной она становится с 4 – 6 недель. В 9 – 10-дневном возрасте новорожденные делают первые попытки следить за движущимися яркими предметами, при этом осуществляют движения только глазные яблоки, голова остается неподвижной. После 4 недель постепенно появляется сочетанный поворот головы и глазных яблок. Развитие фиксации взора на предмете связано в известной мере со степенью психического развития. Своевременное появление фиксации взора является благоприятным симптомом, свидетельствующим о нормальном психическом развитии.

Спасибо за внимание